Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
1. Куль-ра,
ее функции. Культурология,
Куль-ра-это высшие достижения в области матер. жизни и духов. сферы, слагающейся из религии, философии, науки, всех видов искусства, этики, лит0ры, эстетики, политики и права. Куль-ра- все то, что создано человеком не является созданием природы.
Функции: информацион., коммуникативная, позновательная, нравственно-этическая, регулятивная, правовая, сигнефикативная.
Принципы: историч., системный, структурно-функцион., симантический.
Методы: диалектико-материалистич., цивилизационный(куль-ра развивается по цивилиз), идеалистич., сравнительно-историч., хронологический, семантический.
Культурология-наука, изучающая историю и теорию культуры.
Как наука оформилась во 2 пол. 20 в. Особое развитие получила в послед. 20-30 лет. Культ-гия: истор. кул-ры, теория кул-ры, философия кул-ры, культурн. антропологию, культ. социологию.
К допол. названым исполь-ся
методы: логическо-структурал. (по слову),
структуральский-функцион.(стр-
Культуролог. связана с философией, историей, религией и др. науками.
Методы типологизации:
1. Формационный, 2. Цивилизационный
(Данелевский: Египетская, Двуречье,
Индийская, Китайская,
2. Стр-ра кул-ры. Сферы духовной культуры.
Кул-ра - система систем.
По горизонт. сечению она делится на матер. и духовную. К матер. относ-ся: кул-ра жилища, питания, одежды, быта, охраны здоровья, физ. кул-ра и кул-ра спорта, труда, средств и орудий труда. К духов.: религия, философия, наука, лит-ра, искусство(танец, музыка, театр, кино, телеискусство, живопись, изобр. искусство, архитект., скульптура, этика, эстетика, политика, право).
Сущ-ет деление кул-ры по вертикальному сечению: экономич., экологическая, эстетич. и др. Делится по степени мирового признания: национал. и мировая. Делится по степени доступности: элитную, народную, массовую.
В кул-ре есть понятие ареал(сходство кул-р одного региона). Культур. универсалие – такие нормы, формы, кот. есть у всех народов (календарь, возраст, чистота, наличие семьи, танец, горячие блюда) – 70 сходств.
С позиции философии все, что создано чел. делится на 3 части: 1. Артефакты (веществ. памятники); 2. Смыслы (не осязаемо, закон всемир. тяготения); 3. знаки(алфавит, числа, цифры, ноты, химич. и математич. формулы, слово) – связующие звено между артефактами и смыслами.
Сферы дух. кул-ры: 1.Мифология-самое
древнее идеологическое образование синкретического
типа,в котором переплетаются Эл-ты религии,
философии,науки,искусства в их зародышевом
состоянии.2.Религия-
мировоззрение и мироощущение,а также
соответствующее поведение,определяемое
верой в существ.Бога.3.Эзотерика-
3. Культурологические концепции и школы IX-XX вв.
Концепции – дают ответы на большинство вопросов в данной науке. Концепции: 1. Диалектико-материалистич; 2. цивилизацион; 3. идеалистическая; 4. гуманистическая(еще в античной Греции складывается. В центре человек). В древ. Риме появилось слово культура. Агрокультура. Слово кул-ра связано со словом культ. «Кул-ра – это философия души». Цицерон. В эпоху возраждения начала развиваться.
5. Психологическая(Леве-Стросс, Юнг) утверждают, что осн. понятия кул-ры заложены в психике чел-ка, передаются из поколения в поколение.
В каждом чел. есть понятие матери, старца, защитника, любящей женщины, понятие злодея. 6. Концепция жизни (биологич).
В Герм. во 2 пол. 19 в. Главным в кул-ре должно быть сохранение жизни чел-ка. В 19в. европейское развитие чел. пошло в опасном направлении для чел. К ней отн-ся: Фридрих Нитше(чел. должен убить в себе все тварное и тогда станет сверхчелов-м).
Учение Ото Шпенглера (сторонник цивилизацион. подхода, признавал 8 цивилиз., положил в основу развития кул-ры природ. начало. Всякая кул-ра проходит стадии рождения, юности, зрелости, увядания и смерть. На этапе зрелости кул. становится цивилизацией). В наст. время европейск. и амер. наука почти не употреб-ют слово «кул.», вместо него «циви-лизация». Шпенглер считает, чтобы сохранить кул. цивилизация должна как можно дольше находится в стадии зрелости и не идти на попятную. 7. Концепция европ. игровой кул-ры. Хейзенг(чел. живет играя). 8. Социологиче-
ская (Сорокин Пятирим – чел. и его кул-ра развиваются в обществе и глав. влияние на развитие кул. оказывает общество). 9. Научно-техническая(офор-сь в 2 пол. 19в.). Глав. в развитии кул-ры явл-ся научно-технич. прогресс. Научно-тех. прогресс и революция должны быть в литер-ре.
