Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 19:12, реферат
Итак, цель реферата заключается в том, чтобы рассмотреть ценностный мир человека.
Исходя из поставленной цели реферата, вытекают следующие задачи:
Рассмотреть понятие «ценности» и ей сущность.
Определить связан ли ценностный мир с культурой современного человека.
Проанализировать мнения философов.
Выявить человек способен в высшей ценности.
Введение 3
1. История понятия ценности 4
1.1 Ценности: понятия, сущность. 5
1.2 Виды ценностей 8
1.3 Система ценностей 8
2. Взаимодействия ценностного мира человека и культуры. 10
3. Философия ценностей. 11
4. Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности…………14
Заключение 19
Литература. 20
Содержание 2
Введение 3
1. История понятия ценности 4
1.1 Ценности: понятия, сущность. 5
1.2 Виды ценностей 8
1.3 Система ценностей 8
2. Взаимодействия ценностного мира человека и культуры. 10
3. Философия ценностей. 11
Заключение 19
Литература. 20
Понятия
ценности и ценностной ориентации в мире
настолько важно для культуры, настолько
составляет ее сущность, что мы можем смело
определить культуру как систему ценностей.
Что же подразумевается под ценностью?
В переводе с греческого «аксиос» означает
«ценность». Соответственно аксиология
— это учение о ценностях.
Слово
«ценность» было хорошо известно уже древним
грекам. Тем не менее только в XX веке философы
сумели развить учение о ценностях. Все
дело в том, что человек далеко не сразу осознал свое
собственное, выделенное положение в мире.
Как известно, это случилось лишь в Новое
время, соответственно именно тогда появились
первые претендующие на полновесность
концепции ценности.
В античности отсутствовало четкое понимание
своеобразия человека в мире. Это приводило
к тому, что, например, платоновская идея
понималась еще и как идеал.
В философии средних веков считалось,
что человек существует во имя Бога, а
не Бог для человека.
В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К XX веку сложились все условия для развития учения о ценности.
Человека
интересует не просто истина, которая
бы представляла объект таким, каким он
является сам по себе, а значение объекта
для человека, для удовлетворения его
потребностей. В этой связи человек оценивает
факты своей жизни по их значимости, реализует
ценностное отношение к миру. Специфика
человека как раз и состоит в ценностном
отношении к миру. Ценностью является
для человека все, что имеет для него определенную
значимость, личностный или общественный
смысл. С ценностью мы имеем дело там, где
речь идет о родном, святом, предпочтительном,
дорогом, совершенном, когда мы хвалим
и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем
и отрицаем.
Ценность — это интерпретация, в которой
субъект выражает свои предпочтения. Интерпретация
означает посредничество, устанавливается
соответствие между человеком и тем, на
что направлено его понимание, будь то
конкретный объект или идеал.
Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается собиранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет.
Чувства. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель.
В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чувства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо целостное, постольку все присущие его духовной жизни компоненты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело человек использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбривая волосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для утверждения присущих ему ценностей.
1.1 Ценности: понятия, сущность
Понятия
ценности и ценностной ориентации в мире
настолько важно для культуры, настолько
составляет ее сущность, что мы можем смело
определить культуру как систему ценностей.
Что же подразумевается под ценностью?
В переводе с греческого «аксиос» означает
«ценность». Соответственно аксиология
— это учение о ценностях.
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
Культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З.1 так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.
Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.
«Ценности, - писал В.П. Тугаринов2, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».
Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности.
К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.
Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.
Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".
1.2 Виды ценностей
Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:
- к материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;
- к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.
Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.
Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.
Однако это не означает, что духовные ценности всегда будут стоять выше материальных и определять культуру. В ряде эмоционально-ценностных систем все может обстоять совсем наоборот: удовлетворение материальных потребностей будет вполне обеспечивать культурный комфорт, так как их достижение будет служить основанием для довольства собой и миром. Очень часто физический комфорт служит необходимой и достаточной предпосылкой комфорта душевного, но это нельзя считать универсальной закономерностью: человек может быть счастлив, даже испытывая тяжелые физические лишения, если его вдохновляет духовная система ценностей. Так, по мысли Маяковского, счастливы защитники революции: «Мы — голодные, мы — нищие, с Лениным в башке и с наганом в руке»; так, в поэме Твардовского «За далью — даль» поэт, когда он творит, «может быть больным и старым, усталым — счастлив все равно»4. И наоборот, полный материальный комфорт, без комфорта душевного, без примиренности с миром, Богом, самим собой еще далеко не обеспечивает счастья.
Главной культурной проблемой, стоящей сегодня перед человеком, является осознание собственной сущности, и ряд современных культурологических и философских теорий предполагает двойственность человека, равноправие его биологической и социальной сущности. Следствием этого является доминирование в современной культуре материальных ценностей, в ущерб развитию духовности.
Информация о работе Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности