Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:42, контрольная работа
Становление индивида как человека, личности, индивидуальности изначально связано с освоением ценностей и нормативов культуры, овладением речью, санитарно-гигиенической культурой, методикой общения, умением одеваться, питаться, а в дальнейшем познавать, выполнять гражданские, нравственные, профессионально-трудовые, общественно-политические, семейно-бытовые и иные социальные функции, равно как способности проявлять эстетическое отношение к действительности и творить по законам красоты. Все это, естественно, не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным и утвердившим себя в общественном сознании и традициях образцам культуры.
Введение.
3
1.
Четыре этапа приобщения личности к культуре.
4
2.
Примеры приобщения личности к культуре.
2.1
Музыка в становлении личности.
7
2.2
Занятие в студии изобразительного искусства.
9
2.3
Занятие в студии декоративно - прикладного творчества. Лепка из глины.
11
Заключение.
13
Список литературы.
14
Министерство
культуры Российской Федерации
Кафедра социально – культурной деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу: «Педагогическая культурология»
Тема: Четыре этапа приобщения личности к культуре.
Выполнила: |
Великий Новгород
2012 год
Содержание.
Введение. |
3 | |||
1. |
Четыре этапа приобщения личности к культуре. |
4 | ||
2. |
Примеры приобщения личности к культуре. |
| ||
|
2.1 |
Музыка в становлении личности. |
7 | |
|
2.2 |
Занятие в студии изобразительного искусства. |
|
9 |
2.3 |
Занятие в студии декоративно - прикладного творчества. Лепка из глины. |
11 | ||
Заключение. |
13 | |||
Список литературы. |
14 |
Введение.
Вступление человечества в информационное общество XXI века ставит сложнейшую проблему подготовки индивида к жизни в поликультурном мире, где личность, сохраняя идентификацию с определенной культурой, выработает в себе способность усваивать общечеловеческие ценности, пользоваться возможностями мировых информационных систем, общаться с представителями разных культур.
Переход от техногенной к антропогенной цивилизации предопределяет необходимость познать живую природу, и в первую очередь человека, проникнуть в тайны творческих способностей личности, независимо от ее социальных или профессиональных функций.
От человека умелого, владеющего технологией производства, общество XXI века переходит к человеку творящему, человеку-художнику. Этот процесс начинается с формирования предрасположенности ребенка к гармонизации своего опыта, своей деятельности, своих отношений, с воспитания способности целостно воспринимать визуальную, музыкальную и вербальную информацию.
Становление индивида как человека, личности, индивидуальности изначально связано с освоением ценностей и нормативов культуры, овладением речью, санитарно-гигиенической культурой, методикой общения, умением одеваться, питаться, а в дальнейшем познавать, выполнять гражданские, нравственные, профессионально-трудовые, общественно-политические, семейно-бытовые и иные социальные функции, равно как способности проявлять эстетическое отношение к действительности и творить по законам красоты. Все это, естественно, не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным и утвердившим себя в общественном сознании и традициях образцам культуры. Раскрыть эти образцы, вооружить человека умениями и навыками следовать им, приучить его всегда и во всем соизмерять себя с требованиями и нормами культуры, включить индивида в различные формы социально-культурной деятельности – генеральная функция прикладной культурологии.
В современной социально-
Педагогическая культурология
призвана обеспечить преобразование явлений
и процессов культуры из «вещей в
себе» в «вещи для нас»; сделать
доступным любым слоям
Развитие человечества на рубеже III тысячелетия связано с переходом от индустриального к информационному обществу, основу которого составит производство знаний и информации, гуманистически ориентированные высокие технологии, создание планетарной взаимозависимой глобальной экономики, перспективно-долгосрочное планирование, децентрализация экономики и политики, опирающаяся на демократию, самообеспечение и самозанятость. Однако в первую очередь ведущей базой информационного общества XXI века должна стать личность человека, обеспечивающая его успешное функционирование, что соответственно требует от прикладной культурологии разработки и реализации эффективных методик формирования у людей способности жить и творить в рамках этого общества.
Становление личности предполагает, как минимум, три взаимопроникающих, подчас протекающих параллельно, но сохраняющих свою специфику этапа, три аспекта усвоения культуры.
