Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования состоит в том, что ни одна культура, ни одного из народов не смогла бы существовать, если бы не было способов передавать ее от поколения к поколению. В течение истории сложилось несколько форм такой передачи информации. К ним относятся ритуалы, обряды и обычаи. Именно благодаря этому мы и сейчас помним и знаем историю нашего народа. Правда, к сожалению, истоки этих традиций утеряны во времени. Во все времена человек, так или иначе, связывал свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому он принадлежал. Более того, он искал смысл своего существования и жизненного предназначения, прежде всего в культуре своего народа. Потому что именно культура оказывает важнейшее влияние на развитие человека в отдельности и общества в целом.

Содержание

Введение
Глава 1. Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей
1.1 Формы преемственности культуры
1.2 Традиция как основная форма передачи межпоколенного опыта
1.3 Обряд: общая характеристика
Глава 2. Способы передачи культурных ценностей
2.1 Передача традиций в странах Востока
2.2 Способы передачи традиций в славянских странах
2.3 Сравнительная характеристика способов передачи культурных ценностей
Глава 3. Традиции и обряды - наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры
3.1 Семейные традиции: общая характеристика
3.2 Роль семейных традиций в представлениях старших школьников о семье
3.3 Рекомендации по повышению интереса к традициям и обычаям у школьников
Глава 4. Национальные традиции и обряды в России
4.1 Христианские традиции и обряды
4.2 Свадебные традиции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по этносоциологии.docx

— 71.84 Кб (Скачать файл)

И действительно, если закрыть глаза и мысленно произнести слово "детство", так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в человеческом сознании возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это "что-то" и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием "семейные традиции" неоднократно повторялись с раннего детства. Если в вашей семье не было устоявшихся традиций, в памяти вырисовываются другие воспоминания из детских лет - обычно яркие и красочные, но зачастую они не имеют отношения к семье.

Интересна реакция многих родителей на вопрос о том, как они видят свою семью. Обычно они отвечают, что хотят столько-то деток, мечтают чтобы дети окончили ВУЗ, расскажут о том, какой дом их мечты. И обязательно в первой десятке предложений они, сами не замечая того, начнут описывать семейные традиции, которые хотят завести в своем доме. В большинстве случаев это копирование семейных традиций, сложившихся в семьях каждого из родителей, и очень редко - что-то новое.

Таким образом, в человеческой памяти хранится не только сама традиция, но и мельчайшие подробности, связанные с ней - начиная с особого способа приготовления приправы для пельменей, и заканчивая такими мелочами, как место для хранения альбома с фотографиями детей.

 

3.2 Роль семейных традиций в представлениях старших школьников о семье

В современной психологической науке и практике проблеме семьи уделяется все большее внимание. Актуальность исследований различных аспектов жизнедеятельности семьи обуславливается, прежде всего, тем, что в настоящее время институт семьи претерпевает период интенсивных изменений.

Наблюдается резкое падение популярности семьи, усиление дезорганизации жизни семей, которая выражается в том, что рушатся нравственно-этические традиции и нормы, растет конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Браки становятся более нестабильными, снижается роль семьи в воспитании детей.

Очевидно, что эта ситуация может способствовать созданию у молодежи таких представлений о своей будущей семье, которые усилят наблюдающиеся негативные тенденции. Поэтому изучение этих представлений является, безусловно, важным.

Данное исследование посвящено исследованию взглядов 16-17-летних подростков на семейные традиции и ритуалы, которые многими исследователями признаются как важный фактор стабилизации семьи, создания атмосферы взаимной привязанности и эмоциональной включенности в жизнь семьи.

В полных семьях проживают 73,3 % респондентов, из них 67,6% проживают в семьях своих биологических родителей, 5,7% - в семьях с отчимом (мачехой). 72, 6% респондентов проживают в нуклеарных семьях, отдельно от старшего поколения бабушек-дедушек.

Национальный состав принимавших в эмпирическом исследовании школьников характеризуется следующим образом: 90,0% (87,5% юношей и 91,9% девушек) составляют русские, 4,8% - представители кавказских национальностей, 4,5% - татары, и 0,7 - евреи. 88,5% респондентов проживают в мононациональных семьях.

