Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является выявить проблемы и перспективу развития сферы культуры Республики Башкортостан.
Задачи:
1. Проанализировать общие принципы федерального законодательства в сфере культуры;
2. Изучить характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
3. Определить проблемы м перспективы развития сферы культуры в Республике Башкортостан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4
1. Культурная деятельность на уровне государства, субъекта РФ…..5-6
2. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры …………………………………………………….6-7
3. Проблемы м перспективы развития сферы культуры в Республике Башкортостан………………………………………………………..8-12
4. Перспективы развития культурной сферы Республики Башкортостан………………………………………………………13-17
Заключение…………………………………………………………………...18-19
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

регион и фед.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

Муниципалитеты также принимают соответствующие меры по инвентаризации учреждений культуры, по определению неэффективных расходов, имущества, по пересмотру тарификаций, штатных расписаний, контрактов.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что при проведении оптимизации, речь не должна идти о повальном закрытии учреждений культуры на местах. Нельзя допустить ухудшение и так невысокой доступности культурных благ для сельских жителей, ведь по-сути половина жителей республики проживают в населенных пунктах, где нет ни библиотек, ни клубов, ни музеев.

Непосредственно связана с заработной платой работников культуры и искусства одна из самых   острых проблем – кадровые ресурсы.

Сегодня в учреждениях культуры наблюдается  тенденция «старения» кадров (средний возраст - 45-50 лет). Катастрофически не хватает активных молодых специалистов с современным мышлением. Поэтому многие учреждения работают традиционно, по старинке, что не соответствует  потребностям сегодняшнего дня. 

Существует острая нехватка менеджеров, которые обладают навыками привлечения денежных средств и иных ресурсов, способных разрабатывать и успешно осуществлять инновационные культурные проекты.

Понятно, что без создания системы  социальной поддержки работников культуры и искусства кадровые проблемы не решить. Более половины работников культуры не имеют собственной крыши над головой.

Нужны новые подходы к системе подготовки кадров. Необходимо готовить специалистов, востребованных на рынке культуры, должны развивать кадровый потенциал отрасли.

Так, принято решение о передаче в состав Государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Уфимского колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций, что позволит улучшить ситуацию по подготовке на очном отделении библиотечных специалистов. Ведь на сегодняшний день только 18% библиотекарей республики имеют высшее профессиональное образование.

Необходимо усилить профориентационную работу, тесно работать в данном направлении со школами, осуществлять поиск талантливых ребят, творческих, активных, добиваться для них целевых направлений в ссузы и вузы культуры и искусства по контрактной системе, обеспечить дополнительные выплаты при возвращении в село. Сфера управления культурой испытывает острый недостаток квалифицированных управленческих кадров со знанием специфики развития региона, его культуры. Подготовку специалистов по направлению «Регионоведение России» осуществляет на сегодняшний день Башкирский государственный университет. [6]

Ежегодно увеличивается количество детей, обучающихся в школах искусств, музыкальных, хореографических школах. Это наши будущие кадры и нам совместно необходимо решать вопросы укрепления материальной технической базы этих учреждений давних. Амортизация музыкального инструментария составляет от 80 до 100 %, федеральной и республиканской значимости. На республиканском уровне первоочередного решения требуют вопросы оснащения материально-технической базы государственных средних специальных учебных заведений культуры и искусства в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (детских школ искусств) - в соответствии с федеральными государственными требованиями; а также доведения оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений сферы культуры до уровня не ниже среднего для учителей в регионе детские школы искусств располагаются в приспособленных помещениях и зданиях,  испытывают дефицит учебных площадей. В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие Комплексное развитие культуры и искусства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы» [5] планируется ежегодное выделение 75 млн. руб. на оснащение детских школ музыкальными инструментами.

  1. Перспективы развития культурной политики Республики Башкортостан

С целью сохранения и развития детских школ искусств Федеральным законом от 17 июня 2011 года № 145 - ФЗ были внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», которые предусматривают реализацию в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями. Согласно п. 2 ст. 29 и п. 1.1 ст. 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право осуществления государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, которые реализуются в муниципальных детских школах искусств в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте. Помимо этого, необходимо из выделение средств на софинансирование расходов из муниципальных бюджетов.  на 2013-2018 годы предусмотреть с 2013 года приоритетное направление софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Башкортостан «Оснащение и модернизация детских школ искусств (по видам искусств)»  школ

Сегодня необходимо в максимальном объеме искать новые пути решений, стараться привлекать в культуру частный капитал, частные инвестиции.

