Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Культурологии"
10: Средневековое представление о культуре? |
Высшее достижение культуры средневековья выражалось не только в религиозной – фанатической стороне сознания, но и в олицетворении в ней творческой воли человека, могущество труда человеческого общества. 5-16 века- длина средневековья.
Огромную роль в формировании
этой культуры сыграла религия, Арки, готика, музыка, архитектура, театр- наиболее сильный рассвет в это время. Музыка: «Охота на оленя», «Эхо» и др. Литература: Шекспир.
|
34 Развитые капиталист отнош. Классицизм. |
Классицизм –на основе реализма, в основе рациональное начало. Сформировался в последн. ¼ 18 века во Франции. Декарт, Корнель, Расин, Мольер, Буало- основатели классицизма. Принципы классиц. Раелизовались в различных видах искусства. Возродилось стр-во треумфальных арок (Треумфальная арка на площади звезд в Париже). В скуьпт. Гладкие полированные поверхности мрамора, придают статуям холодность. Жесты героев сдержаны. В живописи – сцены античных времен. |
Билет 33
65. Принципы эстетического воспитания |
Эстет-е воспит-е нач-ся с правил-го восприятия красоты в окр-щей действ-ти, в общ-ве, в жизни. 2 задачи: 1-я – развивать эстет-е способ-ти личности в структуре ее деят-ти; 2-я – формировать эстетич-е ориентации личности, спос-ть воспринимать, чувствовать, переживать, прививать вкус и идеал человека. 3 этапа: 1-й – опред-ние эстет-х качеств; 2-й- усвоение принципов эстет-го воспитания, т.е. правил по которым осуществляется этот процесс; 3-й- овладение средс-ми и методами эстет-го воспитания. |
66. Кул-ная политика гос-ва в ФАПСИ. |
Вопросы развития к-ры и ис-ва, повышения их роли в деле формирования гармонично развитого воина, укрепления обороноспособности занимант важное место в кул-ной политике России по отношению к ФАПСИ. К-ра выступает не столько как опред-ная сфера общ-й жизни, сколько как ее суть. Факторы кул-ной политики: 1) Потреб-сть построения гуманного демократ. общ-ва; 2) Потреб-сть реформирования общ-й жизни в России; 3) Потреб-сть дальнейшего развития и перестройки общ-го сознания, возрож-я общ. ценностей и кул-но-истор-х традиций
|
Билет 13
36. Фовизм, футуризм, дадаизм-модерн 20в |
Фовизм- (от итальянского: дикий, хищный) характеризуется яркостью, часто несопоставимостью красок, предметы часто окрашиваются не в свои цвета. Представители: Андре Матис картина“Танец”,”Вид из окна в Танжере”, Марке, Фламин, Тирен. Футуризм- (от итальянского – будущий) авангардистское течение, сложившееся в италии. Отличается тем, что изображаемый предмет стремились показать динамичным. Отрицание традиционной культуры. Представители: Дж. Северини “Бронепоезд в действии”, Боччони, Лентулов “Небесный свод”,Джакомо Балло ”Собачонка на цепочке” Дадаизм- (от фр. dada- лошадка). Возникло одновременно в 1915-16 гг. в Нью-Йорке и Швейцарии. Назвние дано лидером течения румынским поэтом Тцарой. Дадаисты изображали то, что в данный момент взбредет им в голову, что часто выглядело, как “каракули младенца“. В 1922 г. дадаизм влился в сюрреализм. Представители: художник Дюшан, Пикабия ”Дитя карбюратора” |
31 К и исск нового времени. |
Культура – разум. Цель – сделать человека счастливым, Зигмунд Фрейд – культ как средство для совершенствования чел (человек в услов западной культ имеет неустойчивую психику, сознание:разрывается:нормы К и собственные желания ) Кант, Гегель,- , как перманентный процесс развития общества(К-область духовн свободы чел) ,Жан Жак Руссо- как оружие закобаления чел(превращение его в оружие чуждых челу сил.ущерб-сущ. частная собственость ). |
Билет 24
46. Золотой век. Росс культура 2 половины 18 |
Культура пронизана
идеями гражданственности, |
