Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:18, реферат
Эпоха средневековья составляет примерно около тысячи лет человеческой истории. Этот исторический период в Европе отметился колоссальными изменениями в общественных отношениях, появлением новых государств и их исчезновение, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, междоусобными войнами, диктатом Церкви и иными событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории. Но что, же может привлекать нас, людей ХХI века, в той далекой и мрачной эпохе? Ответ на этот вопрос дан в названии моего реферата - это рыцарство, особое сословие людей, которое ассоциируется у нас самыми высокими нравственными понятиями.
РЫЦАРСКАЯ ПОЭЗИЯ
При дворах королей и князей входят в моду хорошие манеры, красивые наряды, занятия музыкой и поэзией. Возникает так называемая куртуазия - новый рыцарский «кодекс благородства». Рыцарь должен быть не только смелым, верным и мужественным, но и великодушным к побежденному врагу. Он - защитник слабых, бескорыстный и честный как на турнире, так и в бою, учтивый, изящный и жизнерадостный, тонко чувствующий. В программу воспитания рыцаря входит обучение не только военному делу и охоте, но и светским играм, искусству играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, слагать стихи, ухаживать за дамами. К героическому идеалу присоединяется, таким образом, этический и эстетический. Пробуждается интерес к проблемам чувства, вырабатывается тонкая и сложная метафизика любви. Возникает культ прекрасной дамы - поклонение женщине как характерная черта европейской цивилизации, не свойственная никакой другой. Эти идеи культивируются при дворах многих знатных дам, на службе у которых состоят певцы и поэты. Двор королевы Алиеноры Аквитанской превращается в школу придворного искусства Западной Европы. Ежегодно здесь собирается молодая знать на европейский «сезон» - период между Троицей и Днем св. Иоанна, чтобы принять участие в турнирах и играх, выбрать жениха или невесту. Все это определяет стиль и формы рыцарской поэзии, появившейся во Франции в XII в. Эта поэзия содержит утверждение чисто светского, жизнерадостного идеала, пробуждение интереса к краскам и формам внешнего мира, к душевным переживаниям. Рыцарская лирика возникла в Провансе и стала образцом не только для романских народов, но также для немцев и англичан. Провансальских поэтов-певцов называли трубадурами. Преобладающей темой их поэзии была любовь. Однако понимание любви приобретает особую окраску: она становится чувством «картузным». Возникает сложная концепция любви. Предметом ее может быть только замужняя женщина. Любовь мыслится трубадурами как сила, облагораживающая и возвышающая душу. Она очищает и совершенствует любящего, награждая его песенным даром. Не может быть поэтом тот, кто не влюблен. Возлюбленная превращается в недоступную «прекрасную даму», устанавливается определенный ритуал служения ей. Среди трубадуров выделяются Гильом IX - герцог Аквитанский Джауфре Рюдель, Маркаблю и др.; к числу самых выдающихся трубадуров относится Бернарт де Вентадорн (кон. XII - нач. XIII в.). Их поэзия воспевает любовь: «Тот мертв, кто не чувствует в своем сердце нежного вкуса любви. К чему жить без любви, если не для того только, чтобы докучать другим?» - писал один из трубадуров. Поэзия другого выдающегося трубадура - Бертрана де Борна (кон. XII - нач. XIII в.) посвящена воинской доблести. В своих стихах Бертран воспевает радость боя. Ему радостно смотреть на то, как рыцари, рискуя жизнью, сходятся в поединке, как идет осада замка. Немецкая рыцарская лирика носит название миннезанг, т. е. любовная песня. Сочинители и исполнители песен назывались миннезингерами. Основными центрами миннезанга были двор Бабенбергов в Вене и двор ландграфа Тюрингского в Вартбурге. Старинная народная легенда рассказывает о состязании миннезингеров в Вартбурге, в котором приняли участие самые известные немецкие миннезингеры Вольфрам фон Эшенбах и Вальтер фон дер Фогельвейде. Вапьтер фон дер Фогельвейде ( 1170 - 1230) был крупнейшим немецким лирическим поэтом средневековья. Он происходил из низов феодального общества, был профессиональным певцом и жил на дары своих покровителей. Он служил австрийскому герцогу в Вене, нескольким императорам, а также ландграфу тюрингскому Герману, двор которого в замке Вартбург был одним из центров немецкой культуры средневековья. Начав с обычных песен «высокой любви», Вальтер вскоре порывает с этой традицией и делает героиней своих песен простую девушку. мотивы для своих песен «низкой любви» Вальтер черпает из народной поэзии. Вальтер фон дер Фогельвейде известен также своими сатирическими «чирухами», в которых он выступает против произвола князей и призывает императора к установлению порядка в стране. Вальтер резко критикует папу Иннокентия III за бессовестное ограбление Германии и разоблачает священников, которые обогащаются за счет прихожан. В рыцарском романе присутствуют те же чувства и интересы, которые составляют содержание рыцарской лирики. Это, прежде всего тема любви. Обязательным элементом рыцарского романа являются приключения, основным мотивом - становление