Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:39, доклад
Культура поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.
Каждый член общества обязан выполнять действующие нормы поведения, основные принципы которых: уважение к окружающим, уважение к старшим и женщине, понимание собственного достоинства.
Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.
Что такое культурный человек?
Культура поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.
Каждый член общества обязан выполнять действующие нормы поведения, основные принципы которых: уважение к окружающим, уважение к старшим и женщине, понимание собственного достоинства.
Нормы поведения определяют,
что в действиях члена общества
общепринято и допустимо, а что
нет. Единые и общепринятые правила
обеспечивают высокий уровень
Культурный человек всегда
знает и готов соблюдать
Соблюдение правил приличия, вежливость, доброжелательность должны выполняться естественно, непринужденно, без притворства и ложной скромности.
Соблюдая общие требования, необходимо выработать свой стиль поведения. Но этот стиль должен выражать личность человека, а не его стремление выделиться. Для человека очень важно понимать, что жизнь – не сцена, и поэтому надо в своей жизни быть, а не казаться. «Быть» – это быть самим собой, таким, каким подсказывают собственные убеждения, собственная совесть, быть со своими недостатками и достоинствами.
Казаться – это подстраиваться под других, изворачиваться по обстоятельствам, играть кем-то написанную роль.
По-настоящему культурный человек
живет по принципу «быть», как бы
трудно это ему не давалось, он всегда
естественен, ведет себя непринужденно,
не заискивает и не лицемерит, его
не смущают должность или
Но прогресс двигают именно те, с кем трудно. Надо отметить, что в большинстве случаев именно они самокритичны, ответственны за свои действия, способны сомневаться и критически относиться и к своим, и к чужим мыслям и действиям. Доброта и культура таких людей не лезет в глаза, она незаметна, потому что это их человеческая сущность.
Воспитанный человек –
это не только образованность, не только
правильные привычки, усвоенные в
семье, а в первую очередь внутренняя
культура, основанная на постоянном, непрерывном
самообразовании и
Часто задается вопрос: какого мужчину, какую женщину назвать красивыми? Проводятся конкурсы «мисс» и «мистер», определяются внешние параметры красавиц и красавцев, демонстрируются приемы и рецепты увеличения бицепсов и уменьшения талии, удлинения ног и укорачивания волос на теле и т.д. Заканчивается конкурс, и вот первая красавица или красавец в улыбках и блицах фото- и видеокамер дает интервью – и что же?
Вся прелесть пропадает – ни одной своей мысли, ни одного умного слова, тонкой шутки и обычной искренности. Сиюминутный лоск, внешний стандарт, предварительно навязанный зрителю – вот и все. Поэтому главное в красоте человека – обаяние, обаяние как внешнее проявление внутренней красоты.
Обаятельный человек – обязательно умный, деликатный, тактичный, он исключительно из тех, кто живет по принципу «быть», а не «казаться», его красота – в красоте его души.
Уместно спросить, а почему в обществе еще много внешне эффектных пустышек, подлиз, подхалимов и прочее? К сожалению, еще велик на них социальный заказ как со стороны добившихся служебного положения имитаторов и лицемеров, так и со стороны высокопоставленных циников. Цинизм, даже в сочетании с умом, знаниями, соблюдением правил поведения, несовместим с понятием истинной культуры и воспитанности. Основные проявления цинизма заключаются в наглом, бесстыдном поведении, откровенном презрении к общепринятым нормам морали и этики, неуважении к людям и обществу в целом.
Придти к цинизму не так сложно: сначала – самовлюбленность, потом – самовлюбленность, доведенная до неприятия другого мнения и другого человека вообще, далее – просто безнравственность и ее апофеоз – цинизм.
Проблема же воспитанного, высококультурного, благородного человека – это доверчивость в сочетании с непониманием: как может быть иначе? Он не понимает, как можно жить дрязгами и склоками, как можно жить без высокой литературы и подлинного искусства, ему непонятен смысл подмены настоящей работы имитацией, он не понимает, зачем ради степени или звания идти на плагиат или псевдонауку.
