Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 07:02, реферат
Жизнедеятельность человека подчиняется, с одной стороны, биологическим закономерностям, а с другой — условиям его существования в социокультурном мире. У животных цели жизнедеятельности заданы «от природы» и сводятся к удовлетворению витальных (жизненных) потребностей в самосохранении, продолжении рода и т. п. «Технология» их жизнедеятельности — ее механизмы и способы — в основе своей обусловлена генетически, и лишь в большей или меньшей мере видоизменяется в зависимости от индивидуального опыта особи. У человека же над биологическими, витальными потребностями надстраивается целая пирамида обусловленных культурой общества социальных и духовных потребностей.
Введение
1. Технология как культурный феномен
1.1 Становление и развитие технологической культуры
1.2 Особенности технологической культуры
2. Мир техники в пространстве культуры
2.1 Мир техники
2.2 Предметная и исполнительская техника
2.3 Техника и культура
2.4 Функции техники
2.5 Образ техники в культуре
2.6 Противоречивость технического прогресса
3. Особенности научного знания
3.1 Научная деятельность
3.2 Социокультурные ориентиры науки. Истина и польза
3.3 Автономия и социальный контроль
3.4 Нейтрализм и социальная ответственность
3.5 Отношение общества к науке. Образ науки
4. Происхождение и развитие инженерной культуры
4.2 Функциональная структура инженерии
4.2.1 Проектирование
4.2.2 Изобретательство
4.2.3 Конструирование
4.3 Сфера современной инженерии
4.4 Инженерия будущего
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Технология как культурный феномен
1.1 Становление
и развитие технологической
1.2 Особенности технологической культуры
2. Мир техники в пространстве культуры
2.1 Мир техники
2.2 Предметная и исполнительская техника
2.3 Техника и культура
2.4 Функции техники
2.5 Образ техники в культуре
2.6 Противоречивость технического прогресса
3. Особенности научного знания
3.1 Научная деятельность
3.2 Социокультурные
ориентиры науки. Истина и
3.3 Автономия и социальный контроль
3.4 Нейтрализм и социальная ответственность
3.5 Отношение общества к науке. Образ науки
4. Происхождение и развитие инженерной культуры
4.2 Функциональная структура инженерии
4.2.1 Проектирование
4.2.2 Изобретательство
4.2.3 Конструирование
4.3 Сфера современной инженерии
4.4 Инженерия будущего
Заключение
Литература
Введение
Тема реферата «Технологическая культура» по дисциплине «Культурология».
Цель работы – ознакомится с понятием технологической культуры, а именно:
- технологией;
- миром техники в пространстве культуры;
- особенностями научного знания;
- происхождением
и развитием инженерной
1. Технология как культурный феномен
Жизнедеятельность человека подчиняется, с одной стороны, биологическим закономерностям, а с другой — условиям его существования в социокультурном мире. У животных цели жизнедеятельности заданы «от природы» и сводятся к удовлетворению витальных (жизненных) потребностей в самосохранении, продолжении рода и т. п. «Технология» их жизнедеятельности — ее механизмы и способы — в основе своей обусловлена генетически, и лишь в большей или меньшей мере видоизменяется в зависимости от индивидуального опыта особи. У человека же над биологическими, витальными потребностями надстраивается целая пирамида обусловленных культурой общества социальных и духовных потребностей.
Понятие технологии используется в литературе в разных значениях. Под технологией могут иметь в виду: свод правил конкретного производственного процесса («технология подводной сварки»); организацию какого-либо типа или отрасли производства, включающую все условия -средства, методы, процедуры — его осуществления («конвейерная технология», «технология машиностроения»); формы и способы использования техники; применение научных знаний в организации практической деятельности; научное описание какой-либо деятельности, ее процессов, средств и методов. Понимая под технологией организационную сторону любой человеческой деятельности, я использую это понятие в современном, наиболее общем смысле.
1.1 Становление и развитие технологической культуры
Свои первые шаги технологическая культура делала в форме мифа и магии.
Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях. С одной стороны, рос объем знаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии.
С другой стороны, расширялся и совершенствовался «вещный», предметный инвентарь технологической культуры.
Технические знания долгое время — вплоть до эпохи Возрождения — имели, в основном, чисто практический характер. Постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о свойствах материалов и приспособлений, применяемых в работе, о явлениях, происходящих в функционировании технических устройств. Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки.
Но параллельно
с развитием техники и специаль
В Новое время
оба потока знаний — сложившееся
в практической деятельности техническое
знание и созревшая в лоне философии
теоретическая наука —
После промышленного переворота, давшего в XVIII в. толчок развитию крупной машинной индустрии, техника все больше сращивается с наукой и к XX в. насквозь проникается ею, становится по своему происхождению «научной».
Усложнение технологии производственных процессов, превращение науки в теоретическую базу производства, необходимость опираться на научные знания при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации техники — все это выдвинуло на заметное место в обществе фигуру инженера.
Итак, технологическая культура складывается из трех основных компонентов — техники, науки и инженерии.
Вряд ли в наше время можно признать оправданным взгляд, что высокая культура совместима с невежеством в сфере «точных» наук и технологической культуры вообще. Существование технологической культуры как особой «ниши» культурного пространства — это факт, игнорировать который нельзя. Особенно в нашу эпоху, когда техника, инженерия и наука играют столь важную роль в жизни человечества.
1.2 Особенности технологической культуры
1. Духовная и
социальная культура
2. Из сказанного вытекает другая особенность технологической культуры: она носит, в основном, утилитарный характер.
