Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 22:35, курсовая работа
Актуальность выбранной темы выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время социокультурная ситуация в сельских местностях характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Введение 3
1. Теоретические основы исследования сущности понятия досуговой деятельности 5
1.1 Характеристика досуговой деятельности 5
1.2 Характеристика досуга на селе 8
2. Формы организации досуга на селе 11
2.1 История возникновения разных форм организации досуга на селе 11
2.2 Современные формы организации досуга на селе 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Содержание
Введение 3
1.1 Характеристика досуговой
1.2 Характеристика досуга на селе 8
2. Формы организации досуга на
селе
2.1 История возникновения разных форм организации досуга на селе 11
2.2 Современные формы организации
досуга на селе
Заключение 26
Список использованной литературы
Введение
Актуальность выбранной темы выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время социокультурная ситуация в сельских местностях характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Основная задача сельского клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений в сельской местности на пути решения данной задачи, является организация досуга населения. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени населения является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.
Социально-философские проблемы сельского населения как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада.
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Объект исследования –досуг сельского населения.
Предмет исследования – деятельность сельских культурно-досуговых центров по организации досуга.
Цель курсовой работы – изучить особенности организации сельского молодежного досуга.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность
- изучить особенности досуга на селе;
- рассмотреть историю возникновения разных форм досуга;
- исследовать современные формы досуга.
Базой исследования курсовой работы является культурно-досуговый центр села Старый Мензелябаш.
Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы.
1.Теоретические основы исследования сущности понятия досуговой деятельности
1.1 Характеристика досуговой деятельности
Исследованием сложнейших вопросов досуга занимаются представители таких разных наук, как, например, социология и искусствоведение, этнография, археология, история, антропология. Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода.
Среди разнообразных социальных характеристик досуга для нас, пожалуй, наиболее важными представляются две:
– досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью;
– досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе (4,с.145).
Отечественная история изобилует примерами активной культурной деятельности россиян в досуговое время.
В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Личность, не включенная в профессиональную деятельность отрасли культуры, фактически не имеет другого, кроме досугового, времени для собственного культурного волеизъявления.
О культурно-досуговой деятельности написано мало, несмотря на то, что она представляется достаточно крупным и сложным явлением, которое достойно стать предметом специального исследования как научного, так и прикладного характера.
В специальных исследованиях культурно-досуговая деятельность рассматривается чаще всего как составная часть свободного времени, которая затрачивается человеком на удовлетворение социальных потребностей, в том числе физических и духовных. Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты культурные интересы и потребности личности. Эти интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам – «космос») культурная деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер.
Совершенно иначе развивается наука о культурно-досуговой деятельности в учреждениях культурно-досугового типа, вид деятельности которых прямо соотносится с искусством, коллективными и индивидуальными формами творчества, созданием художественных произведений, театрализованными представлениями, игровыми и конкурсными программами.
Однако неопределенность ситуации характеризуется тем, что в литературе по теории педагогической науки не выработано специального определения методологии культурно-досуговой деятельности, в то время как методология является ключевым понятием любой теории, в том числе и специальной области более общей дисциплины.
В концептуальных подходах к культурно-досуговой деятельности можно выделить две большие области – это концепция досуга (менее специальная) и концепция его организации в учреждениях культурно-досугового типа.
В структуре свободного времени можно выделить, кроме того, следующие элементы: общественно регулируемую часть, куда относятся коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых, и лично регулируемую – индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях. Следовательно, понятие досуга неизбежно связано с понятием культуры свободного времени, или культуры досуга.
Многообразие данного культурного явления порождает и соответствующее многообразие подходов к их рассмотрению, что, собственно, и является предметом исследования различных отраслей научного знания. Подчеркнем еще одну закономерность: чем объемнее рассматриваемое явление, тем больший круг наук изучает его.
Культурно-досуговая деятельность как специфическое культурное явление – общественный феномен, который вполне логично рассматривать в соотношении с такими явлениями, как трудовая деятельность, рекреационная деятельность, научная деятельность, образовательная деятельность и т.п.
Учреждения культурно-досугового типа принимают активное участие в работе со всеми слоями населения. Организация культурно-досуговой деятельности строится на принципе дифференцированного подхода. Разработка частных методик предполагает учет социально-демографических характеристик различных категорий населения. Типологизация технологий может быть осуществлена по различным основаниям, по видам, уровням, сферам применения. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) технологии и традиционные (ретроспективные) технологии.
Итак, важнейшей задачей специалистов учреждений культурно-досугового типа является внедрение в свою практику хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, а также применение инновационных технологических процедур. При этом не следует отождествлять традиционные технологии с рутинными. Последние характеризуются такими методами воздействия на культурные процессы в условиях досуга, которые отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют объект к изменениям и переменам, а также являются не только устаревшими, но и неэффективными. С точки зрения масштабности ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами взаимодействия природы, общества, человека. Региональные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной жизни.
1.2 Характеристика досуга на селе
Опираясь на широкий спектр взглядов отечественных и зарубежных исследователей на содержание досуга и структуру деятельности в нём, на глубокий и длительный анализ существующих в структуре содержания свободного времени видов деятельности, которые имеют своё специфическое и конкретное наполнение, целесообразно выделить следующие виды деятельности:
- Образовательная;
- Культурно – досуговая;
- Трудовая;
- Спортивно – рекреативная;
- Научно – исследовательская;
- Коммуникативная;
- Игровая (7,с.58).
Следует отметить, что большинство зарубежных и отечественных учёных в структуре деятельности каждого индивида выделяют 4 основных вида:учёба, труд, игра, общение (6. с 53).
Анализ содержательной занятости свободного времени населения в массовой практике деятельности учреждений дополнительного образования детей показал, что наибольший удельный вес в организации их свободного времени занимает образовательная деятельность. Она определяется как свободная, не регламентированная государственным обязательным обучение деятельность, основанная на личных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих детей, обеспечивающая удовлетворение широкого спектра их разнообразных индивидуальных потребностей и интересов, опирающаяся на богатый арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, умений и навыков, достаточных для получения успеха в жизни, позволяющая углубить, дополнить и развивать информацию и знания, полученные в общеобразовательной школе (5. с 79).
Одним из основных видов содержательного наполнения
досуга сельского населения является культурно – досуговая дятельность – сфера самовыражения и
самореализации личности, её потенциальных
желаний и возможностей, что позволяет
включать этот вид деятельности в рамки
времени, свободного от общественного
или иного принуждения (9. с 54).
В культурно – досуговой деятельности
подростки знакомятся с искусством, природой,
трудом, нормами и правилами межличностного
общения, нравственными и эстетическими
ценностями.
Организационные формы работы должны быть направлены на развитие познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Ода из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.
К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу – представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.
В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно - развлекательная. Она имеет большое значение для. Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно - развлекательные игры «Брей – ринг», «Что? Где? Когда».