Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении жизненных позиций молодого поколения как результата его социализации и адаптации к современной социокультурной ситуации в России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи;
- определить особенности адаптационного процесса молодежи к современной российской социокультурной ситуации;
- выявить направления совершенствования механизма управления процессом социальнокультурной адаптации молодежи в регионе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
1 Теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи ………………………………………………………

9
2 Особенности социокультурной адаптации молодежи ……
33
3 Совершенствование механизма управления процессом социально-культурной адаптации молодежи в регионе………...................................

54
Заключение ………………………………………………………………
76
Библиографический список……………………………………………..
81

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

на тему:

«Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….

3

1 Теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи ………………………………………………………

 

9

2 Особенности социокультурной адаптации молодежи ……

33

3 Совершенствование механизма управления процессом  социально-культурной адаптации молодежи в регионе………...................................

 

54

Заключение ………………………………………………………………

76

Библиографический список……………………………………………..

81


 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмысления проблем молодежи, связанных с изменением социально-экономических основ и кризисными ситуациями в различных сферах жизни общества, возникших в ходе демократических реформ в России. Условием выживания общества и его перспективой являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и недалеком будущем. Какие ценности принимает и отвергает молодежь современной России, как они соединяются с ценностями «отцов», господствовавшими в обществе длительное время – вот главная проблема процесса социокультурной адаптации молодежи. Анализ и рассмотрение этих проблем позволит оптимизировать средства и формы социокультурной адаптации молодежи в условиях демократического обновления общества для ее утверждения в качестве полноправного и полноценного субъекта общества.

Перед обществом и государством стоит задача посредством продуманной, научно обоснованной молодежной политики обеспечить благоприятные предпосылки для использования энергии молодых (создать механизмы поддержки молодежи и ее социальных инициатив) и помочь определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы.

В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведения, ценности, установки, ориентации и т.д. В данной связи возникает потребность в исследовании социокультурной реальности, которая складывается в российском обществе, того ценностного мира российских граждан, который дает возможность им сориентироваться в трансформирующемся обществе и найти «точку отпоры» в современной России. В этих условиях проблемы социокультурной адаптации личности начинают приобретать одно из центральных мест в социологии.

Сущностные изменения социально-экономических, политических и духовно-культурных условий жизни предполагают новые адаптационные механизмы. Многие традиционные для российского общества социальные институты перестали существовать или претерпели радикальные изменения, и это привело к иной последовательности способов и процессов адаптации, к иным ее агентам. Важность понимания того, как происходит приспособление молодых людей к новым условиям, каковы механизмы адаптации, имеет не только теоретическое значение, но и практическое. Общественные преобразования не принесут ожидаемых положительных результатов, если в их основе будут лежать модели поведения и ценности, прямо противоположные тем, которые были характерны для российского общества и, следовательно, потребуют от людей, максимальных усилий для приспособления к ним.

Процесс социокультурной адаптации сегодня осложняется существующей ныне противоречивостью ситуации. С одной стороны, протекание данного процесса осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова, роста потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы личности. Молодой человек во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом.  Молодежь в целом демонстрирует широту своих взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства современной жизни. Наблюдается процесс определенной адаптации молодого поколения к формирующемуся типу экономики. В социальной  среде  общества рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.

С другой стороны, адаптивный процесс проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях. Неблагоприятная среда обитания в обществе и  социокультурная среда  формируют кризисное сознание у молодых людей. Они остро реагируют на углубление социально-экономического кризиса в стране, обнищание значительной части населения, на политическую нестабильность, на ошибки, допускаемые в руководстве государством. Подавляющая масса российских  молодежи выражает неудовлетворенность  политикой, условиями жизни, социально-экономическими условиями и обстоятельства собственного бытия, где одной из самых острых проблем является проблема социального неравенства.

Происходит опасная негативная переориентация нравственного сознания у некоторой части молодежи в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, алкоголизм, воровство, проституция, и др. В молодежной среде отмечается резкое падение нравственности, рост недисциплинированности, агрессии, жестокости, преступности.

