Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 18:36, реферат
Храм — это очень широкое понятие. Это то священное место, куда человек возвращается мыслью, чувством, желанием. Не случайно Христос, будучи Богочеловеком, глубоко почитал храм Иерусалимский, созданный для народа израильского. Апостол Павел, продолжая развивать проповедь Иисуса Христа, говорит своим ученикам, говорит: "Разве вы не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас".
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Возникновение православной церкви Чите……………………..3
Глава 2. История соборов, храмов и часовни в г.Чита…………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Забайкальский Государственный Университет
Факультет филологии и массовых коммуникаций
«Кафедра литературы»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Культура Забайкалья»
на тему: «Храмы и соборы г.Чита»
Выполнила: студентка 3 курса
Чита 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Возникновение православной церкви Чите……………………..3
Глава 2. История соборов, храмов и часовни в г.Чита…………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Святые места не выбираются людьми, они обозначены Богом. Люди приходят на такое место, обживают его, трудятся, Славя Бога, и как правило, приносят себя в жертву ради Бога, то есть умирают или погибают, защищая и исповедуя праведный образ жизни.
Что такое православный храм? В свое время о. Павел Флоренский сказал, что наше богослужение представляет собой широкое включение всех видов искусства, поведения, чувства. Действительно, богослужение, совершающееся в храме обставляется всем интерьером, ритуалом. Даже движения священника и поведение богомольцев — стояние или передвижение по храму — подчиняются общей гармонии. Поэтому виды искусства, связанные с храмом: архитектуру, живопись, музыку — следует воспринимать и рассматривать в совокупности.В монастырях и просто в городах и селах основными объектами паломничества являются храмы. Поэтому организаторам паломнических служб важно представлять идею храма во всей ее полноте.
Храм — это очень широкое понятие. Это то священное место, куда человек возвращается мыслью, чувством, желанием. Не случайно Христос, будучи Богочеловеком, глубоко почитал храм Иерусалимский, созданный для народа израильского. Апостол Павел, продолжая развивать проповедь Иисуса Христа, говорит своим ученикам, говорит: "Разве вы не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас".
В Церкви как истинном Теле Христовом объективно присутствует вся полнота благодатных даров. Через Христа наша природа стала, по выражению св. Афанасия Великого, духоприемной [45]. Но каждая ипостась должна усвоить дары благодати по собственному желанию, через свободное усилие. Как писал св. Кирилл Иерусалимский, "природа наша может принять спасение, требуется только наше произволение" .
Глава 1. Возникновение православной церкви Чите.
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[1]. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространенности — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.Наиболее крупные течения в христианстве — православие, католицизм и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.В 1681 году в Забайкалье направлена первая православная Духовная миссия, именуемая Даурской, в составе 12 человек, возглавляемая игуменом Феодосием. А уже в 1880 году центр управления Забайкальской Духовной миссии переведен в Читу. К1930 году Читинская и Забайкальская епархия формально упразднена. 2004 год – торжество в честь 110-летия образования и 10-я со дня воссоздания Читинской и Забайкальской епархии. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания (см. Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи.19 и начале 20 вв. рассматриваются как расцвет Православной Церкви в Забайкалье. В 1894 году была основана Забайкальская и Нерчинская епархии, в ней было 200 церквей, а уже к 1909 стало 376. Из них пригородных 186, приписных 143, домовых 3, тюремных 3, кладбищенских8, железнодорожных 2. В 1914 году в Чите было 19 церквей и 4 часовни.
Глава 2. История соборов, храмов и часовни г.Читы
Кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери
6 декабря 2000 года Указом епископа Читинского и Забайкальского Евстафия был учрежден Православный благотворительный фонд святого благоверного князя Александра Невского. Главная цель – сбор средств и организация сопутствующих мероприятий для строительства кафедрального собора. 21 декабря того же года Указом Владыки был создан Попечительский совет и правление Фонда.2001 год ознаменовался более активными действиями по решению вопроса о начале строительства.6 декабря 2001 года, в день памяти святого благоверного князя, епископом Читинским и Забайкальским Евстафием заложен и освящен Первый камень кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери, всегда особо покровительствовавшей восточным рубежам России. Строительные работы взялся осуществлять СМП – 621, возглавляемый Зыковым В.П., куратором строительства стал Власов А.А. Строительство велось под личным контролем начальника Забайкальской железной дороги Сехина В.Ф. Проектные работы исполнял «Читагражданпроект» - директор Викулов Ю.Е., главный архитектор проекта Кулеш В.И.
5 марта 2002 года состоялась закладка символического Первого кирпича в основание стен строящегося собора. В течение весны и лета был выложен цокольный этаж. Обозначились контуры здания. К концу 2002 года возвели перекрытия над цокольным этажом и начали кладку стен основного сооружения. Новый кафедральный собор спланирован как трехпрестольный. Главный придел – в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел – в честь святого благоверного князя Александра Невского, левый придел – в честь Царственный Страстотерпцев: Царя Николая, Царицы Александры, Цесаревича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Кроме того, под главным алтарем храма, в цокольной части расположится крестильный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира. По своим размерам строящийся собор сопоставим с самыми большими храмами России. Из вновь построенных – это второй по размеру храм после храма Христа Спасителя в Москве. Вместимость собора составляет 2,5 тысячи человек. Высота колокольни – свыше 60-ти метров, высота главного купола – 47 метров.Выполнен храм во Владимиро – Суздальском стиле, присущем большинству церковных строений эпохи расцвета Православия в России (XIV – XVI века). Прототипом собора стал недавно построенный Спасо – Преображенский собор в городе Губкин Белгородской епархии. Применив элементы православной архитектуры, имеющие канонические законы и правила, забайкальские зодчие смогли достичь индивидуальности. С момента подготовки котлована и закладки Первого камня строительство идет постоянно, несмотря на забайкальские суровые зимы и высокие летние температуры. С того же времени для молитвенной поддержки возведения собора стали проходить сначала ежедневные тихие крестные ходы вокруг стройки, организованные Православным молодежным движением, затем еженедельно молебны о благопеспешении в строительстве Пресвятой Богородице, святому равноапостольному князю Владимиру, святому преподобному Сергию, игумену Радонежскому, частица мощей которого заложена в основании Престола собора, святому благоверному князю Александру Невскому, святым Царственным Страстотерпцам. Молебны проводятся священнослужителями Читинско – Забайкальской Епархии при участии епископа Читинского и Забайкальского Евстафия.
