Этика ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:26, реферат

Краткое описание

Цель реферата состоит в изучении этики ораторского искусства и риторики, как научной дисциплины.
К числу основных задач относятся:
Изучение основных принципов этики речевого общения.
Изучение истории возникновения этикетных слов и речений.
Выявить, изменяется ли со временем этика речевого общения

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………..3
Понятие ораторского искусства……………...………..……………………..6
Риторика, как научная дисциплина……………………..…………….6
Рода, жанры и стили красноречия……………………...……………..9
Этика ораторского искусства……………………………………………….12
Понятие риторического этоса………………………………………..12
Характеристика составных элементов этики ораторской речи……18
Заключение…………………………………………………….……………………25
Список используемой литературы……………………………………….………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Доброжелательность. Ритор не должен нанести вред аудитории, все его предложения направлены на благо аудитории. Если из содержания высказываний неясно, какую пользу они должны принести, ритор может предстать этически несостоятельным.

Доброжелательный  ритор имеет в виду интересы аудитории, а не свои собственные, поэтому он воздерживается от самовыражения, от непродуманной искренности, от излишней горячности и эмоциональности речи, от немедленной и недостаточно взвешенной реакции на слова и поступки.

Наиболее  сложная этическая проблема, связанная с доброжелательностью, состоит в совмещении позиции ритора с предпочтениями аудитории, когда приходится аргументировать непопулярные предложения. В таких случаях ритор прибегает к разделению и иерархизации аудитории. Он обращается к наиболее компетентной и ответственной части общества, которая в состоянии квалифицированно обсудить его предложения и аргументы и в свою очередь развернуть и популяризировать предложения. Он создает различные, но совместимые ходы аргументации в менее компетентных аудиториях, сохраняя при этом единство и последовательность позиции. Тем самым он добивается согласия всей аудитории и последовательного присоединения различных ее частей.

Существенная  особенность иерархической тактики  в том, что этичный ритор умеет последовательно развести собственные предпочтения и мнения, предлагаемые им способы и средства решения проблемы и конечную цель, которая является предметом согласия. Так, если политик предлагает объединение общества во имя общенациональных интересов и целей, он разводит эти четко сформулированные цели с политической идеологией, которой придерживается сам, выставляя ее как один из возможных, но подчиненных способов достижения цели; равным образом он разводит предлагаемые им политические средства с поставленными целями. Сначала достигается согласие о целях и необходимости их достижения, а затем обсуждаются вопросы о способах и средствах. В противном случае ритор предстанет как человек, подменяющий средства целями и добивающийся принятия своей идеологии или политических решений под прикрытием общезначимых целей. Недоброжелательность как свойство риторической этики проявится в этой подмене, которая будет означать стремление властвовать.

Предусмотрительность – способность предвидеть последствия решений.

Публичная аргументация проблемна и спорна, предложения ритора влекут за собой не только положительные и отрицательные последствия, но и конфликт в аудитории, поэтому ритор обязан, прежде чем высказаться, взвесить возможные последствия своих предложений и оценить способность аудитории решить проблемы, которые ставит перед ней аргументация.

Аргументация  неизбежно создает конфликтные  ситуации, поскольку аудитория состоит из людей, у которых есть интересы, собственные представления о проблемах, отношение к приводимым доводам и склонность объединяться в группировки: не существует однородных аудиторий, а согласие и присоединение всегда неполны. Но конфликт должен быть разрешен силами самой аудитории, и этическая обязанность ритора – ставить перед аудиторией только такие проблемы, которые она в состоянии разрешить, и строить аргументацию таким образом, чтобы аудитория смогла найти путь решения проблемы. Если аргументация ставит аудиторию в тупик, внутреннее столкновение в ней становится неизбежным, и в конечном счете ритор будет справедливо обвинен в непредусмотрительности.