Кроме того, актуальность данного исследования обусловлена стремлением понять, как осуществляется социально-культурная адаптация молодого поколения к современным российским условиям, насколько ему удается сегодня сохранить ценностный мир старшего поколения или молодежь, приспосабливаясь к либеральным рыночным ценностям, практически полностью утрачивает связь с традициями российского общества.

Необходимость изучения адаптационного процесса современной российской молодежи вызвана и особенностями современной структуры молодого поколения.

Таким образом, исследование социокультурной адаптации современной российской молодежи в условиях трансформирующейся России приобретает особую актуальность.

Степень разработанности проблемы. Впервые проблема адаптации была поставлена и научно обоснована в биологии. Естественно-научное понимание адаптации получило дальнейшее развитие в трудах русских ученых И.М. Сеченова1, Н.А. Бернштейна2, В.И. Вернадского3. Начиная с середины XIX века, идея адаптации проникает в другие области научного знания — в психологию, медицину, социологию, демографию, этнографию.

В психологии разработка проблемы адаптации связана с именами А.Н. Леонтьева4, В.А. Петровского5. Особенностью психологической трактовки процесса социальной адаптации является рассмотрение ее в контексте индивидуальных проблем личности, ее взаимоотношений в группе.

Б.С. Хорев6 раскрывает демографический аспект адаптации, который призван отражать смену исторических типов воспроизводства населения.

В центре внимания социологической науки находятся общие закономерности социальной адаптации, а также характер, содержание, темпы и типы адаптации. Большое место в предметном поле социологии занимают вопросы социальных механизмов, критериев и показателей адаптации. Широкий спектр указанных проблем затрагивался в трудах выдающихся зарубежных социологов М. Вебера7, Э. Дюркгейма8, Р. Мертона9.

В последнее время стали появляться труды, в которых апробируется целостный подход к изучению социальной адаптации, к рассмотрению ее взаимосвязи с социокультурной реальностью (В.Н. Стегний10, В.Н. Ярская11).

Системный подход к исследованию состояния и перспектив ценностных ориентации молодежи предприняли Ю.Г. Волков12, В.А. Шаповалов. Для социологического исследования социокультурной адаптации в области духовно-культурных ценностей особое значение приобретает анализ аксиологических аспектов личностного становления в контексте общей переоценки ценностей, произошедших в нашей стране в последнее десятилетие.

Вместе с тем недостаточно исследованы содержание, особенности, основные направления социокультурной адаптации, не в полной мере раскрыты ее сущность и структура. Этими обстоятельствами обуславливается актуальность избранной теме дипломного исследования.

Объектом исследования является молодёжь в системе социокультурной адаптации современного российского общества.

Предметом исследования выступает процесс социокультурной адаптации молодого поколения в условиях региона.

Цель исследования заключается в определении жизненных позиций молодого поколения как результата его социализации и адаптации к современной социокультурной ситуации в России.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации молодежи;

- определить  особенности адаптационного процесса  молодежи к современной российской социокультурной ситуации;

- выявить направления совершенствования механизма управления процессом  социальнокультурной адаптации молодежи в регионе.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена совокупностью системного и аксиологического подходов. Теоретическую основу исследования составили также произведения классиков мировой и отечественной социологии, психологии, педагогики, а также труды ряда советских ученых и современных российских исследователей, внесших вклад в разработку проблем адаптации в социально-психологическом и культурологическом контекстах.

Кроме того, применялся структурно-функциональный подход, использование которого дало возможность рассмотреть структуру адаптации и выявить функциональное назначение ее элементов.

Для анализа обозначенной проблемы использовались такие методы социологических исследований, как анализ и наблюдение.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные, характеризующие положение молодежи в регионе.

Практическая значимость исследования проявляется в том, что результаты данной работы могут быть полезны при разработке программ региональной молодежной политики. Выводы исследования могут стать своеобразным ориентиром для совершенствования работы по формированию ценностных ориентации молодежи и уточнению содержания и перспектив воспитательной работы с молодежью.

