Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:22, шпаргалка

Краткое описание

1.Культурология как наука: формирование, место среди других наук, предмет, методы научного исследования, основные разделы культурологи.
Термин культурология ввел Уайт, опираясь на научные исследования Освальда. В 1968г этот термин помещается в международную энциклопедию социальных наук
Культурология- отрасль антропологии, которая рассматривает культуру как упорядоченность феноменов- первоначальное определение.
Культурология, как наука о культуре возникла в середине 20в

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы и ответы к зачету по культурологии.docx

— 64.01 Кб (Скачать файл)

3) Натуралистическая теория. Фрейд обосновывает биологическую  обусловленность культуры. Культура  выступает как репрессивный организм, который подавляет биологическую  сущность человека и приводит  к неврозам. Процесс преобразования  энергии полового влечения в  другие виды энергии называется  сублимацией.  Культура – все, что создано человеком, - это результат сублимированной энергии либидо.

Архаичное общество - это общество, выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях. Синкретизм (от греч. — соединение) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга)

 Неолитическая революция — переход человеческих общин к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад. Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века.

11. Культура  древних цивилизаций Востока:  общая характеристика и наиболее  известные памятники.

12.Античный  тип культуры: характерные черты,  достижения, историческое значение.

Античность (восходит к лат. — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность». Синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации.

Несмотря на различия в  развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации - Греции и Рима, можно  говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного  типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический  период сформировались специфические  особенности цивилизации античного  типа. Это было античное общество, опирающееся  на частную собственность, чего ранее  нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного  производства, ориентированного преимущественно  на рынок, способствовали возникновению  и других структур, определявших специфику  античного общества. К ним относятся  различные политические правовые и  социокультурные институты: появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете - расцвету античного искусства. Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других.

Основные черты:

Антропоцентризм- Самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка.

Рационализм- Все, что сначала вызывает удивление, осваивается затем не мистически, а логически, оно непременно должно быть рационально объяснено (разум основой познания).

Индивидуализм- означает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством.

Если кратко резюмировать достижения античной культуры, то можно сказать, что греки и римляне дали человечеству:

-образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь;

-высокоразвитую мифологию; своеобразную религию; художественность и образность мышления; изумительный театр, танец, музыку, песню;

-совершеннейшую архитектуру;  скульптуру; живопись; разнообразное прикладное искусство; глубочайшую философию

-науку (дали начала многим отраслям знаний и научной терминологии);

- сформировали исторический тип мышления;

-подлинное право, правовую психологию, правовое мышление и правовое  поведение;

- образцы ораторского мастерства, величайшего искусства слова, диалогичность;

-демократию, свободу, различные формы власти, политическое мышление;

-новые формы социальности, подчеркнули значимость личностного начала; 18) образцы общения, образования и воспитания;

-оригинальное военное искусство, создали идеалы героизма и патриотизма;

-новые формы хозяйствования и экономической деятельности .

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего  три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство  высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.

13.Средневековый тип культуры. Культура средневековой Западной Европы.

Переход от античной цивилизации  к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской  империи в результате общего кризиса  рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Во-вторых - Великим  переселением народов (с IV по VII вв.), в  ходе которого десятки племен устремились  к завоеванию новых земель. Становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен и античной культуры. Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

В основе периодизации средневековой  культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента – феодализма.

Раннее Средневековье (V-IX вв.) - это период перехода от античности к собственно средневековью. Раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия.  

Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени "культурного безмолвия", продолжавшегося почти до конца X в. Улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост как новых городов, так и их размеров. Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал Крестовые походы.

В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость  крестьян в результате развития денежного  хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской  и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой  культуры. Постепенно стала расшатываться  социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия

 

 

 

14.Средневековые типы культуры. Византийская христианская культура.

Византийская цивилизация  это христианская цивилизация. Основными  её достижениями можно считать следующие: доминирующим фактором в обществе становится религия. Православие выступает идеологической основой Византийской религии " исключительное сочетание жизни Византии с христианской религией, эллинистической культурой и римской государственностью сделали Византийскую цивилизацию не похожей ни на одну другую.

Особый облик общественной и идейной жизни в Византии придали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Христианство при Константине (V в.) превратилось в государственную религию, византийская церковь стала привилегированной организацией. В IV-V вв. сложилось монашество, сыгравшее значительную роль в истории церкви. Были выработана христианская догматика, окончательно сформирован культ, введены основные обряды и установлен твердый порядок богослужения - с этой целью создавались особые литургические книги. Появилась церковная музыка, религиозная поэзия, организовывались торжественные шествия с зажженными свечами («крестные ходы»). Был утвержден культ святых, создан полный церковный календарь (святцы). Догматическими вопросами в основном занимались Вселенские соборы, которые собирались византийским императором. На них кроме восточных иерархов незначительно была представлена и западная церковь.

