Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:42, доклад
О периодизации античной философии пишут многие видные философы, это Чанышев А.Н. (Курс лекций по древней философии, М.,1981г.), Смирнов И.Н., Титов В.Ф. («Философия», М.,1996г.), Асмус В.Ф. (История античной философии М., 1965г.), Богомолов А.С. («Античная философия», МГУ, 1985г.). Для удобства анализа необходимо привлечь более лаконичную периодизацию, представленную Смирновым И.Н. Так, он отмечает, что при анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от Фалеса до Аристотеля, второй – греческую философию в римском мире и, наконец, третий – неоплатоновскую философию.
2. Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии.
Этапы развития.
О периодизации античной философии пишут многие видные философы, это Чанышев
А.Н. (Курс лекций по древней философии, М.,1981г.), Смирнов И.Н., Титов В.Ф.
(«Философия», М.,1996г.), Асмус В.Ф. (История античной философии М., 1965г.),
Богомолов А.С. («Античная философия», МГУ, 1985г.). Для удобства анализа
необходимо привлечь более лаконичную периодизацию, представленную Смирновым
И.Н. Так, он отмечает, что
при анализе греческой
периода: первый – от Фалеса до Аристотеля, второй – греческую философию в
римском мире и, наконец, третий – неоплатоновскую философию.
История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем живой
индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по преобладающим
в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и
этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот
период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной
чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых
в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В
VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы,
а знание о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI
столетий до н.э. поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом
появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и
через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также
закономерность, проявляющуюся прежде всего в самых общих космических процессах,
в смене дня и ночи, в движении звезд. Простейшая форма есть понятие
единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в
которое они опять превращаются.
Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой
антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за
которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами,
Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ
руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:
«необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего
не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».
Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой
философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и
Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон –
сознательный и
философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и
материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью
определенности можно говорить, только начиная с Платона.
Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся стоики,
эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв.
до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего
эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным
освобождением человеческой личности от политической, экономической и
моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования
становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были
доведены до логического завершения основные тенденции развития античной
философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее
философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат,
обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными
культурами в рамках единой
Римской империи привело
частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего
эллинизма, освобождаясь от
свободомыслия раннего
сакрального, то есть религиозного постижения мира.
Проблемы античной философии.
Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить
следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность
реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной
вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей
темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика
(Платон) декларирует
существование
что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного;
методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и
природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как
выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера
решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика
протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия
обобщающих проблем:
физика (онтология-теология-физика-
(гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются
мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода
греческой философии.
Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир
философски теоретическая
философская мысль
последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина
философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение:
философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется,
что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие
идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории
государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем
философским открытием античности, которое определило не только мышление
современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние»
механизмов познания,
порожденных древнегреческим
сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если
теория как принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то
ее «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще
не вполне ясно.
Информация о работе Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии