Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:05, реферат
Целью настоящей работы является раскрытие понятий религии и культуры. На основе сформулированных понятий найти и проследить их взаимосвязь на протяжении её исторического развития. Далее будет сделан обобщённый анализ самой взаимосвязи с выделением в ней функций присущих культуре и религии. А также будут выявлены присущие им цели и задачи для обоих понятий.
Следует отметить, что культура и религия играют важную роль в жизни общества, направляя каждого человека к совершенствованию себя самого, улучшению и развитию жизни всего общества в целом.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава I. Культура
1.1 Культура, как мера развития человека
1.1.1 Понятие культуры…………………………………………….4
1.1.2 Развитие культуры……………………………………………5
1.1.3 Культура и цивилизация……………………………………..7
1.2 Общество и культура
1.2.1 Социальные функции культуры……………………………..7
1.2.2 Единство и многообразие культур…………………………..8
1.2.3 Культурная революция……………………………………….8
Глава II. Религия
2.1 Истоки религии.
2.1.1 Человек перед Богом………………………………………...10
2.1.2 Понятие религии……………………………………………..12
2.2 Доисторический мир.
2.2.1 Зарождение религии…………………………………………12
2.2.2 Магическое миросозерцание………………………………..15
2.3 Первые цивилизации.
2.3.1 От магов к обожествлённым царям………………………16
2.3.2 Борьба богов и титанов; очеловеченные боги…………...18
2.4 Церковь и государство.
2.4.1 Теократия и развитие религиозных учений………………19
2.4.2 Становление Церкви на Руси; христианская культура и искусство………………………….20
Глава III. Культура и религия
3.1 Родство культуры и религии
3.1.1 Взаимопроникновение и взаимосвязь обоих понятий………24
3.1.2 Одновременное их развитие в истории……………………24
Глава IV. Функции культуры и религии
4.1 Различие функций культуры и религии.
4.1.1 Цели и задачи обоих понятий……………………………...25
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………27
Христианство стало
Русь в IX – X вв. была традиционно связана
с блистательным Константинополем – Царьградом
и со славянами в центральной Европе и
на Балканском полуострове. Эти связи
в значительной степени определили ориентацию
Киевской Руси на восточно-христианский
мир. При этом у киевских князей была возможность
выбора между различными религиями, так
как исповедующие их государства были
заинтересованы в контроле над богатыми
русскими землями. Именно о подобном соперничестве
между крупнейшими монотеистическими
религиями рассказывает эпизод из памятника
древнерусской литературы «Повесть временных
лет». Согласно этому эпизоду (подлинность
событий, изложенных в нём, многими учёными
отрицается), получившему название «Сказание
о Владимировом крещении», в 986 г. В Киев
пришли представляющие восточное христианство
посланцы из Константинополя, миссионеры
из Рима, а также представители иудаизма
и ислама. Согласно легенде, князю Владимиру
больше всего понравилась речь греческого
проповедника, однако он ещё не торопился
принять христианство восточного обряда.
На следующий год князь отправил в разные
страны посольства, чтобы они на месте
могли ознакомиться с каждой из религий.
Летопись рассказывает, что латинские
и мусульманские обряды не произвели на
послов особого впечатления, Константинополь
же и греческие церковные службы привели
их в восторг, и они усиленно стали склонять
Владимира к принятию христианства восточного
обряда. Однако окончательное принятие
христианства Владимиром было связано
с военно-политическими обстоятельствами
– походом на Корсунь и женитьбой на греческой
царевне; условием женитьбы было крещение
Владимира. Вернувшись в Киев в 988 г., Владимир
разрушил языческие капища и крестил в
Днепре народ, после чего начал «строить
в городах церкви и назначать попов».
Он решительным образом отверг язычество
и утвердил новую религию. Естественно,
люди не могли легко отказаться от прежних
многовековых верований, - поэтому процесс
крещения народа был осуществлён в приказном
порядке. По свидетельству митрополита
Иллариона, «крестились если не по собственной
воле, то из страха перед Приказавшим».