В византийской империи православные иерархи, за редким исключением, не претендовали на главенство над могущественной светской властью. Церковь проповедовала  единение церкви и государства. Византийская православная церковь при христианизации варварских народов не требовала, чтобы  греческий язык стал единственным языком литургии. Она допускала богослужения на местных языках. Зачастую эта  политика обеспечивала успех миссионерам  православной церкви.

 

15.Средневековые  типы культуры. Средневековый арабо- мусульманский Восток.

Становление арабо-мусульманской  культуры связано с зарождением  и укреплением Арабского халифата - великой державы, простиравшей свои владения на огромной территории - от Индии  до Испании. Процесс взаимодействия культур различных народов, подчиненных  арабами, породил новую высокоразвитую культуру, идеологической основой которой  стал ислам, а языком - арабский. Важнейший принцип ислама - монотеизм - вера в единого бога. Идея монотеизма в исламе выражена наиболее строго, чётко и последовательно: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его».

Характерная черта исламской  картины мира - фатализм, покорность судьбе. Всё в мире предопределено божественной волей, каждому человеку Аллах заранее назначил его судьбу, определил его поступки, направление  деятельности.

Важнейшей особенностью арабо-мусульманской  культуры было то, что она складывалась как сложный результат синтеза  различных культурных традиций.

Искусство. Изображения людей и животных встречаются в иллюстрациях к рукописям и в рисунках на предметах прикладного искусства. Как правило, эти изображения играли второстепенную роль в больших композициях. Медальоны с изображением людей или животных вплетались в орнамент, так что человеческий образ оказывался подчиненным общему декоративному решению.

Арабские художники избегали создавать рельефы, выпуклые скульптурные изображения на плоскости, так как  им казалось, что они слишком напоминают живые образцы. Они вообще не признавали трехмерного изображения фигур  и достигали объемного эффекта  сложной цветовой гаммой на плоскости  изображения. Кораническое представление  о том, что мир сотворен Аллахом  как нечто законченное и целостное, породило чувство универсальной  гармонии, отразившееся в особой соразмерности  пропорций, в согласованном и  точном ритме их узоров.

Большое развитие получает орнамент. Арабески - особый вид орнамента, состоящего из сочетания геометрических фигур и стилизованных изображений растений - растительного орнамента. В орнамент часто включается эпиграфический элемент - надпись с прославлением Аллаха, также выполненная в условном стиле.

 

16. Культура  эпохи Возрождения и Реформации  в Европе. Переход от средневекового  типа культуры к культуре нового  времени.

Возрождение— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.  Отличительная черта эпохи — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» .

Рост городов-республик  привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая  система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой.

В основе нового мышления лежало светское вольномыслие. Аскетизм средневековой  морали не соответствовал жизненной  практике. (Аскетизм ограничение и подавление чувственных влечений, желаний как средство достижения религиозных или этических целей).  Сложилась новая мораль, оправдывающая радости мирской жизни, утверждающая право человека на земное счастье. Основа мировоззрения эпохи- гуманизм- признание ценности человека, как личности. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Реформа́ция (лат.— исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

На протяжении всего  Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества. Основными  причинами Реформации являлись преодоление  феодальной раздробленности и возникновение  централизованных государств, появление  национальной буржуазии, (третьего сословия) которая не желала тратить деньги на дорогую церковь, недовольство различных  слоёв населения Европы моральным  разложением католической церкви.

Переход от Средневековья  к новому времени происходит через  эпоху возрождения.

Развитие индивидуального, личностного начала в творчестве, отход от средневековой традиционности, появление потребности в упорядоченных  естественнонаучных знаниях, и в  основанных на определенных научных  знаниях технике, специализация  и профессионализация всех видов  творчества, постепенная секуляризация  культуры и многое другое: все это  и сделало возможным появление  западных форм культуры.

17.Западноевропейская культура  в эпоху нового времени периодизация, социально- экономические и политические  особенности.

Новое время это  период с первой половины 18 века по 80-е годы 19 века. В новой истории  выделяют два периода. Первый охватывает 1640-1789гг. В эти годы буржуазные общественные и экономические отношения окончательно вытесняют средневековые. Происходят изменения в науке и технике, формируется философия просвещения, в искусстве складываются стили  барокко, рококо, классицизм, сентиментализм.