3. Она по отношению
к духовной и социальной
4. Технологическая культура оказывается всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности.
5. В ходе истории она эволюционирует от мистики к рациональности.
2. Мир техники в пространстве культуры
2.1 Мир техники
В современной научной литературе понятию техники стали придавать предельно общий смысл: под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Техника — это всегда артефакт, т. е. нечто искусственно созданное, выдуманное, изготовленное человеком.
2.2 Предметная и исполнительская техника
К миру техники относятся артефакты двоякого рода. Во-первых, это материальная, или предметная, техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средства человеческой деятельности. Во-вторых, это исполнительская техника, т. е. совокупность способов, приемов деятельности, мастерство выполнения действий. Она есть техника знаний и умений, закрепленная в психике человека, «внутри» его тела.
Мир природы — это царство слепых, стихийных сил. Мир техники — это царство разума. В нем все заранее рассчитано, предусмотрено, запланировано (хотя, конечно, возможны и просчеты, и непредвиденные явления).
Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники.
Так, рука — это «мать» всех ручных орудий, образец, который в них копируется. Щипцы и тиски созданы по образу хватающей руки. Кулак превратился в молоток, указательный палец с острым ногтем — в бурав. Десять пальцев руки «проецировались» в десятеричную систему чисел. Фотокамера подобна глазу, а музыкальный орган устроен наподобие грудной клетки с легкими, из которых воздух выходит через гортань. Сеть коммуникаций — дорог, железнодорожных путей, пароходных линий, по которой распространяются по миру товары, нужные для существования человечества, — выполняет те же функции, что и кровеносная система организма. Компьютер работает по образцу человеческого мозга; микроэлектроника, перепробовав всевозможные материалы, выбрала в конце концов в качестве наиболее подходящего для интегральных схем кремний, — не осознавая, что биологическая эволюция задолго до этого сделала именно кремний исходным материалом органических тел.
Исходя из того, что с помощью техники совершается получение, хранение, перемещение, преобразование вещества, энергии и информации, различаются соответственно:
1) техника обработки материалов (в горном деле, металлургии, химическом производстве, машиностроении, легкой промышленности, земледелии и пр.),
2) энергетическая техника (в тепло-, гидро-, электро- и атомной энергетике, на транспорте, отопительная, холодильная и пр.),
3) информационная
техника (контрольно-
По функциональным
характеристикам можно
1) ручную технику,
требующую от человека
2) механизмы,
работа которых замещает
3) автоматы — самоуправляемые устройства, частично или полностью освобождающие человека от умственной работы по выполнению управляющих функций.
В зависимости от того, в какой сфере труда техника используется, ее подразделяют на:
1) промышленную,
2) сельскохозяйственную,
3) строительную,
4) полиграфическую,
5) транспортную,
6) связи,
7) управления,
8) быта,
9) медицинскую
10) спортивную,
11) учебную,
12) научную.
2.3 Техника и культура
С одной стороны, техника порождается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике, применяют и совершенствуют ее, а следовательно, влияет на выбор направлений развития техники. Во-вторых, культура хранит и накапливает знания, необходимые для создания и совершенствования техники. В-третьих, культура обусловливает отношение людей к технике, характер и способы ее использования людьми.
С другой стороны, техника есть сила, которая активно воздействует на все культурное пространство. Во-первых, она образует культурную среду обитания человека — ту искусственную, артефактную «вторую природу», в которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры. Во-вторых, она представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материально-практических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества. В-третьих, она создает инструментарий культуры — средства и способы деятельности в сфере культуры, т. е. информационно-семиотической деятельности. В-четвертых, она выступает как культурный код — как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации!
2.4 Функции техники
Главная функция техники — прагматическая: технические устройства и изделия создаются для практического использования. Но свойства технических устройств и изделий соответствуют определенным целям, способам, условиям их применения. Иначе говоря, в технических объектах содержится информация об их назначении и употреблении. Поэтому наряду с прагматической техника выполняет и семиотическую функцию: ее можно рассматривать как семиотический код, как особый язык культуры, который, подобно вербальному языку, способен служить средством хранения и передачи информации. Можно сказать, что взятая в этом плане техника есть гигантский аккумулятор информации.
2.5 Образ техники в культуре
Этот образ техники определяет отношение «простых людей» к ней и к ее применению, престижность труда специалистов в области в техники, заботу общества о ее совершенствовании, духовную атмосферу, в которой она развивается.
В античные времена люди стали смотреть на технику как на творение разума.
В религиозной культуре Средневековья техника предстала как одно из установленных по замыслу Бога условий человеческого бытия
Эпоха Возрождения дала мощный толчок развитию техники.
В духовной атмосфере западноевропейской культуры 19 века зарождается зловещий образ техники как враждебной людям силы.
2.6 Противоречивость технического прогресса
Чаще всего указываются следующие главные опасности, которыми угрожает человечеству технический прогресс.
1. Технический прогресс
обедняет духовную жизнь
2. Технический прогресс превращает человека в раба техники.
3. Технический прогресс
разрушает природную основу
4. Особую опасность представляет
самоуничтожение человечества
5. К этому добавляется
и угроза самоотравления
Что же делать, чтобы избежать печальной участи, ожидающей человечество?
Для этого есть три пути:
- Во-первых — развитие науки и инженерии.
- Во-вторых — развитие духовной и социальной культуры.
- В-третьих — совершенствование системы управления обществом.