Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:34, реферат
Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках.
Введение…………………………………………………………………..…….2
1.Устная речь…………………………………………………………..……….3
2.Письменная речь…………………………………………………..………...6
3.Речевая ситуация……………………………………………….….………...8
Заключение……………………………………………………….……………10
Список используемой литературы…………………………………………11
Это побуждение может быть внутренним, связанным с объективным желанием высказаться, или внешним, исходящим от педагога.
В некоторых случаях в речевую ситуацию закладывается противоречие, которое должно быть разрешено в процессе деятельности. Такие ситуации, называемые проблемными, в наибольшей степени способствуют развитию речи.
Динамичность процесса зависит от активности участников и их заинтересованности в общении. Кроме этого, существенную роль играет информированность в данной теме и общность интересов участников общения.
При овладении речью ситуации
общения, побуждающие к высказыванию,
могут быть реальными и воображаемыми.
В учебных условиях процесс общения
обязательно планируется
В подобных коммуникативных ситуациях участники обогащают свой чувственный опыт, накапливая представления об окружающем мире. В процессе работы не только увеличивается словарный запас, но и расширяется объем доступных для понимания грамматических и синтаксических конструкций. В конечном итоге, формируется речевая инициатива: создаются условия, при которых возникает потребность высказаться.
Различают также канонические и неканонические речевые ситуации.
Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т. д.
Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляют иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, a не время адресата.
Заключение
Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.
Список используемой литературы
1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 1999г
2. Васильева А.Н. Основы культуры речи.-М, 2004
3. Бубнова Г.И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001.
4. Вахек И.К. Проблемы письменного языка. М 2008
5. Зализняк А.А. О понятии
графемы, лингвистические
6. Шапмро. Основы русской пункции. М, 2005
1 Васильева А.Н. Основы культуры речи.-М, 2004 с. 123
2 Зализняк А.А. О понятии графемы, лингвистические исследования. М, 2003
3 Бубнова Г.И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001.
4 Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 1999г
5 Вахек И.К. Проблемы письменного языка. М 2008