Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:33, доклад
Традиционный общественный быт народов Дагестана характеризуется в частности широким распространением в хозяйственной жизни общины-джамаата обычая взаимопомощи. «Его (взаимного обмена помощью) возникновение и существование было обусловлено прежде всего неустойчивостью экономического положения формирующихся или уже сформировавшихся домохозяйств, которая выражалась в постоянном возникновении в них нужды в тех или иных предметах потребления или средств производства, а также в привлечении на время дополнительной рабочей силы».
Традиционный общественный быт народов Дагестана
Традиционный общественный быт
народов Дагестана
Распространение обычая взаимопомощи в Дагестане вытекало из ряда обстоятельств, важнейшими из которых были следующие.
В послемонгольский период в Дагестане наблюдается развитие тенденции объединения небольших патронимических поселений в крупные территориально-тухумные, а затем в территориальные селения.
В этих условиях обычай, носивший тухумно-родственный характер, получает еще большее распространение, дополнившись соседско-общинной взаимопомощью.
Широкому распространению
Традиционное многоотраслевое хозяйство народов Дагестана харак-теризовалось в целом маломощностью (в различной степени для разных ареалов), и большинство семей прилагало значительные усилия для обеспечения прожиточного минимума.
Наконец, в повседневно-обыденной жизни членов общины возникали обстоятельства, когда «... члены общины в ответ на призыв одного из них оказывали ему помощь, совместно выполняя для него ту или иную работу. Чаще всего это имело место при чрезвычайных обстоятельствах».
Обычай взаимопомощи получил достаточное освещение в дагестановедческой литературе. Ему посвящены и специальные исследования, так или иначе затрагивался он и в разных статьях и монографиях, посвященных вопросам истории и этнографии Дагестана, а также в цеой серии историко-этнографических исследований народов региона, большей частью опубликованных, частью хранящихся в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.
Помощь родственников, соседей, односельчан оказывалась в любой отрасли хозяйства: в земледелии, скотоводстве, в домашних промыслах и ремеслах. Прибегали к ней при ремонте и строительстве дома, хозяйственного помещения, при стихийных бедствиях, неурожаях, бескормицах, эпизоотиях, при организации свадеб и других торжеств, в похоронно-поминальном цикле. Оказывалась такая помощь добровольно и совершенно безвозмездно. Иметь возможность помочь односельчанину и не сделать этого считалось недостойным; общественное мнение — высшая инстанция определения соответствия традиционным морально-этическим нормам — резко осуждало бы такого человека. «При этом характер и размеры ответной помощи определялись не столько характером и размерами полученной помощи, сколько нуждами хозяйства, обратившегося за помощью. Поэтому ответная помощь могла быть и меньше, и больше полученной. В целом идеалом таких отношений было равенство данной и полученной помощи, но эта эквивалентность реализовывалась лишь в общем и целом и на протяжении длительного времени. Открытый расчет при этом отсутствовал». Уточним от себя, что эта «эквивалентность» могла и вовсе не реализоваться. Обстоятельства вполне могли складываться таким образом, что какие-то лица, активно и постоянно откликаясь на чьи-либо потребности в рабочей силе или средствах, сами за помощью обращались крайне редко или не обращались вовсе. Иначе говоря, обычаи с десятилетиями и веками все глубже уходили в сферу морально-этических нормативов общественного поведения. Это обстоятельство в немалой степени способствовало перерастанию в ряде случаев в скрытую форму эксплуатации сельской имущей верхушкой рядового узденства.
Как на одну из особенностей
хозяйственного, общественного, семейного
быта народов Дагестана
В целом это выглядело следующим образом:
I. Взаимопомощь, оказываемая группой мужчин: пахота и сев; полив; обмолот урожая; косьба косой (на сенокосе); скирдование; стрижка овец; заготовка строительного камня; заготовка строительного леса; возведение фундамента постройки; возведение стен; выделка овчины и кожи и др.
II. Взаимопомощь, оказываемая группой женщин: прополка; веяние; лущение кукурузных початков; очищение от сора гороха, чечевицы, фасоли; первичная обработка шерсти; производство войлока; косьба серпом (на сенокосе); заготовка глины для обмазки стен и полов; обмазка стен и др.
III. Взаимопомощь, оказываемая
мужчинами и женщинами
Здесь перечислены основные виды оказания групповой помощи нуждающемуся хозяину мужчинами и женщинами; частностей и нюансов гораздо больше.
Таким образом, обычай взаимопомощи глубоко вошел в повседневную жизнь народов Дагестана, представляя собой одну из характеристик традиционного общественного быта. Возникнув в силу хозяйственной необходимости, обычай со временем перерос в морально-этическую характеристику его носителей. В силу исторически сложившегося полового разделения труда помощь в общине оказывалась нуждающемуся либо группой мужчин, либо группой женщин, и лишь в некоторых случаях — с участием тех и других. Однако даже в такой «смешанной» группе людей, вышедших на помощь члену джамаата, мужчины и женщины чаще всего выполняли операции, закрепленные за ними традицией полового разделения труда.
Информация о работе Традиционный общественный быт народов Дагестана