настоящего рыцаря, для чего он должен совершить авантюрные подвиги, подвергаясь смертельной опасности, бороться с чудовищами, даже совершить путешествие в ад. Все эти подвиги рыцарь совершает, в отличие от героев эпоса, не ради общего, национального дела, а ради личной славы. Сюжеты для рыцарских романов авторы XII в. черпали из античности (жизнеописание Александра Македонского, сказания о Троянской войне), из кельтских народных сказаний, главным героем которых был легендарный король Артур - один из вождей бриттов в V-VI вв., героически защищавший от англосаксов земли Англии. Двор короля Артура изображался как идеал рыцарского благородства, доблести и добродетели. За круглым столом короля Артура, где не было ни лучших, ни худших мест, так что все чувствовали себя равными, собирались двенадцать лучших рыцарей. Принадлежать к круглому столу короля Артура считалось высшей честью. Отсюда ведут начало романы Круглого стола, изображавшие жизнь двора короля Артура как символа идеального рыцарства. Во Франции наиболее известным автором артуровского романа был поэт второй половины XII в. Кретьен де Труа ( 1130 - 1191), живший долгое время при дворе Марии Шампанской. Артуровский двор послужил ему декорацией, на фоне которой он развернул картины жизни современного ему рыцарского общества. Так, в романе «Эрек и Энида» описывается любовь рыцаря при дворе Артура к дочери бедного рыцаря и ставится вопрос о совместимости любви с рыцарскими подвигами. Кретьен показывает, что сила и доблесть рыцаря нисколько не умаляется от чрезмерной любви к жене, что жена и возлюбленная может быть другом и помощницей мужа во всех его делах, В романе «Ланселот, или Рыцарь телеги» рассказывается о любви рыцаря Ланселота к королеве Гениевре (жене короля Артура), во имя которой он не только совершает чудеса героизма, но и согласен на любые унижения. Древнее кельтское сказание о трагической любви Тристана и Изольды послужило источником для целого ряда романов. Отважный рыцарь Тристан должен привезти принцессу Изольду ко двору своего дяди, короля Марка, который хочет на ней жениться. В дороге Тристан и Изольда, случайно выпив напиток любви, влюбляются друг в друга. Возникает конфликт между чувствами героев и моральными устоями рыцарского общества. В романах о Тристане и Изольде прославляется любовь, которая «сильнее смерти». Цикл романов о святом Граале представляет собой попытку художественного синтеза светского куртуазного идеала и религиозной христианской идеи. Грааль - это драгоценный камень или чаша из него, обладающая чудодейственной силой. Грааль может накормить голодных, придать силы больным и слабым. По преданию, один из учеников Христа, Иосиф Аримафейский, сберег чашу Тайной вечери и собрал в нее кровь, вытекшую из пронзенного копьем сердца Иисуса. Когда Иосиф находился в темнице, чаша поддерживала его силы. Выйдя на свободу, Иосиф перебрался в Британию и здесь основал общину для хранения «святого Грааля». Герой романов о Граале - храбрый и честный рыцарь Парсифаль, который после многих подвигов отправляется на поиски замка Грааля и становится, в конце концов хранителем священной чаши. Автором одного из первых романов о Парсифале был Кретьен де Труа. Позднее появилось множество обработок, как во Франции, так и в других странах.
1 Крупнейшие представители немецкого рыцарского романа - три поэта конца XII - начала XIII в. - Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах и Готфрид Страсбургский. Швабский миннезингер Гартман фон Ауэ (ок. 1170 - ок. 1215) перевел романы Кретьена де Труа «Эрек и Энида» и «Ивейн, или Рыцарь Льва», назвав их «Эрек» и «Ивейн». Он ввел в них элемент морализаторства, отсутствующий во французских оригиналах. Сюжет стихотворной повести Гартмана «Бедный Генрих» заимствован из немецких народных сказаний. Герой повести, знатный рыцарь Генрих, заболевает проказой и узнает, что исцелить его может только кровь сердца невинной девушки. В отчаянии возвратившись, домой, Генрих находит приют в доме беднянина, дочь которого, узнав, а его страданиях, готова добровольно пойти на смерть, чтобы спасти его. Генрих отказывается от такой жертвы, а затем выздоравливает и женится на девушке. Готфрид Страсбургский (кон. XII в. - ок. 1220 г.) был горожанином, получил хорошее образование, прекрасно владел французским языком. На основе французских источников он написал эпический роман «Тристан и Изольда», воспевающий всемогущую силу любви. Крупнейшим немецким эпическим поэтом был Вольфрам фон Эшенбах (1170-1220), бедный рыцарь и миннезингeр, служивший при разных дворах и прославившийся замечательными стихотворениями в жанре провансальской пальбы». Наиболее известен Вольфрам как автор "Парцифали», немецкой версии поэмы о Граале. В поэме описывается весь жизненный путь Парцифали с детства до зрелого возраста. Этический идеал Вольфрама находит свое выражение в главной идее поэмы: настоящий рыцарь должен не только быть, но и бесстрашным, но и руководствоваться в своих поступках правилами христианской морали. В романскую эпоху продолжалось становление средневековой европейской культуры. Процесс формирования государственности привел к возникновению целого