Первый этап – хоминизация (овладение
индивидом основами человеческого
поведения) – включает в себя освоение
санитарно-гигиенической
Это процесс приобщения новорожденного к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, культуры речи, элементарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.
Второй этап – социализация – находит свое выражение во включении человека в общество посредством формирования у последнего культуры социального общения, культуры познания, культуры профессионально-трудовой деятельности, культуры выполнения гражданских, нравственных, общественных, семейных обязанностей.
Это процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций.
Третий этап – инкультурация – связан с формированием у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры; с овладением умениями и навыками художественного творчества, внесения эстетических начал в быт и досуг.
Это вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.
Процесс инкультурации носит
Многие становятся субъектами четвертого этапа развития личности – этапа индивидуализации (самореализации) своих творческих потенций, когда индивидуальность в полной мере раскрывает свои культуросозидаюшие возможности, внося в социально-культурную сферу свое «я», свою оригинальность и неповторимость.
Этап индивидуализации – это создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.
Содержание и технология этих процессов предопределяется прикладной культурологией, а методика вовлечения человека в мир культуры строится в соответствии с требованиями социальной педагогики.
2. Примеры приобщения личности к культуре.
2.1 Музыка в становлении личности.
Приобщение детей к культуре – во многом процесс достаточно спонтанный, и начинается он с того самого момента, когда ребенок начинает “отражать” окружающую действительность (в возрасте 2-3 месяцев). В этом возрасте все происходящее вокруг ребенок фиксирует пока еще не целенаправленно и неосознанно; тем не менее, как предполагают ученые, на дальнейшее развитие малыша все, что он зафиксировал, оказывает весьма значимое воздействие.
В возрасте нескольких месяцев карапуз воспринимает какие-то очень общие моменты, связанные с понятием “музыка”, в основном это колыбельные мамы или музыка, звучащая в доме. Ребенок постепенно проходит этап хоминизации, т.е. очеловечивания.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается её сила. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания. И это действительно так. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребёнок движениями выражает свои чувства, рождённые музыкой.
Мама приводит своего ребенка в детский сад, и он окунается в новый мир. Посещая музыкальные занятия, маленькие воспитанники, услышав весѐлую музыку, ритмично прихлопывают, приплясывают, их лица озаряются улыбкой. Дети узнают новые музыкальные инструменты, учатся различать стили музыки. В этот период развития личности ребенка тесно переплетаются два этапа приобщения к культуре – это этап социализации и этап инкультурации. Задача этапа инкультурации вовлечь человека в мир культуры, сформировать эстетическое отношение к искусству, выявить личные способности. Этот процесс носит непрерывный характер.
Когда ребенок достигает возраста 7 – 8 лет, и его родители понимают, что он гений, ему создают благоприятные условия для развития творческих способностей. Вот здесь, на этапе индивидуализации, начинается процесс реализации единичных и особенных природных свойств человека. Начинается более углубленное занятие музыкой в музыкальной школе.
Многие становятся субъектами четвертого этапа развития личности. Индивидуальность в полной мере раскрывает свои способности, внося в социально – культурную сферу свое «Я», свою оригинальность и неповторимость. Мир получает великих композиторов и их неповторимую музыку.
1.2 Занятие
в студии изобразительного
Приобщение ребенка к миру искусства - изобразительного искусства - может значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус и навыки критического мышления.
Общие исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают, что увеличение количества занятий живописью помогает ученикам в усвоении математики и языков. Американские ученые в своих исследованиях доказали, что дети от четырех до семи лет, отстававшие в детском саду от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
С самого раннего детства
ребенок рассматривает детские
книжки. Он видит красивые и яркие
изображения. Постепенно начинается формирование
общегуманистических
Становясь чуть постарше, ребенок проходит процесс освоения и воспроизводства им социального опыта (этап социализации). Он видит вокруг себя красивую природу, окружающие его дома и людей. Дома он пытается все это нарисовать. В рисунках дети отражают впечатления о мире, свои интересы и возможности.
Вовлечение человека в
мир искусства – процесс
Информация о работе Четыре этапа приобщения личности к культуре.