Культурологич. школы 20 в.: 1. Общественно-историч. – О. Шпенглер «Закат Европы» А.Тойнби «исследование истории» Н.Данилевский «Россия и Европа» 2. Натуралистич – З.Фрейд-основатель психоанализа К.Юнг «Метаморфозы и символы либидо» 3. Социологич.-Е.Элиот «Заметки к определению к.» А.Вебер «Социология истории и к.» П. Сорокин. 4. Символическая-Э.Кассирер «Философия символич. форм» КлодЛеви-Стросс-глав. представитель структурализма.
4. Первобытная культура.
Периодизация по орудиям труда:I период – каменный век (от 1 млн. лет назад до 5-3 тыс. до н.э.): а) палеолит (от 1 млн. лет назад до 13 тыс. до н.э.). От 100 тыс. до 40 тыс. до н.э. чел. неандерталец(палеантроп) ножи, использует огонь, приручил животных. Неандерталец живет до 13 тыс. до н.э. Весь палеолит живет палеоантроп. б) мезолит (13 тыс. – 5 тыс. до н.э.) началось оледенение. Остатки чел. почти не сохранились. В 13 тыс. появ-ся хомосапенс. Мезолит – средний каменный век. Чел. разрабат-ет разнообраз. камен. орудия труда. Из кости изготавливает стрелы, изготов. зубила, камен. ножи. Чел. приручил всех животных, начин. земледелие (8тыс. до н.э.)- ячмень – 1я кул-ра, род матриархат (30 тыс. лет до н.э.).Развивается речь, полное огранич. в браке (не смешив. крови). Неандерталец отлич. от хомосапенса широкой костью, подбровными дугами. Неандер. погибли от холода, считаю, что они были людоедами. Хомосапенс (более тонк. кость, прав. осанка, отсутствие надбровных дуг). Он ловит рыбу, охотится.
в) неолит (5 тыс. -4 тыс. до н.э.)-новокаменный век. Начал плавить медь, колесо изобретено, выращ. лен, хлопок, ткани. В 5-4 тыс.- ткацкий станок. Матриархат перерос в патриархат. II пер. 5 тыс. до н.э. -500 тыс. н.э. – век металла: 1) энеолит (5-4 тыс. до н.э.); 2) 3 -2 тыс. до н.э. – бронзовый век(сплав меди и олова); 3) 2 тыс. – 500 н.э.- железный век.
По типу чел-ка: 1. Питеки – больше животн., чем от чел. (австралопитек, питекантроп, антропы: синантропы, атлантроп – в Европе, пятикантроп) до 100 тыс. лет до н.э.
2. С 100 тыс. лет до н.э. – палеоантроп; 3. Хомосапенс с 13 тыс. – чел. соврем. типа.
33 тыс. до н.э.
– скульптурки(первобытные Вене
На тер-рии нашей страны – Мезинская стоянка(золотые, бронзовые вещи). Во Франции в пещере много рисун, . на скалах Карелии. На этапе первобыт. эпохи –чел. изобрел типы жилищ (круглые, прямоугол.). Типы поселения (городище, силище). Здания на сваях. Чел. изобрел разные типы захоронений (сжигание и хранение пепла в сосудах, с надгроб. памятниками и без них. Камен. плиты). 5-4 тыс. до н.э. изобрел глиняную посуду. 5-4 тыс. до н.э. 1ые муз. инструменты. Первые религиоз. верования: 1. тотемизм (поклонение животным); 2. анимизм (наличие души). Первая религия –магия. Религия-наличие сис-мы взглядов, обрядов, верований. Магия (шаманизм): любовная, промысловая, оздоровительная. Разновидность магии фетишизм (поклонение предметам).
5. Культура Египта.
По сред. и ниж. течению р.Нил – цивилизация древ. Египет. Цивилиз. сложилась в 5-4 тыс. до н.э. Периоды:
I. 4 тыс. до н.э. – медно-камен. век. Есть фараоны, выращивают пшеницу, ячмень, виноград, имеют ткац. станок, ткут льняную одежду, изобрели фаянс, глин. кирпич, фаянс. посуду, папирус, ведут записи, строят дома из необож. кирпича. II. 3 тыс. до н.э.- освоили овощеводство, изобрели плуг, развивается метал. пр-во (бронз. век); III. 2 тыс. до н.э. – до сер. 1 тыс. IV. от 2400 до 2000 до н.э. V. 1 тыс. до 700 г. – 30 г. н.э. Религия древ. египтян: боги (Маат- богиня правды, Ра –бог солнца). В 3 тыс. (бог Тод- бог луны). Особен-ть: верели в наличие души у чел., в вечность души, в наличие нескольких миров. Бальзомировали умерших, в 3 тыс. до н.э. строили пирамиды (ступенчатые, непрвиль. формы, правильные, изломанные). Прав. пирамида – Хеопса. Египт. успешно развивали письмен-ть (4 тыс. до н.э.). Иероглифы переросли в идеоматич. письмо (рис., слоги, звуки).Всю историю писали на папирусе.