Свою религиозную принадлежность участники эмпирического исследования определили следующим образом: православный христианин - 77,8% (69,4% юношей и 84,6% девушек), атеист (неверующий) - 18.5% (28,1% юношей и 10,7 % девушек), мусульманин - 3,3% (1,7% юношей и 4,7 % девушек), католик - 1 человек, или 0,4% от общего числа респондентов.

Социальный состав респондентов (определялся по социальному статусу отца): 41,6% из семьи рабочих; 26,1% из семьи служащих; 16,3% из семьи предпринимателей (один из родителей имеет свой бизнес); 10,5% из семьи представителей интеллигенции; 2,3% из семей пенсионеров.

При работе в дискуссионных группах мы выяснили, что семейные традиции понимаются школьниками 1) как некоторая устойчивая система верований (убеждений) и 2) как определенное поведение. Основным источником национальных семейных традиций считаются религиозные взгляды, обряды и ритуалы.

Результаты эмпирического исследования показали плохое знание подростками семейных традиций своего народа. Только 51,2% респондентов (42,5% юношей и 59% девушек) считают, что хорошо знают семейные традиции своего народа; 22,6% респондентов (27,6% юношей, 18,8% девушек) плохо знают семейные традиции своего народа, а 25,4% (30% юношей и 22,1% девушек) затрудняются определиться в том, знают ли они традиции своего народа в сфере семьи. Отметим, что юноши оценивают свое знание национальных традиций гораздо более критично, чем девушки

Относительно знания семейных традиций других народов только 15,5% (12,4% юношей и 18,2% девушек) респондентов выразили уверенность, что знают эти традиции хорошо; 48,1% (51,9% юношей и 44,8% девушек) отметили, что знают семейные традиции других народов плохо, 36,4% респондентов затруднились определить свои знания.

Таким образом, выявлена недооценка старшими школьниками значимости семейных традиций и ритуалов для благополучия, стабильности, позитивной эмоциональной наполненности семьи, и низкий уровень знания традиций.

 

3.3 Рекомендации по повышению интереса к традициям и обычаям у школьников

На основе полученных результатов, нами были составлены некоторые рекомендации по увеличению интереса не только к семейным традициям, а к традициям и обычаям в целом.

1. Преподавание  этнопедагогики

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

2. Проведение нестандартных  уроков.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, нетрадиционную (не установленную) структуру.

Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

3. Посредством  воспитательной работы

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранения её в наших детях. Знание традиционного культурного наследия необходимо. А при проведении праздника или воспитательного мероприятия дети с интересом, непроизвольно знакомятся с традициями.

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался веками. Таким образом, перед учителями стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников, специфику региона, географию проживания населения.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

 

Глава 4. Национальные традиции и обряды в России

4.1 Христианские традиции и обряды

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

  1. Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.

Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей.

Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.

Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.

И, конечно же, по старому русскому обычаю в эти пасхальные дни посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники - ведь в народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».

  1. Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю.

Рождеству Христову предшествовал сорокадневный рождественский пост, который заканчивался Сочельником (6 января). Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Рождественский пост служит обновлением духовного, единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Канун Рождества получил название «сочельник» - от названия ритуальной пищи, вкушаемой в этот день - сочива. Сочиво или кутья - каша из пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом.

Ритуальным было и число блюд - 12 (по числу апостолов). Стол готовился богатый и обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, медовые пряники, жареный гусь. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе и яслях.

Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая, друг другу всего доброго и светлого. Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом. Сочельником заканчивался Рождественский пост и в сам праздник Рождества верующие угощаются вкусными яствами.

В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались и колядовали. Колядой называется старинный рождественский обряд прославления праздника рождества Христова песнями и сама песня. За это колядующих хозяева угощали разными вкусностями.

Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались - рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам.

Рождество продолжается три дня. Благочестивые верующие стараются провести их в храме. Второй день после Рождества называется Собором Пресвятой Богородицы, христиане в храмах прославляют Богоматерь, от которой родился Спаситель.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.

Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

Зимние святки были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.

По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей.

Информация о работе Традиции и обряды как формы передачи культурных ценностей