Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 22:00, реферат
Имя Арнольда Тойнби (1889—1975), английского исследователя философии истории, приобрело широкую известность в гуманитарной науке XX века. Его труды переведены на многие языки мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников генезиса, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами в пространстве и времени.
Введение
Жизненный и творческий путь
Советы-правила личной интеллектуальной работы А. Тойнби
Предмет изучения истории
Происхождение цивилизаций
Классификации цивилизаций
Этапы существования цивилизации
Процесс зарождения цивилизаций (генезис)
Рост цивилизации
Новаторство в истории
Распад цивилизаций
Надлом цивилизации
Пути выхода из кризиса
Архаизм
Футуризм
Заключение
Список литературы
1) группа, включающая монофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта, несторианских христиан Курдистана и Малабара, а также евреев и персов (в Иране и Средней Азии до арабского завоевания и принятия ислама господствующей религией был зороастризм);
2) группа ламаистских буддистов махаямы в Тибете и Монголии, буддистов хинаяны на Цейлоне, в Бирме и Таиланде, а также джайнов в Индии.
Возможно, что представленный перечень ныне существующих цивилизаций не является исчерпывающим, ибо А. Тойнби не ставил такой задачи. Тем более что к двадцати одной цивилизации А. Тойнби добавляет еще четыре: дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская и первая сирийская из кочевых и оседлых племен. По его мнению, они создали специфическую конфигурацию элементов культуры, хотя не развили ее, будучи поглощенными иной, более развитой цивилизацией. Полинезийцы, эскимосы, кочевники относятся к числу "задержанных" цивилизаций, когда Вызов был настолько чрезмерным, что требовал наивысшего напряжения и не получил Ответа должной интенсивности. Религия и природное расположение имеют особое значение в жизни цивилизации, определяют самобытность культуры.
Каждая цивилизация проходит путь генезиса, роста, надлома и распада. Эти этапы можно проследить на историческом материале, что делает судьбы цивилизации сравнимыми между собой.
Анализируя процесс зарождения цивилизаций, А. Тойнби обращает внимание на чередование статики и динамики, пассивности и активности. Чем мощнее сдерживающая сила инерции, тем большим импульсом должна обладать та энергия, которая способна ее преодолеть и "запустить маховик" дальнейшего роста.
Он отвергает значение таких факторов для объяснения генезиса цивилизаций, как раса и среда. Расовое объяснение человеческих поступков либо некорректно, либо ложно. Теория влияния природной среды также уязвима, хотя в истории ей можно найти подтверждение. Географические условия были одной из причин зарождения цивилизаций, таких как "речная" — египетская, шумерская и, возможно, индуистская; "нагорная" — андская, хеттская, мексиканская; "архипелагская" — минойская, эллинская и дальневосточная в Японии; "континентальная" — китайская, индская и православно-христианская в России; "лесная" — цивилизация майя. Этот фактор можно назвать сопутствующим, но не решающим.
Цивилизация зарождается благодаря энергетическому импульсу, прорыву инерции покоя, когда она находит внутренние силы для Ответа на Вызов истории, что приводит к успехам в ремесленно-промышленной, торговой, художественной деятельности.
В местах зарождения цивилизаций человек столкнулся с тяжелейшими испытаниями. Суровые естественные условия создавали "стимул бесплодной земли", требовавший от людей неимоверных трудовых усилий. Примеров таких история дает множество. Важно было не только дать Ответ, но и постоянно поддерживать созданные ирригационные системы, источники энергии, способы земледелия. Другим не менее важным мотивом в Ответе на Вызов можно назвать "стимул новых земель". Таковыми были освоение новых территорий, миграции, войны, торговые пути. Они способствовали культурным контактам. Существует немало иных ситуаций, требующих мобилизации жизненной энергии народов: например, когда народы занимают положение "форпоста", отражая внешнее давление; или же "стимул ущемления", возникающий в результате бедности, расовой, классовой или религиозной дискриминации. Для того чтобы возместить нанесенный ущерб, усиливаются компенсаторные механизмы, преодолевается инерция жизни, стимулируется развитие цивилизации. Таким образом, Вызов – и - Ответ рассматриваются А. Тойнби как всеобщий закон генезиса цивилизаций. Однако повышение силы Вызова сверх некоторого предела влечет за собой явление "снижающих возвратов", когда успех становится недостижимым и вызывает вместо вдохновения апатию. То же может произойти при слабом стимуле, который хотя и вызывает Ответ, но практически незаметен и не влечет за собой существенных перемен.
Чрезмерность давления, безграничность требований могут лишь замедлить, затормозить процесс развития. Исходя из этого, А. Тойнби считает, что "существует определенная мера суровости испытания, когда стимул Вызова достигает наивысшей интенсивности. Назовем эту степень суровости оптимизмом". Именно на отрезке "золотой середины" Вызов может стимулировать максимальный Ответ. Зарождение или генезис цивилизации — лишь начальный период ее развития. Было бы неверным считать, что ее дальнейшая судьба предрешена и процесс роста будет происходить сам собой. На этом пути цивилизацию ожидают немалые испытания.
