Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на 27 вопросов по дисциплине "Культурология".
26.Белорусская культура на современном этапе
На нашем сайте мы будем знакомиться
с культурой и традициями народа Беларуси, с историческими достопримечательностями и памятниками архитектуры, что будет способствовать развитию дружбы и сотрудничества т.к. культурный обмен
между народами является неотъемлемой
частью развития человеческого общества.
Ни одно, даже самое могущественное в политическом
и экономическом отношении государство
не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические
запросы и потребности своих граждан без
обращения к мировому культурному наследию,
духовному достоянию других стран и народов.
Культурный человек - прежде всего образованный
человек. Сегодня, когда инновационные образовательные интернет - технологии приобретают, всю большую популярность,
это открыло широкие возможности для познания.
Расстояния стали не помехой и получить
дистанционно высшее профессиональное
образование стало возможным для многих,
независимо в какой стране живешь. Безграничным стало и общение, общаясь дистанционно
мы, будем узнавать о культуре Беларуси.
Беларусь находится на духовной границе Восточной
и Западной Европы, на разломе их культур и религий, что,
сказалось на специфике собственной культуры.
Культура Беларуси отличается самобытностью, разнообразием форм, стилей и направлений.
Являясь на протяжении столетий пространством
пересечения различных культурных влияний
и традиций, страна накопила и сохранила
свой богатый опыт национального образа.
Сегодня культурная политика государства
проводится практически во всех направлениях,
основанная на основных принципах сотрудничества:
дружественные отношения, взаимная готовность
к сотрудничеству и помощи. В области сотрудничества
поставлены цели активизации культурного
обмена с другими государствами в области
науки, образования, спорта. На современном этапе Беларусь располагает всеми необходимыми
условиями для обеспечения прогресса
в культурной жизни. Впитывая в себя без
всяких комплексов и предрассудков все лучшее, что создало
человечество. Эта страна имеет все шансы
занять достойное место в мире, сохранив
при этом свою национальную идентичность
и самобытность. Каждое поколение вносит
свой вклад в историю своего народа. Хочется
верить, что нынешние поколения живущих
на белорусской земле сохранят и приумножат
лучшее, что сделали их предшественники
для белорусского народа.
27.Вклад белорусских деятелей в развитие славянской (мировой) культуры.
Фольклор Народная культура Белоруссии ярко проявилась в фольклорных формах искусства. В культуре народа, который на протяжении веков не имел доступной ему профессиональной литературы и искусства, язык которого не раз запрещался, фольклор и народное искусство играли важнейшую роль. Богатый белорусский фольклор имеет много общего в жанровом составе, сюжетах, поэтике с фольклором других славянских народов. И в то же время он весьма самобытен. Для него, например, характерно обилие преданий и сказок о богатырях. Они заменили белорусам былины и думы, которых нет в их фольклоре. Очень разнообразны сказки о животных. Многие белорусские сказки, особенно бытовые, пронизаны жизнерадостным юмором. Социальной остротой и сатирической направленностью отличались социально-бытовые сказки. Своеобразие белорусскому фольклору придавала обрядовая поэзия. Ее специфику составляют весенние волочебные, жатвенные, осенние и родинные песни. Очень богата бытовая поэзия белорусов: любовные и семейные, рекрутские и солдатские, батрацкие и чумацкие, колыбельные и детские, шуточные и плясовые песни. Издавна существовал в Белоруссии народный театр в различных его видах: искусство скоморохов, школьные интермедии. Но особенно развит был кукольный театр — батлейка. Высокого уровня достигла народная музыка, песнетворчество. У белорусов были распространены одиночное и хоровое пение, древнее одноголосье и более позднее многоголосье с подголосками, народные инструментальные ансамбли. Более 100 белорусских народных танцев известно в настоящее время, среди них старинные хороводы, такие танцы, как «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка» и др. Этническим своеобразием отличается народное декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, керамика, плетение из лозы и соломы, ткачество, вышивка. Народное искусство в его традиционных формах живет и развивается и сегодня. Многие его виды и жанры получили новую жизнь. В стране работают тысячи народных умельцев. Заслуженной славой пользуются ивенецкая и пружанская керамика, постилки дятловских и щучинских, полотенца неглюбских и мотольских ткачих, оговские расписные сундуки, изделия из камыша и соломы верхнедвинских и чечерских мастериц. Народное искусство стало важнейшим источником белорусского профессионального искусства.
Белорусский язык На протяжении веков фольклор и народное
искусство были почти единственной формой
удовлетворения эстетических запросов
белорусского народа. Его профессиональное
искусство развивалось в крайне сложной
ситуации. Судьба белорусского народа
складывалась таким образом, что, входя
в состав других государств, он постоянно
подвергался попыткам денационализации.
