Фольклор и профессиональная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Фольклор составляет длинную цепочку своих произведений. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, произведения видоизменялись, обретали новые формы существования, но народ их хранил и донёс до сегодняшнего дня. Произведения народного творчества не имеют ни авторства, ни какой-либо принадлежности, они являются бесценным достоянием каждой нации. Произведения фольклора - не создания отдельных личностей, а результат индивидуального и массового творчества, диалектически взаимосвязанных между собой.

Содержание

1. Фольклор и профессиональная культура 3
2. Развитие культуры в период первой промышленной революции (XVIII– первая половина XIX в.) 7
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология вариант№19.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Фольклор и профессиональная  культура.

Фольклор (англ. folk-lor) - народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества.[1]

     Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.

     Каждый  народ имеет традиции, обычаи, символы  поклонения. Нация бережет свои культурные обретения и передает из уст в уста как самое ценное. "У каждой национальной культуры есть свои духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира... Будущее каждого народа связано с национальной культурой, которая является для него гарантом жизни. Фольклор - категория историческая. В произведениях народного творчества живут герои, которые прославились победами в войнах, небывалыми открытиями. В песнях и былинах предстают события давних лет, пословицы и поговорки, рождённые на месте труда, а не только слова.

     Фольклор  составляет длинную цепочку своих  произведений. Передаваясь из уст  в уста, из поколения в поколение, произведения видоизменялись, обретали новые формы существования, но народ  их хранил и донёс до сегодняшнего дня. Произведения народного творчества не имеют ни авторства, ни какой-либо принадлежности, они являются бесценным достоянием каждой нации. Произведения фольклора - не создания отдельных личностей, а результат индивидуального и массового творчества, диалектически взаимосвязанных между собой. Они являются отражением реальной действительности в сознании народных масс, результатом переработки этой действительности в народной фантазии, а потому позволяют искать в фольклоре выражение народных идеалов, стремлений, настроений, чувств.

     Каждый  народ имеет свои особенности  развития и бытия. Но на эти особенности  также влияют некоторые факторы - географическое положение, климатические  условия, исторические предпосылки. Каждая нация находит свои формы самовыражения  с определенной идеей и смыслом.

     Специфические свойства культуры народа сказываются  не только на всей истории страны, но и на каждом отдельном индивидууме. Человек не может жить в отрыве от своих корней, он растет и впитывает  культуру своих предков. Поэтому  часто и быстро можно определить, какой национальности человек, и судить о его генетических особенностях. "Всякая историческая культура налагает на индивидуума определенные постоянные черты и, зная её общий характер, мы можем угадывать под ней единичные живые лица, хотя бы их и не видели вовсе, как и наоборот, видя подобные лица, можем понять общий смысл культуры, который для нас почему-либо стал не ясен или забыли его".[2]

     Культура  является основой развития отдельной  личности и общества в целом. Культура отдельного народа специфична, поэтому все нации такие разные, но смысл, идея высоконравственного, художественного видения мира связывает всех. Культура, несмотря на постоянные интеллектуальные изменения, является фундаментальной основой общественного развития, одним из продуктивных средств формирования и становления человека.

     Культуры  специфичны, но постоянное взаимодействие народов разных стран сближает творчество. Культура одного народа не может жить отдельно, как и человек не сможет существовать вне этого процесса. Сложный акт слияния и сосуществования культур разных народов необходим каждому из них. Благодаря этому непростому действию идет обогащение культуры отдельного народа. Расширяются границы и возможности знаний друг друга. В процессе появляются общие черты и принимаются различия.

     Характерно  для всех видов фольклора, что  создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием  вариантов, обогащающих традицию; важен  также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.

     К основным чертам фольклора принадлежит  и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его  видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

     Функции фольклора в целом и отдельных  его жанров не могли не изменяться в зависимости от общих изменений структуры всей духовной культуры, от типа соотношения фольклорных и, условно говоря, “нефольклорных” форм и видов духовной культуры.

     Фольклор - народное творчество, искусство создаваемое  народом и бытующее в широких народных массах. Важнейшие общественные функции фольклора - функции народной истории, народной философии, народной социологии. Многое разделяет нас с той порой, когда человек жил в согласии с природой, строго следовал смене ее состояний, укреплял свою веру соблюдением обрядов, весь накопленный опыт передавал будущим поколениям из уст в уста.

     Эстетическая  функция многих фольклорных жанров при ближайшем рассмотрении оказывается  не единственной, не доминирующей. В  своем более или менее чистом виде она сформировалась относительно поздно. Впрочем, она поздно сформировалась даже в сфере профессиональной культуры. Так, в истории русской литературной прозы то, что можно было бы назвать беллетристикой, для которой эстетическая функция стала доминирующей, возникло только в XVII в.

     Внимание  к фольклору, древним пластам  культуры, традиции в целом, как к  неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется  в последние годы особенно активно  в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

     В начале нового столетия наблюдается  повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

     Сохранение  и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор - это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.  
 
 
 

2. Развитие культуры  в период первой  промышленной революции  (XVIII– первая половина  XIX в.).

Развитие русской культуры XVIII в и первой половины XIX в. в основном было связано с прямым перенесением фрагментов западных культур на отечественную почву.