56. Охрана памятн исто . Всеросс. Общ-во |
Разграничение понятий
“преемственности” и ” |
Билет 29
51. Становление сов. к-ры(1917-1941) |
Начало – ряд мероприятий (формирование нового типа мышления): декреты Сов. Власти (все культурные ценности - общенародная собственность) В.И. Ленин:”Искусство принадлежит народу… Оно должно быть понятно и любимо им”. Декрет СНК “О памятниках республики(воздвигать памятники выдающимся людям революции)”-12 апреля 1918 и др. Соцалистический реализм. Идеологизация культуры. В 20-е годы - Маяковский, театр - Мейерхольд, кинематограф - Эйзенштенейн. Политический плакат (Моор”Ты записался добровольцем”, Дени”На могиле контрреволяции”). В 30-е годы –расцвета сов. искусства – соц-кий реализм. Худ. – Кустодиев ”Большевик”, Греков. Портретисты – Кончаловский, Дейнека. Скульпторы – Андреев, Шадр”Булыжник – оружие пролетариата”, Мухина “Рабочий и колхозница”. Архитекторы – Щусев (Мавзолей Ленина), братья Веснины (Днепровская ГЭС). 20-30-е годы – строительство Московского метрополитена. Литераторы –Серафимович,Фадеев, Шолохов, Островский. Поэты – Маяковский, Блок, Есенин. Музыканты – Глазунов, Игумнов. Наиболее характерные черты культуры в первые годы существования сов. Власти – народность, гуманизм, патриотизм, верность большевистской идеологии, высокая идейность. |
61.культура офицера пути ее повышения. |
В системе подготовки офиицерских кадров инженеров спеуиалистов связиважное и место сегодня занимает эстетическое воспитание. ккаждый военнослужащий не только вооруженный защитник отечества военный спеуиалист но и гражданин. В процессе воспитания вырабатывается ориентауия личгности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их хорактере сложившимимся в донном конкретнои обществе а текже происходит приобщение к этим ценностям.Эстетическое воспитание обладает двумя основными функкциями: форимирование её творческих способностец. Эти функции и определяют место жстетического воспаитиания в общественной жизни. Красота является одним из регуляторов человеяеских взаимоотношений: благодаря красоте люди интуитивно тянуис к добру ещё до тоого как и дея добра будиъет осмысленно воспригята их моральным состаянием. Процесмс и система эстетияеского воспитания воинов представляет собой совокцпностьпринуипов иметодов средств и способов решающих задачи. Таким образом эстетическое
воспитание в подразделениях ФПСИстроится
на использовании общих
|
Билет 5
28. К раннехристиан пер . Романский Стиль. |
Низкий уровень пороизвод. сил, натур. хоз-во, феодраздробленность. 313г Константин – христианство гос. религия. Иску-во не подражает природе, появление бестелесых фигур. «Рома»- Рим. Замок – центр всей культ. жизни. Зодчество. Появление Базалики, здания формы креста. Германия центр. Церковь св. Марка в Венеции, пизанский собор, церковь Сан Миньяно дель Монте во Флоренции. |
5 худ. к-ра |
( искусство)–совокупность худ.ценностей области х\к: -дух-худ(жив,скульп,граф);
мат-худ(дпк,дизайн); теоретическая(науки
об искусстве,к-ре: эстетика,иск\вед,арх,этн) напр
|
Билет 12
30 Эпоха Возрождения. Ренесанс. |
New этап в культуре. Заложены основы соврем. науки естествознания, литературы. Впервые сложилась реалистич система. Культ возрожд изучают на основе понятий ренесанс и просвещение. Возрождение – явление общества вступившего в полосу перемен, основа – переход от феодализма к капитализму. 14,15-17 века. Ренесанс в Европе – эпоха позднего возрождения. В основе – принцип гуманности, утверждение достоинства и красоты реального чел , разума, воли, творческих сил. Связь с культ античности. Микельанжело – скульптор(Собор святого Петра в Риме), Леонардо де Винчи(ученый,худ,скульпт), Микеланджело, Рафаэль(Сикстинская Мадонна), Шекспир |