Рост цивилизации является поступательным движением. Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от Вызова через Ответ к дальнейшему Вызову, от дифференциации к интеграции и снова к дифференциации. Этот процесс носит "кумулятивный" характер, что означает; изменения постоянно накапливаются и передаются от поколения к поколению. В макрокосме он ведет к овладению внешним миром, в микрокосме происходит внутренняя самодетерминация и самоорганизация.
Рост цивилизации и се могущество нередко связывают с территориальной экспансией, расширением границ, стремлением к распространению своего влияния, желанием проникнуть в самые неприступные крепости. А. Тойнби негативно оценивает такую тенденцию, считая, что единственным социальным последствием подобных действий можно считать ретардацию, или замедление роста, а иногда полную остановку и даже распад цивилизации. Он убедительно демонстрирует это на фактах истории. Поскольку экспансия часто сопровождается милитаризацией, то она "подламывает цивилизацию, втягивая локальные государства в междоусобные братоубийственные войны. В этом самоубийственном процессе вся социальная ткань становится горючим для всепожирающего пламени Молоха". В подобном случае географическая экспансия является социальной болезнью. Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные объекты гигантского размаха. В действительности это есть не что иное, как стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное своей собственной некомпетентностью и судьбой на гибель. Рост цивилизации предполагает единение экономической, политической и духовной энергии. Растущая цивилизация объединяет разные виды энергии на основе внутренней гармонии. Экспансия разлагает их, противопоставляя друг другу, выдвигая экономические и политические интересы на первый план и порождая болезненный диссонанс.
А. Тойнби отвергает и технологический детерминизм как критерий оценки роста цивилизации. Весьма распространено суждение, что техническая вооруженность общества и успехи в деле покорения Природы являются показателем прогресса. Но он считает такой подход малоубедительным и ограниченным. Несомненно, технический прогресс — наиболее очевидное явление в истории культуры. Однако на этом пути обнаруживается немало противоречий. Известны периоды, когда техника развивалась, а рост цивилизации прекращался и начиналась стагнация, застой. Много примеров тому, когда техника оставалась неизменной, а цивилизация делала значительный шаг вперед. Возражая против периодизации истории общества в зависимости от технических изобретений, А. Тойнби считает, что такой подход малопродуктивен. Многие технические изобретения приходили в различные части мира в разные периоды истории, а иногда и вовсе их не достигали. Например, египетское общество не вышло за рамки бронзового века, а общество майя — каменного. И ни одно из известных обществ, кроме западного, не прошло путь из железного века в машинный. Однако это не дает права ставить западную цивилизацию на высокий уровень, а майя — на низкий. Еще более опасным является преувеличение роли технического прогресса в современном мире, когда освоение новых источников энергии не прибавило Человеку мудрости или добродетели, не убедило его в том, что "в царстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм".
Вызов, который в настоящее время брошен историей, имеет моральное значение, призывает силы добра сделать свой выбор, преодолеть нравственное убожество, интеллектуальную и духовную деградацию в обществе. По мере роста цивилизации поле действия Вызова – и - Ответа смещается из внешней среды во внутреннюю для разрешения тех проблем, трудностей и противоречий, которые возникают в обществе.
Анализируя различные факторы роста цивилизации, А. Тойнби утверждает, что решающую роль в поисках Ответа играет творческая личность, но ее жизнь и судьба глубоко трагичны. Она неизбежно ломает привычные стереотипы действия, вступает в мир парадоксов, вызывая у окружения недоумение, восторг или зависть. Нередко общество приговаривает такого человека к смерти — физической или духовной, отторгает его или "выбраковывает" подобно тому, как это делается в стаде, улье, косяке. Поэтому творческий порыв может оказаться для него роковым. Появление выдающейся личности вызывает социальный конфликт, масштаб которого зависит от того, насколько возвышается творческая личность в своих намерениях, проектах над инертным большинством. Ее усилия сталкиваются с сопротивлением тех, кто стремится все оставить без перемен. Такова плата за реформы, новаторство. Социальное равновесие, нарушаемое самим фактом появления выдающейся личности, может быть восстановлено либо ее победой и привлечением большинства на свою сторону, либо поражением. А. Тойнби предлагает два варианта восстановления стабильности в обществе.
Простейшее решение заключается в том, что все члены общества внутренне готовы принять преобразования и поэтому с радостью воспринимают новый порядок, новые формы жизни. Эта ситуация возникает тогда, когда "идеи носятся в воздухе". Но и в этом случае новая творческая идея не способна покорить все общество. В нем всегда останутся силы, настроенные если не враждебно, то критически, и они составляют оппозицию. Акты социального творчества — удел либо творцов-одиночек, либо творческого меньшинства. Г. Уэллс, известный английский писатель, назвал их "солью земли", ибо эти люди способны посвятить свою жизнь отдаленным и величественным целям. Второй вариант, встречающийся гораздо чаще, состоит в том, что, когда меньшинство совершает гигантский нравственный и интеллектуальный шаг вперед, большинство не разделяет новых идей и пребывает в косности. Такой "отрыв" может привести к катастрофическим последствиям. Но даже и в ситуации, когда возникает гармония между творческим меньшинством и большинством, жизнь не сразу входит в новые берега. Происходит болезненный процесс приспособления к новому окружению и его ценностям.