конгломерата государств с различными традициями, связанных, однако, зависимостью от римской католической церкви и латинским языком как языком культурного общения. Основными центрами развития культуры были в то время монастыри и замки, обеспечивающие практически все стороны жизни средневекового человека. Религиозное сознание пронизывало все сферы жизни, и человек постоянно ощущал себя под наблюдением свыше. Посредником между человеком и высшими силами была церковь, и именно она оказала решающее влияние на развитие культуры. Церковь была не только объединяющим фактором для развития культуры отдельных европейских стран, она выступала также и как движущая сила развития. Несмотря на присущую средневековому менталитету приверженность к авторитетам и традициям и отвращение к нововведениям, сам уклад монастырской жизни способствовал развитию технического прогресса. Церковь взяла на себя обязанности образования, учредив церковные и монастырские школы, она же выступала в роли заказчика произведений искусства, т. к. была заинтересована в строительстве соборов. В XI и XII вв. рождается первый общеевропейский стиль в искусстве - романский. Массивные толстые стены, узкие окна и высокие башни романских соборов и замков привлекают своей мужественной простотой, ясной архитектурной логикой, проявляющейся в продуманной планировке. Неуклюжие фигуры на романских рельефах с молитвенно протянутыми руками и устремленным к небу взором преисполнены огромной духовной силы. Таким образом, несмотря на большие местные различия, этому стилю присущ ряд общих черт, позволяющих определить его как стиль общеевропейский.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с XV века. Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая “битва шпор” (11 июля 1302 г.), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в XV веке), рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В XVI-XVII веках рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Рыцарство не было бы жизненным идеалом в течение целых столетий, если бы оно не обладало необходимыми для общественного развития высокими ценностями, если бы в нем не было нужды в социальном, этическом и эстетическом смысле. Именно на прекрасных преувеличениях основывалась сила рыцарского идеала. Немало требовалось притворства, чтобы поддерживать в повседневной жизни фикцию рыцарского идеала – писал Хейзинга. Поэтому не нужно было ждать XVIII века с его осуждением всего напоминавшего средневековье, чтобы убедиться, насколько требования рыцарской идеологии расходились с действительностью. Рыцарство критиковали: духовенство, менестрели, мещане, крестьяне и сами рыцари. В первой половине XV века отношение крестьянина к рыцарю находит свое выражение в беседе господина с крестьянином, приведенной у Алена Шартье, и вряд ли это был первый документ, содержащий жалобы крестьянина на своего господина. ''Трудом моих рук питаются бессовестные и праздные, и они же преследуют меня голодом и мечом... Они живут мною, а я умираю за них. Им полагалось бы защитить меня от врагов, а они - увы - не дают мне спокойно съесть куска хлеба". Другие обвиняли рыцарей в жадности, грабежах, в разврате, в нарушении клятв и обетов, в избиении жен, в превращении турниров в доходный промысел - охоту за доспехами, оружием и лошадью побежденного рыцаря. Сожалели о невежестве рыцарей, которые в большинстве своем были неграмотны и должны были посылать за клириком, получив какое-либо письмо. Аристократия, бывало, гордилась своим невежеством; и даже, рассказывают, были такие, что утверждали будто знающий латынь не может быть дворянином. Не приходится сомневаться, что рыцарский идеал не был интеллектуальным. Зато он предполагал богатую эмоциональную жизнь. Кажется, дух средневековья с его кровавыми страстями мог царить лишь тогда, когда возвышал свои идеалы: так делала церковь, так было и с идеей рыцарства.
''Без такого неистовства в выборе направления, которое захватывает и мужчин и женщин, без приправы из фанатиков и изуверов нет ни подъема, ни каких-либо достижений. Чтобы попасть в цель, нужно целиться несколько выше. Во всяком деянии есть фальшь некоего преувеличения''. Чем больше культурный идеал проникнут чаянием высших добродетелей, тем сильнее несоответствие между формальной стороной жизненного уклада и реальной действительностью. Рыцарский идеал с его все еще полу религиозным содержанием можно было исповедовать лишь до тех пор, пока удавалось закрывать глаза на реальное положение вещей, пока ощущалась эта всепроникающая иллюзия. Но обновляющаяся культура стремится к тому, чтобы прежние формы были избавлены от непомерно высоких помыслов. Рыцаря сменяет французский дворянин XVII века, который, хотя и придерживается сословных правил и требований чести, более не мнит себя борцом за веру, защитником слабых и угнетенных. Тип французского дворянина сменяется ''джентльменом'', также ведущим свою родословную от средневекового рыцаря, но являющегося более сдержанным, утонченным и интеллектуальным. В следующих одна за другой трансформациях рыцарского идеала он последовательно освобождается от поверхностной шелухи, по мере того как она становится ложью.