Законодательство Башкортостана о культуре основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, основах законодательства Российской Федерации о культуре. В числе базовых правовых актов в этой сфере законы Республики Башкортостан «О культуре», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан», «О Музейном фонде Республики Башкортостан и музеях в Республике Башкортостан», «О библиотечном деле», «О творческих работниках и творческих союзах в Республике Башкортостан», «О народных художественных промыслах» и другие нормативные правовые акты. В области культуры также действует Указ Президента Республики Башкортостан «О Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006 - 2015 годы». [9] В Башкортостане также действуют 5 республиканских целевых программ по сохранению и развитию культурного наследия. («Развитие библиотечного дела», «Сохранение и развитие кинематографии», «Народы Башкортостана», «Башкиры Российской Федерации», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан»).

Основным стратегическим документом развития отрасли культуры, должна стать долгосрочная целевая программа «Развитие культуры и искусства в Республике Башкортостан» на 2013–2018 годы.

Программа предусматривает реализацию крупных инновационных творческих проектов на которые  ежегодно будут дополнительно  выделяться 100 миллионов рублей, создание и презентацию в сети электронной библиотеки лучших произведений башкирской литературы, краеведения, музыки и изобразительного искусства, оснащение музыкальных школ, школ искусств новыми музыкальными инструментами, укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры, разработку качественных музейно-экскурсионных маршрутов в целях развития историко-культурного, этнографического и событийного туризма, компьютеризацию музеев, создание виртуальных туров, экскурсий и виртуальных музеев, в целом  информатизацию отрасли, реализацию пилотного проекта «Модельные сельские клубы», в рамках которого предполагается оснащение современным оборудованием клубов, ремонт и благоустройство зданий клубов, а также создание многофункциональных культурно-досугового комплекса клубного типа, обеспечение муниципалитетов автоклубами, библиобусами, организацию передвижных музейных экспозиций в малых городах и селах республики др. Учитывая значительное расширение стратегических задач, прошу внести в муниципальные  программы развития культуры и искусства соответствующие изменения.

Не секрет, что позитивный имидж региона формируется не только из показателей экономики и промышленности, но и достижениями в развитии культуры, наличия в регионе академических коллективов, оперного театра или симфонического оркестра.

Профессиональное искусство сегодня занимает центральное место в республике, достойно представлено в общероссийском и мировом культурном пространстве. Поддержание имиджа театрально-концертных учреждений требуют чуткого реагирования на меняющиеся условия жизни, разработку эффективной системы профессионального менеджмента, новой творческой политики театров, соответствующей реалиям сегодняшнего дня и способствующей формированию художественных вкусов современного зрителя. Руководителям театров и концертных организаций надо больше уделять внимания подбору репертуара и системе работы со зрителями. Нужны современные методы управления: стратегическое планирование, маркетинг, PR-технологии, фандрейзинговые процедуры, а также более активная работа со средствами массовой информации, которые являются важным ресурсом формирования общественного мнения.

В Республике Башкортостан самая большая в России сеть муниципальных учреждений культуры и искусства, которая обслуживает практически все население республики и требует к себе пристального внимания: 2286 клубных учреждений, 1739 – публичных библиотек, 70 – муниципальных музеев, 136 - детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств. [2]

Самая крупная сеть - это культурно-досуговые учреждения, деятельность которых направлена на вовлечение населения и в культурный досуг, и в развитие творческих способностей. Делается большая работа, подтверждение этому - проводимые в республике смотры, конкурсы, фестивали разных видов искусства. 209 коллективов самодеятельного художественного творчества из муниципальных районов приняли участие в международных и межрегиональных мероприятиях. Имеются в этой сфере и проблемы: нет притока молодых специалистов, клубным учреждениям нужны хореографы, инструменталисты, вокалисты, режиссеры, слабая материально-техническая база.

