Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 03:00, реферат
Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи") с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Художественная литература
Древнего Египта восходит своими корнями
к середине четвертого тысячелетия до
н. э. , к периоду Древнего Царства. Именно
поэтому основой традиционной жанровой
литературы в Египте стали фольклорные
жанры. Особенно характерно традиционное
сохранение древних сюжетов, подвергшихся
переработке в более поздние периоды развития
египетской литературы. Но, говоря о жанре,
стоит заметить, что далеко не всегда можно
с точностью определить принадлежность
того или иного произведения к определенному
жанру. Например, жанр "поучения",
один из древнейших, связан с политическими
памфлетами, "речениями"(например,
"Речения Ипусера"), а вступления
к ним иногда напоминают окаймляющую "рамку"
в сказках (например, "Поучения Неферти").
В равной степени в поучениях встречаются
и черты автобиографических повестей,
а в автобиографической повести мы встречаем,
например, гимн ("Приключения Синухета"),
басня в иных случаях близка к сказке.
Итак, одним из глобальных признаков невероятного
развития египетской литературы является
"дифундирование", взаимопроникновение
жанров.
Как и большинство произведений
древности, литература периода Древнего
царства анонимна, за исключением сочинений,
написанных в жанре поучения, как правило
авторство было приписано какому-либо
из мудрецов или правителей древности,
что наводит на мысль об отсутствии попыток
коллективного создания поучений, что
подтверждается и стилистическим анализом
текста. Искусность и сложность композиции,
изощренность стиля, умение объединить
одной "рамкой" несколько сюжетных
линий . Подобные элементы построения
произведения встречаются в сказках о
фараоне Хуфу и чародеях, в "Сказке о
потерпевшем кораблекрушение" и, прежде
всего, в "Поучениях Неферти". Этот
жанр, получив широкое распространение
в эпоху Среднего Царства, развивается
на базе более изысканных литературных
традиций, а, стало быть, и приемов. Авторы
прибегают к рефренам, повторению слов
аллитерациям, параллелизму членов (т.
е. к выражению одной мысли разными словами:
"Открываются для тебя врата неба, отверзаются
для тебя врата прохлады") . Тематика
поучений не всегда меняется от раза к
разу, от эпохи к эпохе.
В "Поучении Птахотепа",
содержащем правила житейской мудрости,
правила поведения и хорошего тона, автор
утешает бедняка тем, что "бог возвышает
знатного человека", просящему рекомендуется
набраться смирения и так далее. Социальной
моралью и проповедью смирения пронизано
все произведение.
Подобная мысль встречается
и в "поучениях" мудреца Ипувера и
Ноферреху. Здесь описывается в иносказательной
форме восстание рабов, происшедшее в
конце Среднего Царства.
К несколько более раннему времени относится
"Поучение гераклеопольского царя (Охтоя)
своему сыну Мери-ка-Ра", которое содержит
советы относительно управления государством
в период смутного времени. Охтой утверждает
божественное происхождение власти, назначенной
"добрым пастырем", то есть Богом.
Литература древних была самым тесным
образом связана с религией. Множество
произведений религиозной литературы
облекались в художественную форму. Таковы
магические заклинания , религиозные гимны
богам, магические тексты, связанные с
заупокойным ритуалом, облекавшиеся в
строго ритмическую поэтическую форму.
Наиболее яркими образцами
религиозной поэзии являются гимны богам,
которые входили в различные сборники.
Так, еще в "Текстах пирамид" содержатся
гимны Ра, Озирису.
Хети стал автором "Гимна Нилу" , напоминающего
гимны другим богам, так как Нил считался
божеством и его почитали под именем Хапи.
Но не Хапи, не бог воспевается и прославляется
в нем, а именно река, "приносящая пищу...
творящее прекрасное":
Слава тебе, Хапи!
Ты пришел в эту землю,
Явился, чтобы оживить Египет...
Он орошает поля, созданные Ра,
Чтобы дать жизнь каждой козе...
Среди гимнов богам представляют
наибольший интерес гимны верховному
государственному богу Амону и в особенности
гимны единому богу солнца Атону, культ
которого установил еще Эхнатон, отец
Тутанхатона( в последствии Тутанхамона).
Сверкает и блестит на горизонте утром,
Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.
И тает мрак ночной под сенью рук горящих.
Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.
И на ноги встает от сна восставший люд.
Омыв себя водою и взяв свои одежды,
Хвалу тебе возносят, когда восходишь
ты.
Во всей земле твоей творят свою работу.
И мирно бродит скот на пастбищах своих.
Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,
И птицы вылетают из гнезд своих ночных.
Довольно близко к религиозным гимнам
примыкают гимны фараонам. Этот жанр имеет
и историческую ценность. Наиболее характерный
в жанровом отношении текст гимна фараону
относится к эпохе среднего царства. Это
- "Гимн Сенусерту III", в котором восхваляется
царь в качестве победителя врагов и защитника
своих владений. Подобные гимны входили
в более объемные сборники, типа "Рассказ
Синухета". Сохранилось более 25 списков
этого произведения. Оно написано в форме
автобиографии на стенах одной гробницы.
