Традиционное украшение жилища чувашей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:39, контрольная работа

Краткое описание

Сегодняшние деревни чувашей отчасти сохраняют скрытное местоположение. Это вызвано как укоренившейся традицией, так и утилитарными соображениями. Располагая деревни на склонах оврагов, чуваши преследуют несколько целей. Во-первых, наиболее полно используются площади, предназначенные для посевов. Во-вторых, в оврагах устраиваются пруды и маленькие запруды для домашней водоплавающей птицы. Склоны, обращенные к солнцу, наиболее выгодны для посевов ценных пород овощей и плодовых деревьев.

Содержание

Введение 3
Дом 5
Интерьер чувашского жилища 7
Крыльцо, козырек 9
Резные наличники 11
Ритуальные ворота 16
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

Все капители несхожи между  собой. Это означает, что мастер не ставил себе целью выразить какую-либо космогоническую композицию, а использовал  различные виды наблюдаемых им капителей. Капители не только отличаются по рисунку, но и по стилям. Так, капитель имеет выкружку, перенятую с античной ордерной системы и попавшую в данный регион под влиянием моды в XVIII—XIX вв. В то же время, листы аканта этой капители явно говорят о том, что она выполнена под влиянием коринфского ордера в период моды на классицизм в России.

Таким образом, в представленных воротах мы видим отсутствие общего космогонического замысла, единой стилевой выдержанности и, в целом, ворота, скорей всего, являются эклектичным  набором декоративных элементов. В  то же время не следует полностью  отрицать возможность существования  подобного типа ворот в данном регионе.

«В северных районах областей (Городецкой, Чкаловской и др.) воротные столбы или ворота получали плоскостной  орнамент, часто ничем не отличающийся от резьбы на фризовых досках. В районах  же южнее Горького наблюдается желание  изобразить на столбе ворот подобие  точеной колонны, перехваченной  двумя валиками, отделяющими от ствола капитель и базу» (Маковецкий, 1954, с. 30). Разницу в подходах к орнаментированию колонны в этих районах можно понять, если проследить их историю.

Исторически районы, прилежащие к Нижнему Новгороду, входили  в государство Волжская Булгария. Здесь стояла булгарская крепость, но жило в основном мордовское население. В период с 1220 по 1230 гг. эти земли дважды переходили из юрисдикции Булгарского государства в юрисдикцию русских княжеств. И, в конце концов, к 1228 г. здесь окончательно закрепились русские переселенцы из Великого Новгорода. Отмечаемой В. Н. Татищевым границей Волжской Булгарии с Русским княжеством на этот исторический момент являлся остров Козин. Сегодня это полуостров в районе Большого и Малого Козино в 12 км выше Нижнего Новгорода по Волге.

Подобные чувашским столбам ворот есть в Костромском государственном объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике. Если мы внимательно почитаем Татищева, то найдем замечание о том, что князь Ярослав, основывая города Верхнего Поволжья, населял их булгарами и венграми проживавшими на этой территории. В связи с этим становится вполне возможным существование отдельных образцов ворот сасанидского стиля и в этом регионе. To же можно заметить и относительно существования ворот подобного стиля в Удмуртии, Марийской Республике, Башкирии и Татарстане, входивших в Средневековье в государство Волжская Булгария.

По стилю и самобытности чувашские ворота являются уникальным феноменом Средней полосы России. Традиционная резьба по дереву является носителем во многом более древних  знаковых элементов в сравнении  с предметами, выполненными в технике  металлопластики, активно следующей новейшим технологическим приемам. Ограниченность круга используемых знаковых систем, их непрерывающаяся преемственность и устойчивость самих традиционных архитектурных форм обуславливается самой техникой исполнения, не менявшейся на протяжении тысячелетий.

Ворота являются неотьемлемой частью архитектурного комплекса усадьбы чувашей и органически вливаются в него по своему масштабу. Высота пролетов ворот зависит не только от соразмерности по отношению к человеку, но и от общей высоты дома. Объем стояков-столбов определяется из максимальной толщины применяемых бревен. Так как дома в чувашской деревне значительно меньше северных русских, то и ворота чувашей меньше по высоте. Более просто, можно сказать даже сурово, выглядит и орнаментация ворот северян.

Декорируются не только сами столбы ворот чувашей, но и створки  ворот, их фриз и конек. Конек стал активно оформляться в связи с применением кровельного железа на крыше (тăрă) ворот, в старину элементы декора выполнялись из дерева.

Осознать значение семантики  резных ворот чувашей можно лишь в контексте мировой культуры. В то же время, широта такого обзора не позволила бы говорить только лишь о столбах. Невольно мы должны раскрыть семантику знака столба как символа, ворот и их значения, и, конечно же, неразрывно связанную с ним семантику древнего дома — храма.

Один из типов чувашских  ворот урлă хапха представлен. Самый распространенный тип чувашских ворот в научной литературе советского периода фигурировал под названием «русские ворота». В дореволюционный период в народе они именовались «царскими» (патша алăке).

«Информаторы сообщали о  бытовании в прошлом традиционного  украшения (воротных) столбов вокруг розетками и веревочным орнаментом. В отделъных случаях встречались скульптурные зооморфные изображения на столбах…».

В старину дома не имели  окон с резными наличниками, выходящими на улицу. А потому именно ворота чувашских  усадеб являлись своеобразным лицом  дома, гордостью хозяев дома. Отсюда стремление хозяев подворий превзойти  друг друга в изысканности оформления ворот. Но данная тенденция была сломлена в послереволюционный период. Боязнь быть раскулаченным и обвиненным в национализме привела к резкому  сокращению орнаментированного декора подворий.

Возвращение к употреблению традиционной домовой резьбы наблюдается  в период демократизации политической обстановки. Но резьба этого периода  однотипна. Измельчается и становится более сухим и автоматичным декор. Начинается применение масляных красителей. В 70-е годы XX столетия, под влиянием окончившей в городе художественные учебные заведения молодежи, приходит мода расписывать створки ворот копиями полотен известных мастеров типа «Три богатыря» В. М. Васнецова. Эта тенденция бурно приветствовалсь в свое время в местной искусствоведческой среде. Сегодня становится очевидным все усиливающееся вырождение и упадок традиций.

В 90-е годы XX столетия не произошло каких-либо изменений в этой тенденции. Причинами чему является утрата новым поколением чувашей традиционных основ своей культуры, отсутствие идеологической поддержки и др.

Марийские и удмуртские резные столбы ворот схожи с чувашскими, но с долей условности, то же можно сказать и о других соседях — татарах. Естественно, часть опубликованных этими авторами ворот своеобразна и, видимо, является местными вариациями этой темы. Башкиры, используя образ колонны-древа, включили в капитель вместо знака солнца собственный знаково-декоративный элемент.

Схожее оформление столбов  ворот народов Поволжья обусловлено  исторически. Предки этих народов входили  в Булгарскую державу и на протяжении тысячи лет имели тесные культурные контакты.

Относительная древность  этих стилевых течений (сасанидский и древнекавказский) может говорить о том, что свое распространение в Среднем Поволжье резные ворота могли получить в период существования государства Волжская Булгария (X—XIII вв.) и позднее, в период Золотой Орды.

Отсутствие данного типа артефакта у дунайских болгар, кабардино-балкарцев приводит нас к выводу о том, что распространителями этого вида артефакта были выходцы из Дагестана — сувары.

Сувары, в отличие от раннесредневековых булгар-вунногуров, находились в наиболее тесном контакте с сасанидским миром. Данный факт является очень важным признаком и помогает нам выделить целый пласт суварской культуры из общей Салтово-Маяцкой археологической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Борзова Е.П. История мировой культуры. Спб:Питер, 2001.

2 Гуревич П.С. Культурология: Учебник / Павел Семенович Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гайдарики, 2003. – 280 с.

3 Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – Спб.: Питер, 2006.-464 с.

4 Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: Эксмо, 2005. – 624 с.

5 Салмин А. «Семантика дома у чувашей»


Информация о работе Традиционное украшение жилища чувашей