В целом 80% муниципальных учреждений культуры располагаются в приспособленных, а также аварийных, требующих капитального ремонта помещениях. Большинство зданий морально и физически устарели.

За последние 20 лет количество действующих киноустановок в республике сократилось на 95%. 

Одним из поручений Президента Республики Башкортостан в Послании Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан от 19 ноября 2012 года [4] является укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры. Культура, особенно на селе, не должна угаснуть. Понимая, что за счет средств муниципальных бюджетов будут решены проблемы только единичных учреждений, в проект ДЦП «Развитие культуры и искусства в Республике Башкортостан» включен пилотный проект «Модельные сельские клубы».  При этом важное значение имеет, не только благоустройство и оснащение модельного клуба, но и содержательная деятельность.

Остается проблемой культурное обслуживание малых сельских населенных пунктов, где, в принципе, по нормативам не предусмотрены клубы, библиотеки, киноустановки. Поэтому практически жители этих населенных пунктов не получают даже минимальных культурных благ. Для их обслуживания на современном уровне нужны киномобили, автоклубы, библиобусы.

Конечно это затратно, но это вложение капитала в развитие культурной среды и самого человека.

Если благодаря реализации республиканской целевой программы «Развитие библиотечного дела» в целом по библиотекам в республике все в порядке, и они активно внедряют новые технологии, то музеи Башкортостана не выдерживают никакой критики.

Музеи нуждаются в компьютеризации, необходимо приобретение специальных мультимедийных программ для показа виртуальных экскурсий, проведения мероприятий с использованием уже оцифрованных в России и мире культурных ценностей. Нужны современные экспозиции, создаваемые с использованием новейших технологий, что позволит идти в ногу со временем.

Развитие туризма в настоящее время является одной из важнейших составляющих процветания территории, его узнаваемости и имиджа.  Совершенно очевидно, что для того, чтобы музеи республики стали привлекательным брендом региона, района и города, необходимо отойти от сегодняшней модели музея, разрабатывать и включаться в культурные маршруты. Нужно подумать о создании новых музеев, например, музеев башкирских брендов: курая, башкирского меда, кумыса и т.д. Развивать их можно привлекая инвесторов, государственно-частное партнерство.

Интереснейшими объектами туризма в Башкортостане могут стать историко-культурные центры народов, проживающих в республике. На сегодняшний день Министерством культуры республики совместно с Еврейской региональной общественной организацией «Кохав» РБ уже реализовано 2 туристических проекта с маршрутами по башкирским историко-культурным центрам «Саитбаба» в Гафурийском районе и «Темясово» в Баймакском районе. [7]

В 2012 году данный проект получил субсидию социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан. Маршрут был организован в августе 2012 года для ветеранов-активистов национально-культурных объединений Республики Башкортостан, школьников старших классов, лиц пенсионного возраста.

Вся эта деятельность в конечном итоге будет способствовать инвестиционной привлекательности территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию культурного, экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте.

Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны - согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал».

Основным стратегическим документом развития отрасли культуры, должна стать долгосрочная целевая программа «Развитие культуры и искусства в Республике Башкортостан» на 2013–2018 годы.

Программа предусматривает реализацию крупных инновационных творческих проектов на которые  ежегодно будут дополнительно  выделяться 100 миллионов рублей, создание и презентацию в сети электронной библиотеки лучших произведений башкирской литературы, краеведения, музыки и изобразительного искусства, оснащение музыкальных школ, школ искусств новыми музыкальными инструментами, укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры, разработку качественных музейно-экскурсионных маршрутов в целях развития историко-культурного, этнографического и событийного туризма, компьютеризацию музеев, создание виртуальных туров, экскурсий и виртуальных музеев, в целом  информатизацию отрасли, реализацию пилотного проекта «Модельные сельские клубы», в рамках которого предполагается оснащение современным оборудованием клубов, ремонт и благоустройство зданий клубов, а также создание многофункциональных культурно-досугового комплекса клубного типа, обеспечение муниципалитетов автоклубами, библиобусами, организацию передвижных музейных экспозиций в малых городах и селах республики др. Учитывая значительное расширение стратегических задач, прошу внести в муниципальные  программы развития культуры и искусства соответствующие изменения.

Информация о работе Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры