Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:43, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении художественно-эстетического своеобразия и специфики русского народного танца как одной из форм художественно-творческой деятельности в народной культуре.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
- изучение сущности и функций народного художественного творчества;
- рассмотрение основных видов и жанров народного художественного творчества;
- выявление своеобразия русского танца: истоки его формирования, развитие и типология;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и функции народного художественного творчества……………7
1.2Основные формы народного художественного творчества……………….14
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО ТАНЦА КАК ЖАНРОВО-ВИДОВОЙ ФОРМЫ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Своеобразие русского танца: истоки формирования, развитие и типология……………………………………………..………………………….20
2.2 Русский танец как форма художественно-творческой и эстетической деятельности в народной культуре…………………………..............................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец.
Существует несколько видов танцевальной лексики:
1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально – подражательной.
2. Естественно – пластическая
– подсказанная самим
3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.
Русский танец – это яркое, красочное творение русского народа, которое является значительным и весомым эмоциональным, художественным, специфическим отображением многовековой, многообразной истории русской культуры и жизни русского человека.
Являясь своеобразной летописью жизни народа, танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею, он всегда содержателен. В танце существуют и драматургическая, художественная, эмоциональная основа, и сюжет, в нем есть и конкретные, и обобщенные художественные образы, которые создаются посредством пластических движений и построений.
Таким образом, русский танец на протяжении всей своей продолжительной истории становления, развития и преобразования выступает не только своеобразным художественно-эстетическим ядром народного художественного творчества, но и образным, эмоциональным, самобытным пластом в художественной культуре нашего народа. С его помощью, сегодня, как и несколько сотен лет назад, раскрывается духовная жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и художественные идеалы.
Заключение
Танец всегда занимал огромное пространство в жизни и повседневной культуре человечества. Ведь предпосылками его возникновения были элементарные потребности человека в труде, игре, охоте.
Русский танец сегодня представляет собой не музейное искусство прошлого, он не является чем-то неизменным, застывшим в своем развитии и преобразовании. Все виды русского народного танца, будь то, хоровод, пляска, кадриль, перепляс сегодня бытую в народе, преобразуются и развиваются, подкрепляя, таким образом, неподдельный интерес со стороны исследователей народного художественного творчества к данному искусству.
Народное хореографическое творчество необычайно многогранно. Народный танец – это своеобразный сплав творческой импровизации исполнителей, их творческого поиска, эстетического многообразия, внутреннего лада и гармонии.
Сегодня, проанализировав, в некотором аспекте историю становления народного хореографического искусства, мы пришли к выводу, что народная хореография, в своих жанрово-видовых воплощениях, изменяется. Изменяется, прежде всего, ее содержание, идейно-тематические постановки, но неизменным остается одно – это художественно-эстетическое значение русского народного танца, его влияние на формирование интереса у молодого поколения к народному наследию.
Таким образом, отметим, что в ходе рассмотрения художественно-эстетического своеобразия русского танца: истории и специфики его становления, типологии, мы пришли к выводу, что русский танец на протяжении всей своей продолжительной истории становления, развития и преобразования выступает не только своеобразным художественно-эстетическим ядром народного художественного творчества, но и образным, эмоциональным, самобытным пластом в художественной культуре нашего народа. С его помощью, сегодня, как и несколько сотен лет назад, раскрывается духовная жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и художественные идеалы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Хоровод как жанр русского танца
Приложение №2
Приложение №3
Хоровод. Бисерная вышивка. Государственный исторический музей.
Хоровод. Масло. Государственный исторический музей.
Приложение №4
Приложение №5
Корзиночка – основная фигура хоровода.
Приложение №6
Пляска. Резьба по дереву.
Приложение №7
Русская пляска как жанр народного танца
Приложение №8
Русская кадриль