Рассматривая судьбу новаторства в истории, А. Тойнби выдвигает двухтактную модель Ухода-и-Возврата, подтверждаемую множеством примеров из биографий творческих личностей. Если идеи не воспринимаются современниками, то такой человек оказывается в "положении непризнанного гения", подвергается насмешкам и даже преследованиям. Это создает ситуацию вынужденного Ухода. Таким путем временно преодолевается социальный конфликт. В заточении, изгнании такие люди были лишены возможности реализации своих идей, но они не утратили энергии творчества. Уход дает возможность временного отступления для накопления сил и поэтому рассматривается как прелюдия Возврата. Апостол Павел, Будда, Конфуций пережили трагедию непризнания. Иногда творец завоевывает сердца людей посмертно, принося на жертвенный алтарь свою жизнь. В других случаях его возврату содействуют новые поколения.
Обращение к находящимся в изгнании за помощью в разрешении конфликтов, порожденных неспособностью найти выход из кризиса, может стимулировать возврат творческой личности. Момент примирения обычно бывает краткосрочным, а чувство благополучия и стабильности порождает лишь иллюзию постоянства. Это происходит вследствие того, что достигается комфортность нетворческого большинства, хотя внутренней адаптации не происходит. Духовная пропасть между большинством и меньшинством остается. И тогда происходит снижение чувства и уровня творческих возможностей. "Соль теряет свой вкус". Дистанция между элитой и массой всегда должна сохраняться, ибо развитие общества происходит непрерывно, и достигнутая гармония сменяется новым Вызовом. Ритм чередования Вызова-и-Ответа в истории подобен Воскрешению и Смерти, пассивности (Инь) и активности (Ян) — таков общий закон развития и роста цивилизаций. Смена ритмов Вызова – и - Ответа, Ухода – и - Возврата составляет основу движения от стабильности к утрате равновесия, кризису и конфликту и затем вновь к обретению устойчивости.
Пересечение полей активности и пассивности, творческого прорыва и сопротивления определяет жизненную силу цивилизаций и соответствует периоду их роста.
Однако рост цивилизаций — не бесконечный процесс. Жизненные силы не вечны, они ослабевают, истощаются жизненные ресурсы. А. Тойнби не согласен с утверждением О. Шпенглера, что общества подобны организмам и каждому из них определен свой срок жизни. Он называет такой подход проявлением слабости человеческого разума, склонного искать причину собственных неудач вне себя. Цивилизации, считает А. Тойнби, принимают смерть не от внешних неконтролируемых сил или предопределенности судьбы, а от собственных рук.
Начало распада он называет Надломом. С чего начинается Надлом цветущей цивилизации, как она утрачивает свои достижения?
А. Тойнби вновь обращается к идее взаимодействия между творческим меньшинством и инертным большинством. Увлечь реформами очень важно, но не меньшее значение имеет закрепление их в повседневности, распространение в различных сферах жизни, обретение устойчивости. Неустойчивое положение, хаотическое движение, неопределенность перемен сопровождаются бесчисленными злодеяниями и деморализацией.
Другой причиной Надлома А. Тойнби называет потерю инициативы. Энергия общества уходит лишь на поддержание ранее достигнутого положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних ресурсов. Движение замирает, цели утрачены, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Творческое меньшинство, некогда инициатор изменений для поддержания своего авторитета опирается лишь на грубую силу. "В результате — ад кромешный". Лидеры вырождаются в правящее меньшинство. Добившись успеха, они успокаиваются, "почивают на лаврах" и озабочены лишь собственным благополучием. Наступает психологическая катастрофа опьянения успехом. Правящая элита оказывается не способной к творческим решениям, но продолжает удерживать в своих руках власть. Она теряет свои творческие потенции, впадает в пресыщение и необузданность, которые неминуемо ведут к гибели.
Симптомом Надлома цивилизации является идолопоклонство. А. Тойнби определяет его как «интеллектуальное, морально-ущербное и слепое обожествление вместо целого части, твари вместо Творца и времени вместо вечности. Это одно из заблуждений человеческого духа, имеющее следствием превращение "высоких божественных трудов" в "мерзость запустения"». В практической жизни это может проявиться во всеобщем поклонении отдельной личности, социальному институту, техническому средству. Идолопоклонство приводит к бессмысленной растрате человеческой энергии, подталкивает к неравной борьбе, напрасному самопожертвованию, жесткому контролю, пресечению разнообразия, преследованию инакомыслия. Основной критерий и причина надломов цивилизации заключается во внутреннем взрыве. Социальные трещины — следы этого взрыва — бороздят тело надломленного общества. Так Надлом приводит к Распаду цивилизации.
Информация о работе Тоинби о закономерностях истории культуры