Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:12, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть художественную жизнь в современной России.
Введение 3
1.Общие тенденции и особенности развития современной культуры 5
2. Особенности культурного процесса в современной России 10
3.Художественная культура современной России 13
Заключение 23
Список использованных источников 24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3.Художественная культура
современной России
Заключение
Список использованных
источников
Введение
В условиях
На уровне явления феномен искусство непреходящ в качестве характеристики любой исторической эпохи. В обществе сформировалась практика редуцирования искусства разными науками. Каждой из них оно раскрывается определенной своей стороной, что объясняет разнообразие культурологических теорий, концепций, подходов, сформировавшихся в искусстве под воздействием гуманитарного знания, и гипостазирование, абсолютизацию, возведение на философско-категориальный уровень этого теоретического конструкта.
Такая привязанность искусства к науке создает возможность переноса в теорию и историю культуры философских взглядов на этот концепт и соответствующих его интерпретаций в культурфилософии.
Объект исследования - современное Российское общество.
Предмет исследования - художественная жизнь в современной России.
Цель контрольной работы – рассмотреть художественную жизнь в современной России.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
3. Проанализировать художественную культуру современной России.
Анализ искусства в художественной жизни современного российского общества потребовал обращения к самым разнообразным источникам и научной литературе, чтобы синтезировать и систематизировать уже имеющиеся знания, сформировавшиеся в парадигме постмодерна (Ж. Бодрийяр, Э. Гидденс, Ж. Делез, Ж. Деррида, И. Ильин, П. Козловски, Ж. Ф. Лиотар и др.).
Современное искусство активно изучается философией, культурологией, искусствознанием, теорией и историей культуры и другими гуманитарными науками, которые формируют свои подходы, использует свои методы, анализирует свои аспекты этого феномена культуры (М. Афасижев, А. Бартов, В. Волобуев, В. Вейдле, Э. Ильенков, М. Каган, Л. Коган, И. Кондаков, А. Лосев, В. Медушевский, Ю. Огородников, В. Петров, В. Соловьев, А. Сохор, Н. Хренов, Т. Чередниченко, В. Цукерман, Н. Ястребова и др.).
В работе использованы системно-структурный подход, метод аналогии и восхождения от абстрактного к конкретному, взятые в диалектическом аспекте.
Сравнительно-исторический и структурно-функциональный методы помогли выявить изменения, происходящие в социокультурном пространстве художественной жизни современного российского общества.
Культура – это, прежде всего характерный для членов данного общества образ мысли и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, объединяют людей в единую целостность – общество [9, с. 33].
Фактически всем народам
присущи определенные формы культуры,
характеризующиеся
Социокультурный процесс, т.е. функционирование культуры как социального явления, представляет собой переплетение двух основных противоречивых тенденций: тенденцию к сохранению, устойчивости, преемственности культуры и тенденцию к ее изменениям. Постижение основных механизмов функционирования культуры - одно из главных условий понимания современного человека и общества [6, с. 41].
Культура – важнейшая
Цель культуры - формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса общества являются реальные возможности людей в приобщении их к ценностям культуры.
Одной из наиболее важных для современной культуры проблем является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, дает новым поколениям возможность актуализации предшествующего опыта, опору на созданное предшествующими поколениями. [5, c. 24].
В традиционных обществах усвоение культуры происходит через воспроизведение образцов, с возможностью незначительных вариаций в рамках традиции. Традиция в этом случае является основой функционирования культуры, в значительной мере затрудняя творчество в смысле новаторства. Собственно, наиболее «творческим» в нашем понимании процессом традиционной культуры, как ни парадоксально, выступает само формирование человека в качестве субъекта культуры, как набора канонических стереотипных программ (обычаев, ритуалов).
Трансформация же самих этих канонов достаточно медленна. Таковы культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура. В определенных условиях устойчивость культурной традиции можно отнести на счет необходимости устойчивости человеческого коллектива для его выживания. Однако, с другой стороны, динамичность культуры не означает отказа от культурных традиций вообще.