Лит-ра: сотни мифов, 1ые имена писателей (Кагимни и Пхитетэб «Жизнеописание» и «Поучение», «Рассуждение житейской мудрости». Жанр сказки. Сер. 2 тыс. – сказки бытовые и рассказы. Была развита поэзия.
Архитек-ра: единств. в мире создатели пирамид, создали тип храма на основе камен. колон, город. дома 2-3 этаж. из камня и необож. кирпича, затем из обожженного. 2 тыс. – строят загород. храмы (колоны до 20 м). Хорошо раз-ся скульптура: скул. сфинкса (лев с головой чел), изображ. чел. Вся скульп. фронтальна, неподвижна, статична, руки плотно лежат на коленях. В сер. 2 тыс. до н.э. становится изящной и идеалистич. (настольные скульп., бюсты). Раз-ся борильеф, шло развитие живописи (плоскостная, не передает V и пространства). В 2 тыс. до н.э. стали передавать V и прост-во. Живопись достигла вершины к 1 в. до н.э. Создали 10ую сис-му счета и считали до мил. Изобрели простые дроби, научились вычислять V усечен. пирамиды, откр. число пи, создали задачники для школьников, изобр. прописи. Успеш. раз-сь медицина: пломбировали зубы, лечили жен. болезни, 2 тыс. – описали кровообращ-е, лечили различ. раны, в т.ч. черепные, изобр. способ пр-ва стекла и прои-ли посуду, изоб. 300 рецептов масел.
6. Культура Двуречья.
В долине 2х больших рек Тигра и Ефрата располагалась страна Месопотамия.Населяли ее племена шумеров,которые были основателями Вавилонской к-ры.Она носила более полвижный хар-ер,чем Египетская, т.к здесь сменяли друг друга новые гос.образования Шумер,Аккад,Вавилония, Асирия,Иран.Как и в Ег.была большая зависимость к-ры от религии. Было много богов им строили храмы в виде поднимающихся уступами башен(Вавил.б)из кирпича Нет камня, все строят из кирпича. Изобрели арку, кирпич. своды. Стали исполь. асфальт для кладки.Шумеры строили города на платформах, чтобы не затопило город при потопе.Свой тип храма – Зикурат (многоступенчатый). Создали свою регацион. сис-му: каналы к р. прорыты, шло орошение по каналам. Для орошения воду подавали из оквидуков..В мат.применялась 6тидесятиричная сист.,основанная на цифрах12и60. Отсюда пришло деление часа на60мин.Изобретен лунный календарь.Письменность была в виде комбинации вертик.и горизонт.клиньев.Писали на сырых глиняных табличках, заостренными дерев .палочками. Создавались библиотеки.В лит-ре использов. мифы (около 3 тыс.): миф о сотворении мира, сотвор-и чел, о земледелии; поэмы (истор., военные, посвящ. гражд. событиям, эпические), загадки, пословицы, поговорки, басни,(в сер. 2 тыс. до н.э. появились сказки).Шумеры были отличными строителями, научились складывать своды, В живописи изобр.люди, звери, но в упрощенном виде. Хорошо развита сис-ма права. В 1800 до н.э. царь Хамурапи издал законы (разводы). После наступления Римлян цивилиз. Двуречья прекратила свое сущ-е.
. Культура Индии.