С конца XVII в. в Речи Посполитой белорусский
язык был изгнан из всех сфер культурной
жизни и сохранялся в народе. В царской
России указом от 18 июля 1840 г. было запрещено
слово «Белоруссия», а после 1863 г. не разрешалось
и издание книг на белорусском языке. Естественно,
в таких условиях не могла сколько-нибудь
интенсивно развиваться профессиональная
белорусская культура. Вместе с тем это
не значит, что в Белоруссии вообще не
было профессиональной культуры. Белорусы
внесли заметный вклад в развитие культур
других народов, обогатили славянскую
и мировую сокровищницу культуры. Белорусы
по праву гордятся литературным и художественным
наследием белорусского первопечатника,
просветителя, ученого-энциклопедиста
Ф. Скорины, творчеством одного из крупнейших
славянских поэтов эпохи Возрождения,
М. Гусовского, такими архитектурными
шедеврами, как Спасо-Евфросиньевская
церковь в Полоцке, замок в Мире, Борисоглебская
церковь в Новогрудке, фарный костел и
замок в Несвиже. Видным деятелем культуры
всех восточнославянских народов был
в XVII в. белорус по рождению поэт и публицист Симеон Полоцкий. Профессиональная творческая интеллигенция
формировалась главным образом в высших
слоях населения, в основном ополяченных
или обруселых, и понятно, что она обращалась
к польской или русской культуре, хотя
белорусский колорит оставил заметный
след в ее творчестве. Несомненно влияние
белорусского окружения на творчество
гениального польского поэта А. Мицкевича и выдающегося польского композитора
С. Монюшко. Национальную принадлежность
таких писателей и поэтов, как Я. Борщевский,
А. Рыпинский, В. Сырокомля, Я. Чечот, таких
художников, как Ф. Смуглевич, Я. Дамель,
В. Ванькович, Ф. Рущиц, вообще трудно определить.
Они в одинаковой мере могут принадлежать
белорусской и польской культуре. Русско-белорусскими
художниками были И. Хруцкий, А. Горавский,
В. Бялыницкий-Бируля, Г. Нисский. Развивалось
в Белоруссии и оперное, драматическое,
музыкальное, балетное профессиональное
искусство, но оно почти совсем не имело
белорусской окраски. Со второй половины
XIX в. начинается новый этап развития профессиональной
культуры Белоруссии. Происходит процесс
постепенной ее демократизации. Передовые
писатели и художники стремятся создавать
национально своеобразные формы профессионального
искусства и литературы. Первые шаги в
этом направлении были сделаны писателями-романтиками
Я. Чечотом и Я. Борщевским. Смелее заявили
о себе как белорусские писатели В. Дунин-Марцинкевич,
авторы анонимных поэм «Энеида наизнанку»
и «Тарас на Парнасе», крестьянский поэт
П. Багрим. Поэтом, последовательно выражавшим
интересы простого народа, понятым и любимым
этим народом, был Ф. Богушевич. Национальный
колорит, хотя, может быть, в меньшей мере,
чем литература, начинают приобретать
также живопись (творчество Н. Силивановича)
и музыка (произведения композитора и
пианиста А. Абрамовича). В начале XX в. в
связи с подъемом революционного и национально-освободительного
движения в Белоруссии складывается подлинно
национальное профессиональное искусство.
Опираясь на традиции русского, украинского,
польского искусства, на достижения всей
мировой культуры, оно развивается исключительно
быстрыми темпами. Наибольших успехов
достигла белорусская литература. Наряду с лирикой, с которой начиналась
белорусская национальная литература,
в первые же десятилетия XX в. появляются
рассказы, повести, романы, драмы, комедии.
Основоположниками новой белорусской
литературы, выдающимися представителями
литературы социалистического реализма
стали народные поэты Белоруссии Янка
Купала и Якуб Колас. Они создали классические
образцы национальной поэзии, прозы, драматургии.
Всю свою жизнь они посвятили борьбе за
народное счастье, восславлению человека-труженика.
Народный поэт Янка Купала написал замечательные поэмы «Курган»,
«Бондаровна», «Могила льва», «Над рекой
Орессой», пьесы «Павлинка», «Разоренное
гнездо» и др. Писатель и поэт Якуб Колас
создал поэмы «Новая земля», «Сымон-музыкант»,
«Хата рыбака», романы и повести «На росстанях»,
«Трясина», «Отщепенец», «На просторах
жизни» и многие другие. Янка Купала и
Якуб Колас — поэты-интернационалисты,
певцы дружбы и братства. Творения Янки
Купалы и Якуба Коласа вошли в сокровищницу
литературы. Не одно поколение белорусских
поэтов и прозаиков училось на примере
жизни и деятельности народных песняров.
Всей стране известны имена белорусских
писателей и поэтов Петруся Бровки, Максима
Танка, Михася Лынькова, Кузьмы Черного.