     В первые годы царствования  Петра ориентация на протестантские  страны отразилась в архитектуре Доменико Трезини, скупо использовавшем барочные формы, что придало особое обаянию облику северной столицы. Сухой практицизм изменил характер русской живописи: созданное в 1724 г. художественное отделение при Академии наук призвано было подчинить искусство задачам научного изучения природы. И уже «вина» самих художников – Шхонебека, Пикара, Зубова,- что из произведения были не лишены художественного вкуса.

     Дальнейшее следование по сути  сакрализации абсолютизма (обоснование  святости власти) отразилось в привлечении в Россию мастеров барокко и классицизма. Откровенное стремление превзойти роскошью Версаль отразилось в творении французского архитектора Леблона – Петергофе, загородной резиденции Петра. Вполне получило признание в России творчество уже не востребованных на Западе мастеров барокко – особенно отца и сына Растрелли. Но духу дворцового волюнтаризма больше соответствовал стиль рококо, к которому и тяготело искусство XVIII в. Впрочем, сам он приобрел в Петербурге монументальные формы (Э.М. Фольконе. Памятник Петру I. 1768 – 1782 гг.).

      Метание русской архитектуры между европейскими стилями вполне завершились в  спокойных формах классицизма уже  русских архитекторов М.Ф. Казакова и В.И. Баженова. Попытка последнего перевести русское зодчество  на путь романтизма (дворец в подмосковном Царицыно) поддержки не получила. Своеобразные устойчивые формы русского классицизма иногда называют «русским ампиром», хотя более точный термин – «академизм». Русские архитектурные ансамбли в этом стиле не имеют аналогов в Европе. Бесспорных в искусстве классицизма достигли русские скульпторы Ф.И. Шубин, С.П. Мартос, Ф.Г. Гордеев и др.

     В литературе классицизм развивали  В.К. Тредиаковский, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. Но  в нем преобладала не классическая античность, а национально-историческая тематика (произведения А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина; военно-патриотические поэмы М.М. Хераскова «Чесменский бой», «Россияда»). В рамках русского классицизма возродилась и христианская тематика: стихотворные изложения псалмов и оды духовного содержания.

     Народный язык и дух народной  поэзии возрождались, прежде всего,  в космической и развлекательной  поэзии «Елисей, или Раздраженный  Вакх» В.И. Майкова, поэме «Душенька»  И.Ф. Богдановича, в комедиях  Д.И. Фонвизина, баснях И.А. Крылова.

     Собственно авторский стиль появляется  в произведениях русских сентименталистов: в лирике и драмах М.М. Хераскова,  в песнях и балладах И.И.  Дмитриева. Именно в сентиментализме  вновь проявилась сила и национальное  своеобразие русской литературы – в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и А.И. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В книге Радищева уже вполне выразились западнические настроения русских, получивших образование и воспитание за границей. Совсем иначе выглядит неизвестная нам Россия в «Письмах русского офицера» Ф.Н. Глинки, автора песни «Вот мчится тройка удалая…» (отрывок из стихотворения «Сон русского на чужбине»).

      Отстранение церкви от общественной жизни, замена нравственности правом потребовали  ужесточения гражданского порядка, организации правовой системы. Выборные губернаторы сменились назначенцами и, в конечном итоге, основой государственного устройства стал воинский устав (1716 г.), вводится смертная казнь за должностные преступления; с 1724 г. власть на местах фактически перешла в руки военных в связи с прикреплением полков к определенным городам. Гвардейцы используются царем Петром как эмиссары, наделенные чрезвычайными полномочиями. В этих условиях демократизация общественной жизни возможна только сверху. Причем ее инициаторами могли быть (и были) российские монархи. Собственно интеллигенция только начала формироваться. Хотя еще при В.В. Голицыне появились первые студенты, но и при царе Петре I и в России, и за границей их было мало. Когда он решил отозвать всех студентов, учившихся за границей, оказалось, что в Иене их 65 человек, а в Лейпциге – 36. Но и эта горстка образованных людей составляла оппозицию монарху - единственной реальной силе прогресса. Прямую полемику с Екатериной II вел в журнале Н.И. Новиков («Трутень» - против «Всякой всячины»).

   Интересная  особенность России заключалась  в том, что значительную часть  интеллигенции составляло образованное духовенство. При царе Павле были открыты духовные академии в Петербурге и Казани, было удвоено их (и семинарий) содержание.

   Реальная  возможность вовлечения интеллигенции  в государственное управление появилась  при Александре I, воспитанном республиканцем Лагарпом. В 1804 г. были выделены значительные средства на организацию переводческой деятельности и издание произведений Адама Смита, Бентама, Монтескье, Мабли. Было создано министерство народного просвещения. Наряду с Виленским  и Дерптским университетами появились Харьковский, Казанский, Петербургский пединститут (преобразованный в университет), Демидовский лицей в Ярославле, гимназия в Нежине. Если при Екатерине II на образование выделялось максимально 780 тыс. руб., то в 1804 г. – 2800 тыс. руб. Была назначена пенсия Карамзину – 2777 руб. в год. Но реально в преобразования участвовало ближайшее окружение царя. Журнал С.Н. Глинки «Русский вестник» подвергался цензурным гонениям. В 1805 г. была образована тайная полиция, разрешен просмотр частных писем. Между монархией и, например, передовым офицером не было контактов – поэтому, в частности, царь и декабристы параллельно разрабатывали сходные проекты преобразований.

Информация о работе Фольклор и профессиональная культура