Древнеинд. цивилиз-я сложилась в 3-4 в. до н.э. Была письменность (700 знаков), но до сих пор не расшифрована. По течению р.Инд – цивилизация «Хараппы» до сер. 2 тыс. до н.э. Цивилиз. каменно-медного в., земледельческая (пр-во хлопка, выращивался ячмень, кунжут, дыни, пшеница, лен). Своя сис-ма счета на основе 10, сис-ма веса, мер длины. Архит-ра: хорошо развита, дома из камня и кирпича, строят бассейны, центрол. канализация по всему городу, обществен. колодцы (стены выложены камнем или кирпи-чом). С сер. 2 тыс. до н.э. 2ой период инд. цивилиз. Его создали индоевропейцы (арии –«благородные»). Арийцы владели секретом плавки всех металлов (железо). 1ая книга «Веды» (книги в 4 томах о плавке металлов, технология использования удобрений). Религия – ведическая («веды» - знаю, знание). Наличие бога создателя, богов природы, бог Шива – бог природы и разрушения, бог Вишну – делает только добро. В конц. 2- нач. 1 тыс. до н.э. созданы произв. «Махабхарата» и «Рамаяна». К 3 в. до н.э. хорошо развита поэзия. Создается брахманизм – религия. Бог Брахма –высший бог, из частей своего тела создал чел-во (из губ-аристократич. жрецы; рук (кшатрии)- воен. начальники; бедер (вайшьи) –ремесленников, земледельцев; стоп (шудр) – слуг. Брахманы –книги о религии. Бог Брахма для кажд. касты (варны) создал свои законы. Сущ-ет понятие кармы –возмездие чел. за его пред. жизнь. По брах-му мир состоит из 3 частей: видимый (средин.), высший, элюзия. В 6 в. до н.э. 16 инд госуд. объединились и создали един. гос. Там буддизм («Будда – пробужденный). Буддизм родился из брахманизма, но стал самост. мировой религией. По нему признается наличие души, переселение души после смерти. Чтобы возродиться в образе чел. нужно соблюдать 8 правил: быть верным детям, жене, роду; иметь верное дело; прав. взгляды; прав. поступки; верным друзьм быть; всегда иметь прав. сосредоточение; овлад. йогой; верн. мысли.Буд. не признает касты, все равны перед богом.В 3 в. до н.э. буд. госуд. религия Индии (до 1000 г. н.э.)Буд. распр-ся в Яп., Китае, Монголии, Кареи, Бурятии, Калмыки. Живопись более яркая. Изоб. балконы, музык. строй, 5знач. муз. сис-ма, свой тип танца (передают текст руками и ногами в танце).Создали соврем. цифры, возвед. в степень и извлеч-е корня, урав-я, откр. ариф. и геометр. прогрессию, изгот. глобус. Своя мед-на. Развитие ювел. искусства. Технология выращ-я хлопка, льна. Изгот. метал. изд-й.
8. Культура Китая.
Кул-ра развивалась обособленно. Прародитель –синантроп .Отставала технол. пр-ва металла. Привозное железо. Земледельческая (выращивали пшено, просо, сорго, ячмень, рис, хлопок, пр-во шёлка(2 тыс. до н.э.)). Разработ. технолог. пр-ва пороха, фарфора, бумаги. Изобр. водян. мельницу (1ые), компас, сисьмограф, книгопечатание. Рано родилась пись-ть. Изоб. иероглифы и до сег. дня их используют. К 1 в. н.э. -10 тыс. иерогл.; к 3 в. н.э. – 20 тыс. иерогл. Писали на бамбук. дощечках, на шелке (акты). К 1 в. н.э. изоб. бумагу. Изоб. туш, лак, отриц. числа. Написали книгу «матем в 9 главах». Создали карту неба, описали созвездия (28). Опис. пятна на солнце. Хорошо развив. медицина. Изучили нерв. сис-му, кровен., лимфатическую. Создали иглоукалывание. Препараты из женьшени, корней. Успешно раз-ся живопись (графич. изображение). Рисуют кисточками. Кит. живопись традиционна, символистична, философична (носит философ. направленность), нравст. содержание жив-си. Скуль-ра сох-ранилась с 3 в. до н.э. реалистическая. Арх-ра: строили больш. сооружения, канал связавший р. Хуанхэ, построили велик. кит. стену (прикрывала от кочевников). Сложные религиоз.-философ. сис-мы. «Книга перемен». Сис-ма 64 стадий. Гл. бог – бог неба Ди. Весь мир пост. раз-ся и проходит 64 стадии. Развитие идет по 6 направ.: покой-движение, огонь-вода, энергия-солнце, растения-живот, пространство-время, расширение-сжатие. В 6 в. до н.э. новая религия. Создатель Конфуций. Создал этико-политич. учение. Назвал черты нравст.:верность, храбрость, великодушие, послушание. Разр-л правила поведения: ритм «ли» - переодич. повторяемость (всё делать вовремя); ежегод. сдача экз. для руков-й. Он создал свою религию. Глав. бог – бог неба Санди. Духи умерш. императоров; боги природы; бог огня, городов, войны (низшая группа).В 3 в. н.э. конфуц-во госуд религия Китая до 1911 г. (револ).В конфуц. нет храмов и жрецов. В каж. доме молебный угол. В роли жрецов гос. лица. В 6-5 в. до н.э. создан Даосизм. Создатель Лао-Дзы. Включил попытку философ. обоснования мира. «Дао» - подчиняется всё. Ступенька богов. Глав. Шанди –бог неба, далее боги природы, этич. боги (3 бога счастья, бог семьи, супруж. ложа, 9 богинь тетушек Нянь-нянь). Даосизм сопровожд-ся магией, астологией, волшебством. Не признан религией гос. Строят монастыри, есть положения защищающие интересы простых людей.