Человек в информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

То, что мы привыкли называть Человеком, совпадает с понятием общество. Но помимо этого абстрактного родового существа, обитающего в философских трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен обычными, нормальными, живыми людьми. Эти люди живут и умирают, борются, побеждают, терпят поражения, занимаются бизнесом, работают на заводах и в конторах, ленятся, бездельничают, рожают детей, страдают от болезней и старости, обладают властью или сопротивляются ей, занимаются наукой и философией или бедствуют в полном невежестве в глухих трущобах.

Содержание

1. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
2. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОДНИМАЕМЫЕ ФИЛОСОФИЕЙ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

чЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Теория познания различает  структурные объяснения (отвечают на вопрос, как устроен объект), функциональные объяснения (как действует и функционирует объект), причинные (почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию). При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются – объясняемыми. В качестве объяснения могут выступать как закономерности, так и отдельные факты.

Что же дает нам процесс  объяснения? Он, во-первых, устанавливает  более глубокие и прочные связи  между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществить  предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Чем же отличается понимание  от объяснения? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, знание, о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер) - наука о понимании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения или отрывка, который им придавали авторы. Но с другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила название - “герменевтический круг”.

Понимание - это  не единичный акт, а длительный и  сложный процесс. Мы постоянно переходим  от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры  как:

  1. интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения;
  2. реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения;
  3. конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;
  4. дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы;
  5. конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Иррационализм - философское  учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство, инстинкт – считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле (иррациональным в частности является экзистенциализм).

Рационализм – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки всеобщего знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОДНИМАЕМЫЕ  ФИЛОСОФИЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Человек пытается найти  ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания.

Проблемы философии: начальный период характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность;

- следующий период.: антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного устройства;

- средневековье: геоцентризм - природа и человек как творение Бога;

- новое время: проблема познания, научных методов, общественного устройства.

На первый план выходят  проблемы гносеологии. Гносеологическая философия состоит в изучении отношения «мир-человек». Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие гносеологические вопросы.

Два основных направления  философии Нового времени:

  1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

а) идеалистический эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.

б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) - источник чувственного опыта существующий внешний  мир.

  1. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Гносеология – философское  учение о человеческом познании. Человек  и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенностью человеческого бытия является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество выработало познание. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания.

Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности; анализирует структуру человеческого  знания, его основные свойства (что есть истина? – важнейший вопрос гносеологии), роль биологических и социальных факторов познания; исследует закономерности развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Субъект и объект познания. В рационалистической философии  проблемы теории познания рассматривались  под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в  рамках рационалистической традиции трактовка  понятий «субъект» и «объект» существенно менялась. В до кантовской философии под субъектом познания понимали единично оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась, прежде всего, как духовная активность, которая порождала объекты. У К. Маркса эта деятельность носила материально чувственный характер, была практической. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие.

Каковы же основные качества субъекта, отличающие его от объекта? Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом, субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности субъекта. Различия между объектом и субъектом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познание как отражение  действительности. Отражение – это  взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы  воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями, отражающей системы, т.е. сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные характеристики субъекта.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Политиздат. Киев. 1996 г.

2.Гегель. Лекции по истории философии // Соч. М.,2005. Т.9 – 11.

3.Кохановский В.П. - Философия. Высшее образование. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2003 г.

4.Малехина Е.В. Философия  техники, - М., 2004.

5.Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1993.

6.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

7.Философия в системе культуры. Ч.1: Исторические типы философии. Вып.1 / Ильин В. В, Базалин В. Г., Бушуева В. В. и др.; Под. ред. В. В. Ильина. – М.: Изд. МГТУ им Н. Э. Баумана, 1996.

8.Фролов И.Т., Философия. Учебник для вузов. Харьков 1997 г.

 

 


Информация о работе Человек в информационном обществе