Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:45, реферат
Для современных людей Возрождение есть исторический период, прежде всего давший высочайшие образцы человеческой мысли, художественного таланта, открывший неповторимость и уникальность личности. Однако, Возрождение- это не только эпоха возникновения нового, но и эпоха глубочайшего кризиса средневекового миропонимания и социального устройства. В это время осуществляются многочисленные попытки восстановить традиционные способы жизни и бытия людей при помощи изощренных карательных мер.
Эстетические и нравственные идеалы раннего итальянского возрождения
Для современных людей Возрождение есть исторический период, прежде всего давший высочайшие образцы человеческой мысли, художественного таланта, открывший неповторимость и уникальность личности. Однако, Возрождение- это не только эпоха возникновения нового, но и эпоха глубочайшего кризиса средневекового миропонимания и социального устройства. В это время осуществляются многочисленные попытки восстановить традиционные способы жизни и бытия людей при помощи изощренных карательных мер.
Все больше утверждается точка зрения, по которой переход от Средневековья к Возрождению протекал очень плавно, и уже, по мнению некоторых культурологов, 12 в. был началом европейского Возрождения.
Становление эпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований:
Первоначальной
В новых условиях начала
возрождаться вера в человека («Воля
божья» уходит на второй план), отсюда
оптимизм, присущий культуре Возрождения,
ее жизнерадостный, жизнеутверждающий
характер. Духовная диктатура церкви
была сломлена, германские народы в
своем большинстве прямо
Возрождение делят на 4 этапа:
В Италии период Раннего Возрождения длился с 1420 по 1500 годы. Под влиянием стремительно изменяющихся экономических условий, религиозных воззрений и обогащения культуры, мастера смело начинают использовать образцы античного искусства. Систематически изучая натуру, они черпают мотивы из повседневной жизни, наполняют традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращаются к сюжетам античности.1
Для искусства раннего
Возрождения характерны
Наиболее значительный вклад в развитие ренессансного искусства внесли талантливые флорентийские мастера. К началу XV века, Флоренция представляла собой процветающий город с развитой промышленностью, торговлей и высоким уровнем культуры, под влияние которого попала вся Тоскана. Флоренцию того времени называли «цветком Италии».
Уроженцем Флоренции был Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов). Шедевр Брунеллески — купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции ; это образец блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения. Одновременно с возведением купола архитектор построил первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта. В этой постройке выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры: предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.
Следующий этап развития итальянской архитектуры XV века связан с именем Леона Баттисты Альберти - философа и учёного. Страстный поклонник античности, Альберти создал «Описание города Рима», составив его первую топографическую карту, и здесь же написал свой знаменитый трактат «Десять книг о зодчестве». И всё же его главным призванием оставалась архитектура, о чем свидетельствуют возведенные им палаццо Ручеллаи, церковьСанта-Андреа и церковь Сан-Франческо.
В XV веке итальянская скульптура также переживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры.
Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло, сыграл решительную роль в становлении нового искусства скульптуры. Он уравнял пластику с архитектурой, создал статуи, свободно стоящие и обозримые со всех сторон, по примеру древних (статуи святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции и статуи пророков флорентийской кампанилы).
Донателло был новатором. Его динамично изогнутая статуя юного Давида- первая совершенно обнаженная фигура в тогдашней скульптуре, а статуя кондотьера Гаттемелаты на соборной площади в Падуе- первый постамент Ренессанса и родоначальник всех конных статуй, воздвигнутых в европейских городах в последующие века.3
Среди крупнейших скульпторов первой половины XV века нельзя обойти вниманием Якопо делла Кверча (выполнил надгробие юной Иларии дель Карето, скульптуры для монументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в Сиене) и семью скульпторов делла Роббиа (глава семьи- Лукка делла Роббиа прославился применением глазурной техники - майолики) .4
В живописи огромная роль принадлежала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванному Мазаччо. В своих фресковых композициях он одним из первых начал смело пользоваться цветами, распределять свет и тени, создавать впечатление пространства. Фигуры его объемны и подчиняются законам перспективы.
В середине XV столетия живопись Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить целый ряд имен выдающихся живописцев: Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1447—1515).5
Особое место в живописи
раннего Возрождения
Театральное искусство периода
Раннего Ренессанса, как и другие
виды искусства также
В музыке, как и других областях искусства, возрождался дух жизнерадостного свободолюбия. В этот период пышно расцветает полифония, происходят изменения в церковных песнопениях, которые вводятся на родном языке и на народной музыкальной основе.
В быту господствует простота и лаконичность, формы вещей строги и рационалистичны. В мебели преобладает прямая линия. Одежда также проста, что можно видеть на примере так называемого бургундского костюма. Однако уже к концу XV века вещи начинают заметно украшаться, и к началу Высокого Возрождения, декор начинает занимать очень большое место.
В эпоху Возрождения (Ренессанса)
профессиональная музыка теряет характер
чисто церковного искусства и
испытывает влияние народной музыки,
проникается новым
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Лука Маренцио, Якоб Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (Клеман Жанекен, Клод Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (Андреа и Джованни Габриели).
В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Джованни Пьерлуиджи Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле.
В Италии расцветает искусство
изготовления смычковых инструментов,
обладающих богатыми выразительными возможностями.
Столкновение различных эстетических
установок проявляется в «
В целом, эстетика Возрождения, основанная на стихийном жизнеутверждении человеческого субъекта, содержала в себе идеи, характерные для средневековой эстетики, так и в неразвитом состоянии все последующие этапы эстетики.
Значимость Возрождения, несомненно, очень велика. Она заключается в том, что культура этой эпохи, содержит в себе лучший социальный опыт множества поколений людей и позволяет накапливать знания о мире, тем самым создавая благоприятные возможности для его познания и освоения.
Список использованной литературы
1 Жабцев, В.М. Эпоха Возрождения / В.М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2008.- 28 с.: ил. – (Стили и жанры).
2 Чемберлин Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Е.Ф Левиной. – Москва: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 239 с.
3 Филимонова С. В. История мировой художественной культуры. Часть II. / С.В. Филимонова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 304 с.: ил.
4 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. М., 1995.
5 А.Н.Марковой. М., Издат. Объединение “ЮНИТИ”, 1995 г.
Информация о работе Эстетические и нравственные идеалы раннего итальянского возрождения