Основная тенденция "Истории Синухета"
та же, что и в речениях Неферти и наставлениях
Аменемхета I, - прославление новой династии.
Недаром таким милостивым выведен Сенусерт
I! Автор не только очень умело воспользовался
формой автобиографии, но и , возможно,
впервые, в мировой литературе сумел передать
переживания своего героя - страх, тоску
по родине. Последний мотив встретится
еще ни раз, но ни где он не будет выражен
так проникновенно и с такой экспрессией.
Значительного развития этот жанр достигает
в эпоху Нового Царства, когда завоевательная
политика фараонов находится в зените
славы и почета. Своего рода развернутой
формой царского гимна является "Поэма
о битве при Кадеше", в которой поэт
в риторической форме описывает победу
Рамзеса II над хеттами.
Однако, не во всех жанрах центральной
фигурой является правитель Египта. "Могущественный
владыка" отходит на второй план в народных
песнях, сказках и преданиях .
Один из папирусов содержит древнейшую
в мире запись сказки - "Сказки о потерпевшем
кораблекрушение". Автор умело использует
народную фантастику. История создания
этой сказки весьма традиционна, так как
множество сказок рождались в результате
обрастания мифическими сюжетами устных
жанров. Уцелевшая часть рамки подтверждает
предположение о том, что эта сказка - последняя
из несохранившегося цикла. Язык сказки
прост и метафоричен. Заканчивается она
характерным приемом для подобного жанра
- поговоркой, народной мудростью: "Не
хитри со мной, мой друг. Незачем поить
на заре птицу, которую утром зарежут!"
Мотивы земледельческой жизни, переплетенные
с причудливой сакральной фантастикой,
встречаются в сказках более позднего
времени. Такова сказка "О двух братьях",
написанная в эпоху правления династии
Рамзесов. Основные мотивы сказки "О
двух братьях", как то чудесные превращения
главного героя, злобы жены, невинности
молодости и торжества добродетели сохранились
и в позднейших сказочных сюжетах, в частности,
в сказке "О красноречивом жителе оазиса."
В ней читателя, возможно, привлекало стилистическое
оформление, так как оно похоже на элементы,
разработанные в рамках жанра притчи.
Интересен и диапазон героев этой сказки:
от крестьянина до фараона. Уже этот момент
предполагает историзм, который предельно
отчетливо выражен в так называемых "исторических"
сказках, например, "Сказка о фараоне
Секененра и гиксосском царе Апопи".
В подобных сказках действие группируется
вокруг реальных событий и персонажей.
Здесь истина причудливо смешивается
с вымыслом. Но не только в этом проявляются
новшества эпохи Нового царства; действие
волшебных сказок все чаще и чаще переносится
в другие страны, приобретая "чужие"
мотивы, которые позднее преобразуются
в так называемые "бродячие сюжеты".
Искусство Древнего
Египта поражает меня своей грандиозностью,
необыкновенными масштабами, величественностью
и красотой.
Своеобразие и особенности древнеегипетской
культуры состояли в следующем: первое-
раннее зарождение там классовых отношений
и государственности; второе- изолированное
географическое страны, что затрудняло
культурные заимствования извне;- третье,
тесная связь искусства и религиозного
культа, особенного заупокойного ритуала.
Египетское искусство с характерной
для него монументальной архитектурой
и статичной скульптурой явилось основой
для античного искусства и европейского
в целом.
Египетское искусство явилось образцом
для крито-микенской культуры в Древней
Греции. Египетская культура оказала большое
влияние и на древних римлян. Культ Египетской
богини - матери Исиды- получил широкое
распространение в Риме. Египетский скульптурный
портрет, пейзажная живопись, обелиски
и другие элементы архитектуры, львы и
сфинксы были восприняты античным искусством,
а через него- европейским.
Древнеегипетская культура
и цивилизация заложили основу для последующего
культурного развития многих народов.
Краткая литературная энциклопедия,
М., Сов., энциклопедия, 1964 ; Литературный
энциклопедический словарь, М., Сов. энц.,
1987) и книги Л. Дойеля ("Завещанное временем",
М., Наука, 1980), К. Керама ("Боги гробницы
ученые", М., Изд-во иностранной литературы,
1960), И. В. Рака ("Мифы Древнего Египта",
СПб., Петро-РИФ, 1993), И. П. Шмелева ("Золото
Древнего Египта", М., ИМА-ПРЕСС, 1990),
Леонарда Котрелла ("Во времена Фараонов",
М., Наука, Главная редакция восточной
литературы, 1982), К.Михаловского ("пирамиды
и мастабы", Варшава 1973 г.) , Орлова С.Г.,
("История мировой литературы", 1996
г.>.) Тексты цитировались по книге "Сказки
и повести Древнего Египта" (Л-д., Наука,
1979). 1. "МИФЫ В ИСКУССТВЕ СТАРОМ И НОВОМ"
по РЕНЕ МЕНАРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1993 2. КЕРАМ
"БОГИ, ГРОБНИЦЫ, УЧЁНЫЕ" МОСКВА 1953
3. И.А. АНТОНОВА "ШЕДЕВРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ
А.С. ПУШКИНА" МОСКВА 1986.