35 Импрессионизм, постимпресс. |
Импрессионизм – передача впечатлений от окружающей природы. Уход от реалистического искуства к символизму. Обобщение, упрощение форм света. Цель – удовольствие от наблюдения, нет жизненного смысла. Растворение формы в цвете. Эдуард Мане – картины без главн. героев (обрезанные фигуры), Агюст Роден – пластика (мрамор – текучие формы). Постимпрессионизм – смещение импрессионизма к оциальному напряжению, смелое применение цветов. Ван Гог, Поль Сизан – «нервные мазки», «подсолнухи» «автопортрет», Поль Гоген – спокоствие, уравновешенность. |
Билет 20
20. Марксистская теория к-ры |
Материальные принципы, Маркс разработал формационный подход. К-ра – продукт деятельности. Смена к- ных типов из-за нарушения в системе, если человек перестаёт быть целью деятельности для др. человека. |
43. К Руси татаро-монгольского нашествия. |
Монголо-татарское иго сыграло огромную роль на развитие культуры. Междоусобица, раздробленность мешали развитию государства. Вследствие этого остановился процесс развития к., приведший к культурному застою.Лит-ра : основная тема освобождение русского народа: «слово о погибели русской земли», «повесть о разорении Рязани Батыем».Появляется новый жанр – житие (повествовательное сочинение о жизни святого). В основе – литература монахов и церкви. «житие Александра Невского» – 13 в. характерная особенность – уделение особого внимания государственным интересам. Новый жанр – былины. Циклы былин: Киевский (идея освобождения русского народа), Новгородский. Поэтические произведения : «Задонщина» - 1380 г. (прославляет победу над монголами).Медленнее всего возрождалось на Руси каменное зодчество. Только в 1292 г. около Новгорода строится первое со времен Батыева нашествия каменная церковь Николы на Липне. 1366 г. началось строительство каменного Московского Кремля.Фреска: Феофан Грек «вседержитель» церковь Спаса на Ильине в Новгороде 1378 г.
|
Билет 2
2.Культура как соц. Явл. Общ. |
. процессы исследуются в главных сферах деят. ч-ка: матер,
соц.(полит) и дух.(наука, иск-во, лит-ра,
рел) 150-200 определений(технол,
деятельностные, ценностные) !подходы, опирающиеся
на материалистическое и идеал. Миропонимание(И.Кант,
Гегель, А.Вебер) к-ра(лат.- |
25. Культура Междуречия, Др. Египта. |
Междуречье(Тигр и Ефрат)VIв до н.э. памятники: клинопись (Шумерская),город Урарту, Вавилон. Башня (во славу бога Мардука) Барельеф (для изображ. Царей), наука(звездочёты). К-ра – каноничная( бог Ра), статичная, консервативная. 42 династии фараонов. Вера в загроб. Жизнь. Памятники- пирамиды, фрески, клинопись (иероглифы), храмовая архитектура (храм Амон-Ра в Карнаке, храм Рамсеса II в Абу-Симбеле) медицина (бальзомирование). |
Билет 1
1. культорология |
.–наука, предмет к-рой - различные стороны
развития общества: мат., соц., полит., худ.
К. ,как наука изучает наиболее
общие закономерности разв. к-ры принципы
ее функционирования, связь различных
культур. Курс К. всесторонне рассматривает
и изучает феномен к-ры в философско-историческом
и социально-культурологических аспектах. Содержание курса К. –1К. как наука: школы, направления,
теории; 2 история мировой
к-ры; 3 история отечественной
к-ры(1др.рус,2Рос16в,3Рос19в,4 |
24 Первоб К. Усл её формирования. |
40 тыс. лет до н.э.
завершилась биологич медный (энеолит), бронзовый и железный. Первичные (палка…) и вторич(произведён. с помощью первич) орудия труда. Дух. к-ра: язык, фитишизм (вера в сверхъестественн. Предметов), мифичность. Раскопки: пещера Ла-Форси (Франция), Ласко (Испания)- настен. живопись. Эпоха матриорхата ( женские статуэтки). Архитектура – Менгиры (верт. каменн. глыбы, место поклонения),кромлехи, дольмены. Муз. Инструмент – барабан. Ритуал. танцы – прообразы хореографии. |