В некоторых местах, в частности в Новгороде,
замена традиционного языческого культа
новым встречала открытое сопротивление.
Но всё же Русь оказалась готовой к принятию
новой веры.
Впоследствии Владимир активно содействовал
укреплению и распространению христианства,
а официальной датой крещения Руси традиционно
стали считать 988 год.
Стихийная природа дохристианских народных
верований имела и положительный аспект.
Она дала возможность развиться тому чувству
близости Бога, близости Христа, Господа-Батюшки,
Который присутствует не где-то в заоблачных
высях, а здесь, на земле, с людьми. Христос
помогает и сострадает им. Это чувство
естественной и непосредственной близости
Христа стало основой русской святости,
в целом лишённой страсти и порыва, свойственных
западному христианству.
Вскоре после введения христианства на
Руси была создана начальная церковная
структура в форме митрополии константинопольского
патриархата. Её возглавлял митрополит,
назначавшийся Константинополем и имевший
местом пребывания кафедральный собор
св. Софии в Киеве. Во многих крупнейших
городах – Белгороде, Новгороде, Полоцке
и других – были созданы епископии. В XI
и XII вв. русская Церковь управлялась митрополитами
греческого происхождения.
Многие великие Отцы и учители Церкви
получили классическое образование и
прекрасно знали эллинистическую литературу.
Усвоив античную культуру, впитав в себя
многовековые ценности, накопленные разными
народами, Церковь принесла в мир новую
культуру – христианскую. С самого начала
она связывала элементы культуры Запада
и Востока. В ней нашли место религиозная
поэзия Израиля, платоновский идеализм
и александрийская филология. Но христианская
культура не являлась простым конгломератом
прежних культур, и не могла им быть.
В условиях общего упадка культуры на
Западе, усиленного нашествием варваров,
просвещённые язычники и христиане были
озабочены сохранением прежнего уровня
образования. Школа стала связующим звеном
между Греко-римской культурой и новым
христианским обществом. Аналогичная
ситуация сложилась и на Востоке. Византия
унаследовала от Греко-римского мира классическое
образование. До VII в. там процветали высшие
школы, созданные по античному образцу,
где преподавались риторика, латинская
грамматика, философия.
Св. Василий Великий в своём обращении
к юношеству призвал изучать классическую
поэзию и науку, но изучать критически.
Так святой, а в его лице и вся Церковь,
определили своё отношение к старой литературе:
критерием ценности для христианина должно
быть соответствие её основным христианским
принципам. «Не забывайте, - говорит Василий,
- что и у роз есть шипы». Размышляя о великом
древнегреческом поэте Гомере, Василий
замечает, что, призывая к добродетели,
поэт на самом деле подменяет истинное
внутреннее благородство внешней красивостью.
Подобный же разлад он находит у Еврипида.
Причины тому Василий Великий видит в
беспочвенности греческой этики, отсутствии
у неё опоры на фундаментальные нравственные
категории, вытекающие из веры в Единого
Бога.
Огромное значение для становления русской
культуры, литературы, истории имели летописи.
Летописание было проникнуто стремлением
осознать текущие события путём обращения
к прошлому, поэтому интерес монахов-летописцев
к истории своего народа выразился в прославлении
не только деяний христианских подвижников,
но и подвигов древних языческих князей.
Летописцы опирались в своём повествовании
на самый разный материал – исторические
документы, устные предания. В летописях
широко используется народный фольклор:
для стиля летописания характерны прямая
речь героев, публицистические приёмы,
использование пословиц и поговорок.
В многочисленных монастырях концентрировались
основные силы учёных, писателей, художников
того времени. Церковные писцы, зодчие,
иконописцы приезжали из Византии и других
стран и передавали секреты мастерства
русским. Вскоре русские мастера уже самостоятельно
воздвигали храмы, писали фрески и иконы,
которые приводили в восхищение иностранцев
и вошли в золотой фонд мировой культуры.
Глава III. Культура и религия
3.1.1 Взаимопроникновение и взаимосвязь
обоих понятий.
На всём протяжении
Таким образом можно сказать, что культура
неотделима от религии в своём историческом
развитии.