Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 22:39, реферат
Цель работы
В данной работе попытались проследить возникновение молодежных субкультур, раскрыть основные мотивы включения подростков в неформальные сообщества, проанализировать формы активности этих сообществ, механизмы их влияния на личность и поведение подростков, охарактеризовать атрибуты молодежной субкультуры.
Объект исследования
Неформальные молодежные объединения.
Структура работы
Работа состоит из введения, 2 главы, 7 параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 4
§ 1. Специфика молодежной субкультуры 4
§2. Эстетика молодежной субкультуры 6
ГЛАВА II. ЗАПАДНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ 8
§ 1. «Тедди» 9
§2. «Моды» 9
§ 3. «Скинхеды» 10
§ 4. «Хиппи» 10
§ 5. «Панки» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта субгруппа включала в свои ряды, прежде всего, студентов и выходцев и среднего класса.
Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возродить романтические отношения с природой. Культурная почва хиппи – европейская интеллигенция и аристократическая богема.
К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие принципы:
- пассивное сосуществование;
- движение;
- экспрессивность;
- субъективность;
- индивидуализм.
Чему сопротивлялись хиппи? Технократизму современного общества, достижениям цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления, войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что боролись? За лучшую, в их представлении, жизнь, которая не может осуществляться рядом с власть предержащими, но которая может реализоваться через любовь, мистику и ритуальную магию.
Принцип движения для этой субгруппы имел два воплощения: внешнее и внутреннее. Внешнее – это преодоление географических пространств, границ, рамок. Это проблема топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального места пребывания. Внутреннее движение – это трансформация сознания, его расширение, переживание новых ощущений за счет принятия наркотических веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим формам бытия.
Экспрессивность хиппи рождалась из стремления к творческой деятельности, всегда окрашенной подчеркнутой эмоциональностью. И в этом плане особое значение для них приобретала игра. Игра как источник радости и удовольствия от творческой деятельности.
Хиппи высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом их личной жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту проблемности объективного мира.
Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, обезличивание общества. Субкультура хиппи была более жизнестойкой и продолжительной, поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах наиболее ярко она отразилась в альтернативных воплощениях театра и музыки.
К концу 1970-х годов на авансцену британского общества выступила очередная молодежная субгруппа: панки. Исследователи связывали молодежную панккультуру с именем американского композитора Д. Кейджа, с идеями Э. Уорелла, теориями перфоманса и концептуального искусства.
Панки шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии, уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами», «модами», «хиппи», но то, что добропорядочным англичанам преподнесли панки, трудно поддавалось осознанию. «Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались, с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни любви» (Hebdige D. Subculture The meaning of style. L.: Methuen, 1979. C. 78).
Панки – драматизированная реакция на социальный кризис, который
позднее был определен как «Упадок Британии», они овладели риторикой процесса и стали его символом, выдавая себя за «дегенератов». Их вид устрашал и занимал одновременно. Одежда – старая школьная форма, мусорные пластиковые пакеты, туалетные цепочки, булавки. Прически – умопомрачительный дизайн и по цвету, и по форме.
В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.
Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью.
В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. В этом молодежном движении выделяются группы, объединенные по способу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию в альтернативном творчестве и др.
Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких,
развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры.
Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001.
Гуревич П. С. Культурология. М. «Знание». 2006.
Гусейнов Н.Н. Этическая мысль. М. Издательство полит.литературы. 1999.
Доренко О. В. Молодежь и культура. Киров. «МАСС» . 2000.
Смелзер. Н. Социология. М. «иск-инфо». 2004.