Первая Божественная литургия в здании строящегося собора была совершена 21 июня 2002 года в честь чествования Казанской иконы Божией Матери. Кроме того, сложилась добрая традиция проводить здесь, осуществляя духовное участие в возрождении храма, службы в дни великих церковных праздников и дни памяти особо почитаемых в Забайкалье святых. Крестные ходы в память Казанской иконы Божией Матери и в честь святых Читинско – Забайкальская епархия в 2002-2004 годах также начинает молебнами в строящемся храме.
4 февраля 2004 года над
кафедральным собором засиял
первый купол. 31 марта на колокольню
собора подняты три самых
В праздновании 110–летия со дня основания Забайкальской епархии был освящен строящийся собор. Освящение было произведено 26 сентября. Освящение бывает в жизни храма единожды. В этот день храм получает благодать во всей его полноте. С этого момента в храме могут совершаться все Таинства. Празднование посетил председатель отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, правая рука патриарха митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. К приезду митрополита Кирилла и ко дню освящения собор был полностью выстроен, подняты все купола и кресты, настроены колокола, отштукатурены внутренние помещения, смонтирован иконостас главного придела, облагорожена площадка вокруг собора.
В
1903 г построено двухэтажное
Управлял
Миссионерским училищем совет преподавателей
под председательством
Кроме
общеобязательных дисциплин низшей
школы в Миссионерском училище
преподавались и специальные
предметы: педагогические (дидактика
и методика) и миссионерские (этнография
Забайкальских инородцев, учения шаманизма
и ламаизма и их обличение, а также
история православного
Все успешно окончившие четыре класса и сдавшие экзамены получали звание учителя одноклассной церковно-приходской школы и, в случае поступления их на учительскую должность, освобождались от воинской повинности.
16
мая 1907 года была совершена
закладка здания Центрального
Миссионерского училища. Новое
здание было построено в
Первый этаж его был каменный, а второй деревянный. В здании разместили пансион и школу, а также две квартиры - для заведующего и учителя.
Во втором этаже была устроена домовая Преображенская церковь, настоятелем которой был назначен о. Епифаний Кузнецов, 29 апреля 1907 года возведенный Преосвященным Мефодием, епископом Забайкальским, в сан протоиерея. Крещеные отцом Епифанием корейцы и китайцы прозывались «Епифанцевыми». Крещение проводилось и в реке Читинке.В 1912 году в помещении церкви была сделана роспись и написаны иконы. Для этой цели был приглашен иркутский художник Щербаков. В апреле этого же года Святейший Синод выделил Миссионерскому училищу иконостас. 4 июля 1912 года на колокольню был поднят полный звон колоколов в «минорном» тоне. Колокола были отлиты на известном заводе Самгина.
С 1911 по 1921 год на втором этаже Миссионерского училища, благодаря инициативе Братства Кирилла и Мефодия, находился единственный в городе приют подкидышей и бездомных детей.В 1973 году снесли Архиерейский квартал (началом сноса послужило разрушение в 1936 году Александро-Невского собора) при строительстве здания Читинского обкома КПСС и формировании центральной площади Читы. Многие годы здание Миссионерского училища использовалось под поликлинику Центрального района города Читы. В 1995 году оно было передано Читинско-Забайкальской епархии.
Ныне Спасо-Преображенский храм продолжает традиции миссионерского училища – при храме третий год действует Православная прогимназия во имя святителя Иннокентия Иркутского, работает приходская библиотека, ежедневно совершаются богослужения и крещения.Настоятелем храма является благочинный Читинского округа - игумен Димитрий (Елисеев Виталий Викторович).
Храм был заложен 16 сентября 1898 года. Строительство храма было связано с государственной программой по строительству Транссибирской магистрали. Государство было заинтересовано не только в строительстве железной дороги, попутно решались и социальные вопросы и просветительские: переселенцев, рабочих, каторжных, связавших свои судьбы с железной дорогой, нужно было не только устраивать на новом месте, но и духовно окормлять этих уже очерствевших людей. С этой целью на каждой крупной станции железнодорожным ведомством строились храмы, которые в народе так и назывались «железнодорожные». На забайкальском участке Транссиба указом императора Николая II были возведены следующие храмы, входившие в 25 благочиннический округ Забайкальской епархии:
Иоанно-Предтеченский храм был заложен на станции Чита (другое название Чита-поселок, Дальний вокзал) 16 сентября 1898 года. Средства были выделены железнодорожным ведомством, часть средств (10 тысяч рублей) пожертвовала жена генерал-майора, баронесса Елизавета Ивановна Кукель.