Ивана Шамякина, Ивана Мележа, Василя Быкова
и др. Их произведения отображают жизнь
и быт белорусского народа, героику прошлого
и проблемы современности. Пьесы К. Крапивы
идут на сценах многих театров. Большая
заслуга в становлении белорусского национального
искусства принадлежит театру. На основе
устраивавшихся во многих городах так
называемых «белорусских вечеринок» возник
первый белорусский профессиональный
театр. Его организатором был И. Буйницкий.
Литература и театр оказали большое влияние
на развитие белорусской национальной
музыки. Для концертных интермедий в представлениях
Буйницкого обрабатывались народные песни
и танцы. Композитор Л. Роговский написал
«Белорусскую сюиту» для симфонического
оркестра и хоровое произведение «А кто
там идет?» на известные стихи Я. Купалы,
переведенные впоследствии на русский
язык М. Горьким.
Театр Огромную роль в культурной жизни Белоруссии играет театральное искусство, особенно такие крупнейшие театры республики, как Государственный академический Большой театр оперы и балета БССР, Государственные академические театры им. Я. Купалы и Я. Коласа. Основное место в репертуаре занимает национальная драматургия, развиваются и обогащаются лучшие национальные традиции.
Музыка Богато музыкальное искусство белорусов. Характерные особенности белорусской музыки наиболее ярко проявляются в симфоническом жанре. Развиты также инструментальный концерт, кантата, оратория, вокально-симфоническая поэма, соната, вокальная музыка, опера, балет. Всем этим жанрам свойственны органическая связь с народным песенно-танцевальным искусством, использование национальных традиций.
Живопись Широкую известность в стране и за рубежом получило белорусское изобразительное искусство. С 50-х и особенно 60-х годов 20 века сложилась своеобразная белорусская школа живописи, графики, скульптуры. Для нее характерно глубокое философское осмысление жизненных фактов, широкие обобщения, богатый тематический диапазон, особое место в котором занимает тема войны, смелое творческое использование традиций народного искусства. Наиболее плодотворно используются народные традиции в работах художников-прикладников. Создаются изделия из стекла, дерева, металла, напоминающие по форме народную утварь; художественный текстиль и ковроделие продолжают традиции белорусского народного ткачества. При создании авторских оригинальных разработок художники обращаются к опыту народного искусства, осваивая основные принципы художественного мышления народа.
Современное искусство Для современного искусства белорусов
характерно, с одной стороны, бурное развитие
национальных форм, с другой — активное
сближение с культурами других народов.
Белорусское искусство стало неотъемлемой
частью мирового искусства. Около 70 млн.
составил тираж белорусских книг, переведенных
на другие языки народов СССР в советское
время. Белорусские скульпторы создали
работы для ВДНХ и нового здания Московского
университета. Белорусские балеты ставились
на сценах Одессы, Новосибирска, Челябинска,
Львова. Киноискусство Белоруссии внесло
заметный вклад в развитие советского
многонационального искусства. Произведения
белорусских писателей переводились и
издавались в Польше, Болгарии, Чехословакии,
Румынии, Венгрии, Югославии, ГДР, Монголии,
Италии, Франции, США, Великобритании,
Австрии, Индии, Египте, Колумбии, Канаде,
Финляндии и других странах. За последние
20 лет в 40 странах мира побывало более
2500 представителей белорусского искусства.
На гастроли выезжали творческие коллективы
и отдельные исполнители. Выставки современной
белорусской живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства устраивались в Польше, Болгарии,
ГДР, Чехословакии, Югославии, Италии,
Франции, ФРГ, Австрии, США. Белорусское
искусство получило высокую оценку на
международных конкурсах и фестивалях.
Многие коллективы и отдельные исполнители
стали их лауреатами. В Белоруссии введено
обязательное среднее образование. Плановая
подготовка квалифицированных рабочих
для народного хозяйства ведется в профессионально-технических
училищах. Работников высшей квалификации
готовят 32 вуза республики, в том числе
3 университета, консерватория.
Огромная роль в приобщении народных масс
к культуре принадлежит культурно-просветихельным
учреждениям. В настоящее время население
республики обслуживают свыше шести тысяч
клубных учреждений, семь тысяч массовых
библиотек, семь тысяч киноустановок,
15 профессиональных театров, 67 музеев.
Большие возможности расширения общеобразовательной
и культурной подготовки предоставляют
университеты. Около 30 тыс. самодеятельных
коллективов объединяют в своих рядах
свыше 500 тыс. участников.
Спорт Широкий размах в Белоруссии получили
физкультура и спорт. Белорусские спортсмены
неоднократно устанавливали мировые олимпийские
рекорды.
К услугам населения сотни стадионов,
многие десятки крытых плавательных бассейнов,
тысячи спортивных залов и площадок. Одним
из крупнейших в Европе является водноспортивный
комбинат имени 50-летия комсомола Белоруссии
в Минске. Международные и всесоюзные
соревнования по биатлону проводятся
в спортивном комплексе «Раубичи», в 22
км от Минска. Минск был одним из пяти городов,
в которых проходила Олимпиада-80.