Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:56, контрольная работа
Синтез искусств (греч. synthesis - соединение, сочетание) - органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Синтез искусств реализуется в едином художественном образе или системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства. Исторически развитие синтеза искусств связано со стремлением воплотить в искусстве идеал целостной личности, выражающей идею социального прогресса, величие и силу творческого гения.
Введение 3
1.Общее понятие о синтезе искусств 3
2.Формы и типы синтеза искусств 6
3. Эволюция проблемы синтеза в искусстве 9
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм — первоначальная нерасчленённость видов искусства, которые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу. Храмы и ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало синтеза искусств начиная с культур Древнего Востока. Подавляющей сверхчеловеческой массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или связок папируса) греческая культура противопоставила гармоничное соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеческого начала. В средневековых храмах внутреннее пространство насыщается одухотворённостью образов живописи (мозаика, фреска, в готических церквах витраж), становящейся неотъемлемой частью архитектуры: художественное и реальное пространство сливаются в одно символическое целое, дополняемое литургической поэзией и музыкой.
В культуре поздней готики
и особенно Возрождения, с усилением
светских начал искусства и всё
большей индивидуализацией
В условиях буржуазного общества
разрушаются многие формы синтеза
искусств, прежде всего архитектурно-художественный
синтез. Но интерес к проблемам синтеза
искусств получает новый смысл, будучи
связан с представлениями о проникновении
в жизнь художественного начала, о гармоническом
развитии человека, а в социалистических
учениях — и с представлениями о совершенном
обществе. Задачи формирования цельного,
гармонически развитого человека, выдвинутые
И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками,
преломились в романтических теориях
19 в. в проблему создания синтетических
произведений искусства (нем. Gesamtkunstwerk),
которые образуют "оазисы красоты",
противостоящие буржуазному практицизму
и бездуховности. С этими представлениями
был связан интерес к музыкальной драме
как современной основе синтеза искусств,
способной заменить религиозный ритуал
(Р. Вагнер). Романтические утопии духовного
обновления общества с помощью синтетического
"соборного" художественного творчества
были позже развиты символистами (Вяч.
И. Иванов). Большое значение придавалось
и синестезии, зрительно-слуховым соответствиям
(цветомузыка А. Н. Скрябина). Стиль "модерн"
на рубеже 19—20 вв. предпринял попытки
практического возрождения синтеза в
быту на основе архитектуры. Развивая
идеи синтетической культуры (У. Моррис,
X. ван де Велде), рационалисты 1920-х гг. (представители конструктивизма
Идеи синтеза искусств в советской культуре возникли с первых её шагов: они содержались в ленинском плане монументальной пропаганды, нашли свое выражение в агитационном искусстве периода Октябрьской революции и Гражданской войны, в деятельности архитекторов и художников, создававших общественные здания новых типов. Особо актуальными они стали в 1930-х гг. в связи со строительством московского метрополитена, ВСХВ (ныне ВДНХ). С середины 20 в. в социалистических странах в связи с созданием новых городов, крупных общественных зданий и комплексов, мемориальных ансамблей синтез искусств получает широкое практическое воплощение. Синтез искусств является одним из важных средств создания среды, отвечающей идейно-эстетическим запросам развитого социалистического общества.
Синтез искусств имеет импровизационную природу и является постоянно развивающимся процессом порождения нового в искусстве, образовании и науке. Доказательством тому может служить простая истина, указывающая на то, что все в окружающем нас мире существует благодаря взаимосвязи на глубинном уровне реальности. И развитие различных аспектов цивилизации, таких как экономика, политика образование, наука, общение между людьми, происходит по одним и тем же законам природы, которые в большинстве своем изучены и проверены практикой жизни. Исследование законов, по которым развивается мир природы, доказывает отсутствие в нём границ. В мире природы все живет и дышит в благотворном единстве синтеза. В синтезе окружающий нас мир представлен целостно, в гармонии с тем, что его рождает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Целостность позволяет активнее наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в совершенно другом, подчеркивая глубинную взаимосвязь окружающего нас мира. Целостность синтеза призвана научить пониманию того, что мир един, и объяснить, зачем нужно такое понимание.
1) Жаринов В.М. Этика: Учебное пособие для вузов. - М.: ООО "Приориздат", 2003.
2) Радугин А. М.Синтез искусств//Эстетика.- Москва: Библионика, 2006.
3) Эстетика. Словарь /Под ред.А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.
4) Этика (конспект лекций в схемах). - М.: ООО "Приориздат", 2004.