На чем же основывается поведение воспитанного человека?
Во-первых, на уважительном отношении к людям. воспитанному человеку проще разочароваться потом, чем изначально настраивать себя против всех или против большинства.
Конечно, он видит недостатки и просчеты окружающих, но его надо долго убеждать в отрицательных качествах, ибо положительные начала в человеке – для него главное. И это во-вторых. То есть воспитанный человек готов к тому, что людям свойственны и достоинства, и недостатки.
В-третьих, воспитанный человек
всегда постарается своим поведением,
своими действиями обеспечить добрые
взаимоотношения между
Культура поведения зависит не столько от знания общепринятых норм и правил, сколько от черт характера, которыми каждый человек обязан управлять.
Тактичность – одно из основных таких качеств, оно основывается на понимании того, что другому человеку может быть не по себе, что кто-либо может доставить ему неприятность или вызвать неприязнь. Тактичный человек всегда готов понять переживания другого и старается предупредить возможный инцидент, не применяет (по крайней мере первым) повышенных тонов, а тем более грубости.
Очевидной бестактностью
будет демонстративное
Культурный человек неприметен в проявлении такта, он всегда считается с окружающими, но не приспосабливается к ним.
Культурного человека всегда отличает вежливость, антиподом которой является грубость. Вежливый – значит желающий добра, не допускающий даже возможности обидеть другого. Грубость – характеристика хама, грубость – проявление низменной самовлюбленности, желание унизить собеседника, несдержанности. Когда нечего сказать, нет разумных доводов, в дело вступают оскорбления, ругательства и неприличные выражения.
Воспитанного человека отличает скромность, которая обязательно сочетается с требовательностью к себе. Но скромность не должна проявляться в застенчивости, в собственной недооценке, в боязни сказать что-либо, неумении отстаивать свои убеждения.
Культурный человек, будучи
скромным и проявляя тактичность, обладает
чувством собственного достоинства, высшим
проявлением которого является понятие
чести. «Честь имею» – так высшим
образом оценивали в России уважающие
себя люди. Для такого человека не приемлемы
подлость и низкие поступки. собственная
честь, честь любимой женщины, честь
и достоинство Родины для него
превыше всего и в
Воспитание в себе положительных качеств (а значит, сильной и обаятельной личности) может быть только многогранным и сочетает в себе высокую мораль и требовательность, уважение к труду и образованность, любовь к жизни и ее любым проявлениям, уважение к старшим и женщинам, любви к детям и стремлении помочь слабым; важную роль играет эстетическое самовоспитание выражающееся в развитии способности понимать прекрасное, потребности в постоянном общении с литературой, театром, живописью, музыкой, другими видами искусства.
Следует заметить, что религия закладывает в сознание людей чувство греха, обязанность творить добро и не допускать зла. Истинно верующий человек не может быть аморален во всех проявлениях жизни: в быту, на работе, среди других людей.
Перед высококультурным и воспитанным человеком всегда стоит проблема выбора. Он не только не боится, а поощряет в себе сомнения и раздумья над возможной дилеммой, принятие принципиального решения для него – нравственная проблема.
Такой проблемы нет у имитатора, подхалима, подлеца, эгоиста – они всегда готовы к имитации, к подлизыванию, к подлости, готовы любить только себя. Сиюминутная выгода, постоянная слабина к себе, нежелание решать проблемы на основе высокой требовательности и самокритичности упрощают жизнь. Но в конечном итоге от этого страдают все и вся. Полезные люди не могут в полной мере реализовать себя и свои достоинства, страдает общее дело, а мелкий человек мельчает еще больше, личность его разрушается не в меньшей мере, чем у опустившегося человека. Недаром многие гиганты человеческой мысли всегда подчеркивали, что оказавшийся в силу обстоятельств внизу социальной лестницы человек может сохранить свою личность и достоинство, а поднявшийся наверх подонок и дурак этих качеств от своего положения не приобретет. Достаточно вспомнить героев Толстого, Достоевского, Пушкина, Чехова, Гоголя, Грибоедова, Горького.