Второй период охватывает с 1789-1880 года- время победы и утверждения капитализма во всей Европе. Решающую роль в этом процессе сыграла великая французская революция и правления Наполеона Бонапарта. Происходит промышленный переворот, возникает механизированное производство, резко ускоряется экономическое развитие Европы.

Общественная структура, государство, право нового времени  сформировались в эпоху средневековья. Однако средневековая система была полностью преобразована.

.Изменение картины мира в эпоху Нового времени: формирование буржуазного типа личности, уход от теоцентризма, культ разума, науки и образования

К началу Нового времени практически вся внешняя и внутренняя политика сосредотачивалась в руках центрального правительства.

В Новое время  господствующей становится идея общественного, народного суверенитета. Она прослеживается в основных формах государства Нового времени- абсолютной монархии и парламентском государстве.

Создание партий, профсоюзов и других общественных организаций  образовало сферу гражданского общества, относительно независимого от государства. Для Нового времени типичным было национальное государство.

 

18.Идеология  эпохи просвещения. Основные стили  в искусстве . Эпоха декаданса. 
В развитие социальных учений  эпохи просвещения особый вклад внесли деятели французского Просвещения. Просветители (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др.) Многие из них были убежденными атеистами, другие – искренне верующими людьми, но все они воспринимали реальную католическую церковь как символ невежества и мракобесия, считали ее тормозом в развитии общества. Поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!" (католическую церковь) стал лозунгом эпохи, предопределив юридическую норму отделения церкви от государства.

По убеждению  просветителей, общественный прогресс возможен только лишь при помощи разума, права, науки и образования. Грядущее общество непременно станет воплощением разумности и цивилизованности. Что же касается человека, то он является природно-социальным существом и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности.

Значительный вклад  в учение о сущности и природе  человека, путях его воспитания внесли Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и  Ж. Ламерти. Они подчеркивали, что человек является, прежде всего, продуктом окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо в первую очередь изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея просветителей явилась в последующем одним из источников возникновения и формирования классической марксистской философии, в которой была теоретически обоснована идея коммунистического общества.

Эпоха Возрождения- время расцвета всех искусств, в том числе театра, литературы, музыки, но несомненно главным среди них, наиболее полно выразившим дух времени было изобразительное искусство.

1 этап: Проторенессанс( 2ая половина 13 века - начало 15)- постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, введение  в живопись пластический объём фигур, изображение в живописи интерьера. Стали появляться картины вместо икон. Все идеи стали передаваться через изображение реальных человеческих чувств и переживаний, которые заменили символику. На фресках можно было увидеть рядом с святыми совсем необычных персонажей: пастуха или пряху.

2 этап: раннее возрождение(15 век). В эпоху раннего возрождения  в искусстве происходит освоение  античного художественного наследия, формируются новые идеалы, художники  обращаются к достижениям науки.  Большое развитие в связи с  интересом к человеку приобретает  портретная живопись.

3.этап: Высокое  возрождение (первые 20 лет 16 века). В Высоком возрождении осуществляется  поиск совершенных форм искусства  в природе. Происходит стремление  к гармонии.

4 этап: позднее  возрождение (30ые - 90ые годы 16 века). В позднем возрождении происходит  кризис гуманистических идеалов.  У художников усиливается тяга  к декоративности и пышности, нарастает субъективизм

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и  Франции принято выделять в отдельное  стилевое направление, имеющее некоторые  различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Для искусства «Северного Возрождения» характерна тесная связь  с искусство поздней готики, в  котором соединяется строгое  религиозное чувство с радостным  и поэтическим восприятием земной красоты, идеальные образы с портретами реальных людей, сложную символику  с простыми человеческими эмоциями. Меньшее внимание уделялось исследованиям  античного наследия и познанию анатомии человека. Яркая черта «Северного Возрождения»- стремление изобразить человека несовершенным, но достоверным.

Искусство Европы, начиная  с конца 50-х гг., вступает в эпоху декаданса (упадка). Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. До его конца отражала кризис, безнадежность, пессимизм.

Данный термин относился к авторам, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые так же сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения Романтизма с их немного наивным взглядом на природу.

Хотя идея декаданса  начинается в 18 веке с Монтескьё, , использовали это слово как знак гордости, как символ их отрицания того, что они считали «банальным прогрессом».

Характерными чертами  декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, что проявляется  в искусстве соответствующей  тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием  формы, технических ухищрений, внешних  эффектов, стилизации и т. д

 

19. Культура 20в: модерн  и постмодерн, массовая и элитарная  культура. Основные течения авангардного  искусства

20. Основные процессы  в мировой культуре на рубеже 20- 21в. Глобальные проблемы современности.


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"