Вряд ли возможно существование культуры без традиций. Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существования, но и развития культуры, даже при наличии в ней большого творческого (и одновременно негативного по отношению к традиции) потенциала. В качестве живого примера можно привести культурные трансформации России после Октябрьской революции, когда попытки полного отрицания и разрушения предшествующей культуры привели во многих случаях к невосполнимым потерям в этой сфере.
Таким образом, если возможно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре, то, с другой стороны, вряд ли возможно представить создание культуры «на пустом месте», совершенно отбросив предшествующую культуру, традицию. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т. е культурного творчества [1, c. 75].
В последнем всеобщее органическое слито с уникальным: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. В этом смысле тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – есть распространение, а не созидание культуры. Необходимость распространения культуры, как кажется, не нуждается в доказательствах. Творчество же культуры, являясь источником инноваций, вовлечено в противоречивый процесс развития культуры, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих тенденций данной исторической эпохи.
На первый взгляд, культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления «духа» народа. В этом смысле первостепенную важность для понимания уровня развития культуры приобретает история культуры.
Если говорить собственно о современной культуре, то она воплощена в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д.
В то же время, сфера современной культуры при ближайшем рассмотрении неоднородна, потому что каждая из составляющих ее культур имеет общие границы, как географические, так и хронологические с другими культурами и эпохами.
Культурная самобытность любого народа неотделима от культурной самобытности других народов, и все мы подчиняемся законам культурной коммуникации. Таким образом, современная культура представляет собой множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее» [7, c.108].
Но с другой стороны культура является не только совокупностью множества культур, но также и мировой культурой, единым культурным потоком от Вавилона до наших дней, с Востока на Запад, и с Запада на Восток. И прежде всего в отношении мировой культуры возникает вопрос о дальнейших ее судьбах – является ли то, что наблюдается в современной культуре (расцвет науки, техники, информационных технологий, регионально-организованной экономики; а также, с другой стороны, торжество западных ценностей – идеалов успешности, разделения властей, личной свободы и т.д.) – расцветом человеческой культуры в целом, или же наоборот, ее «закатом».
Начиная с ХХ века характерным становится различение понятий культуры и цивилизации - культура продолжает нести позитивный смысл, а цивилизация получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл. Цивилизация, как синоним материальной культуры, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, безусловно, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ.
Понятие цивилизации
чаще всего связывается с ценностно-
Если культура, с этой
точки зрения, формирует совершенную
личность, то цивилизация формирует
идеального законопослушного члена
общества, довольствующегося
В самом деле, как бы глубоко ни проник человеческий ум в тайны мира, духовный мир самого человека остается во многом загадочным. Цивилизация и наука сами по себе не могут обеспечить духовного прогресса, здесь необходима культура как совокупность всего духовного образования и воспитания, включающие в себя весь спектр интеллектуальных, нравственных и эстетических достижений человечества.
В общем случае для современной прежде всего мировой культуры предлагаются два пути решения кризисной ситуации. Если, с одной стороны, разрешение кризисных тенденций культуры предполагается на пути традиционных западных идеалов – строгой науки, всеобщего образования, разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всем явлениям мира, изменения ориентиров развития науки и технологии, т. е. увеличения роли духовного и морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных условий, то второй путь разрешения кризисных явлений предполагает возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более «естественным» для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники [4, c.97].
Философы современности и недавнего прошлого занимают в отношении техники ту или иную позицию, как правило, они связывают с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис культуры и цивилизации. Взаимовлияние техники и современной культуры является здесь одной из ключевых проблем для рассмотрения. Если роль техники в культуре в значительной мере прояснена в работах Хайдеггера, Ясперса, Фромма, то проблема гуманизации техники остается одной из важнейших нерешенных задач для всего человечества.
Одним из наиболее интересных моментов в развитии современной культуры является формирование нового образа самой культуры. Если традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, то новый образ культуры все более ассоциируется, с одной стороны, с идеями космического масштаба, с другой стороны идеей общечеловеческой этической парадигмы. Также следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, выраженного прежде всего в отказе от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем [2, c. 104].
Информация о работе Художественная культура современной России