 

 

1 Теоретические аспекты анализа процесса социокультурной адаптации

 

В условиях модернизации общества адаптация становится особо значимым массовым процессом. Обратимся к анализу этого феномена. Уникальность человеческого общества заключается в том, что только ему под силу осуществить импликацию объекта, другими словами, реализовать способность различать выраженное и отражающее и использовать это для активного приспособления к изменениям внешней среды, что позволяет отнести человеческое общество не просто к адаптивным, но, что очень важно, к адаптивно-адаптирующим системам.

Без уяснения данного аспекта анализ любого вида социальной адаптации, в то числе и адаптации в иное социокультурное пространство, представляется весьма затруднительным.

Специфика исследования адаптационных процессов в социологии заключается в том, что интенсивно ведутся разработки, главным образом, по двум направлениям. Это разработки по общей теории адаптации и в области конкретно научных исследований.

В рамках общей теории социокультурной адаптации социологи уделяют внимание изучению общих и специфических законов, закономерностей развития и протекания социальной адаптации, а также осуществляют анализ характера содержания, темпов, типов, форм и видов адаптации. Особое значение в социологии уделяется социальным индикаторам, социальным регуляторам, социальным механизмам и самим критериям адаптации13.

Так Э. Дюркгейм14 рассматривал адаптацию с точки зрения анализа влияния социальных норм на поведение человека. Французский социолог утверждал, что основу социальной реальности составляют факты. Факты же в свою очередь обладают двумя важными признаками. Во-первых, они носят объективный характер (независимы от волеизъявления индивидов). Во-вторых, они наделены принудительной силой (способность оказывать на личность давление посредством механизмов их интериоризации). Социальные регуляторы определяются не только принудительно, но и их желательностью для индивидов. Адаптация, по Э. Дюркгейму, это реализация индивидом общих социальных норм, носящих двоякий, в сущности амбивалентный принудительно-добровольный характер. М. Вебер15 связывал учение об адаптации с такой характеристикой социального действия индивида, как рациональность. Согласно его теории, человек стремится осознать свои цели и соотнести их с рациональными средствами достижения поставленных целей. В этой связи адаптация выступает в качестве наиболее оптимального способа удовлетворения потребностей человека. Можно говорить о том, что М. Вебер выделил идеальную модель адаптации, отождествляя его с таким понятием, как «целерациональное действие», под которым он понимал некий эталон, или идеальный тип, по отношению к которому человеческое поведение можно изучать по степени отклонения от существующей нормы.

Дж-Г.Мид16 исследовал социальную адаптацию с позиции ролевой концепции личности, одним из основоположников которой он являлся. По его мнению, формирование установок и моделей поведения индивида зависит от установок моделей поведения других членов его социальной группы, а сам процесс вхождения человека в социальную роль и является социальной адаптацией.

Представитель структурно-функционального анализа Р. Мертон17 создал концепцию адаптации в связи с ролевым поведением индивида. Один из ключевых аспектов его теории заключается в конфликтной природе нормативной структуры общества. Стремление достичь цели доступными ему средствами сложной иерархии отношений между нормами, ценностями и институциональными порядками в обществе заставляет индивида стремиться адаптироваться в нем. Важным элементом в теории американского социолога, необходимость понимания полной картины адаптации, является то обстоятельство, что он указывает на примерно равные возможности – индивидуально-центрический и социоцентрический форм адаптации. Критерии их дифференциации заключаются в том, насколько цели и средства, выбранные индивидом попадают под категорию одобряемых обществом целей и средств. Иначе говоря, адаптация, данная с точки зрения индивида, может расцениваться патологической с позиции общества. В отличие от предыдущих авторов, Р. Мертон указал на то, что раскрытия природы адаптации, помимо анализа норм, целей и ценностей необходим особый анализ - возможностей их реализации.

Информация о работе Управление процессом социокультурной адаптации молодёжи в регионе