Аргументация  изменяет взгляды и ценностные ориентации общества. Этичный ритор выдвигает предложения и доводы, которые вытекают из предшествующего развития аудитории и повышают ее духовный уровень. Он не просто прибегает к высоким мотивам, обосновывая предложения, но стремится выдвигать такие предложения, согласие с которыми приведет аудиторию к более высокому уровню организации и самосознания, а присоединение – к продуктивной совместной деятельности, за что и несет ответственность. Если ритор ведет понижающую аргументацию, соблазняя общество предложениями, недостойными высоких идеалов, моральный уровень аудитории понизится, а ее единство нарушится и возникнет уже внутренний конфликт между характером принятых решений и культурой общества. Общество всегда возвращается к своим историческим ценностям и отвергает предложения и аргументацию, которые оказываются несовместимыми с ними, и ритора, который внес такие предложения.

Присоединение к аргументации означает решение, которое принимается аудиторией, а не ритором. Присоединение невозможно без риторических эмоций. Но особенность риторической эмоции в том, что она всегда результат более или менее сознательного выбора аудитории. Читающий или слушающий обычно достаточно хорошо сознает, что именно ему предлагается в качестве эмоции, но вместе с тем аудитория пластична и легко поддается на отрицательные и недостойные риторические эмоции, как страх, зависть, гнев, высокомерие, эгоизм. Эмоции проходят, а память о них остается. Поэтому ритор, который создает эмоции, несовместимые с нравственными нормами общества, может, конечно, мотивами зависти, соревновательности или взаимной враждебности, рано или поздно обратит свой гнев против самого ритора, безопасность которого не будет гарантирована ничем.

Таким образом, предусмотрительный ритор  понимает, во-первых, что возможности управлять аудиторией ограничены не только ее способностью к критическому анализу аргументации, но и последствиями решений; во-вторых, что аудитория состоит из людей, обладающих свободой воли, и потому не является средством его самоутверждения; в-третьих, что аргументация должна быть совместимой с историей общества, в рамках которого она осуществляется, и состав реальных предложений ограничен культурой данного общества; в-четвертых, что последствия непредусмотрительности не наступают немедленно, но оказываются абсолютно неизбежными, причем не только для аудитории, но и для ритора.

 

 

 

 

Вывод

 

Начиная с античных времен, теоретики и практики ораторской речи, специалисты по общению придавали и придают большое значение нравственной позиции оратора (говорящего). Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора – от начального момента подготовки к выступлению до речи. Речь является всегда выражением позиции личности, средством передачи идей, слушатели оценивают не просто манеру и характер речи, а жизненную позицию оратора, его философское или профессионально «credo».

Для успеха речи, достижения эффекта убеждения необходим благоприятный социально-психологический климат в аудитории; прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора – как человека, вызывающего доверие, уважение. Неслучайно в античной считалась не собственно красивая и эффективная речь, а то, что оратор был «добродетельным человеком». Оратор должен иметь моральное право говорить и учить других. Существует этическая ответственность за качество речи.

Что до состояния  самого ритора надлежит, как говорил  М. В. Ломоносов, – то много способствует к возбуждению и утолению страсти: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестливый человек. А не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) если он сам эту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет.

В «Российской  риторике», изданной в 1824 году, подчеркивается, что касается оратора, то он необходимо должен иметь нравы добрые и наклонности честные. Слово его не меньше должно быть вывескою его добродетели, как и просвещения. оратора должен служить порукою, что советы его искренни и основаны на собственном убеждении.

Зарецкая Е. Н. в работе «Риторика. Теория и практика речевой коммуникации» утверждает, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися друг к другу, невозможно, даже если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за внешне вполне корректными речами. Истинные чувства проявляются непроизвольно в мимике, жестах, интонации. При негативной нравственной установке вряд ли могут быть осуществлены важнейшие принципы речевой коммуникации – принципы сотрудничества и вежливости.

Как этикет, так  и этика представляют собой разные кодексы правил поведения, о которых  должен думать каждый человек.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Алексеева, В.О Ораторское искусство: Учеб. пособие / В. О. Алексеева; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Академия непрерывного образования. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. 369 стр.
  2. Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: Изд-во «Азбука», 2000
  3. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. Изд-во: Альпина Паблишер, 2012. 184 стр
  4. Варшавская А.И., Архипова Л.В., Емельянова О.В. Риторика монолога. Изд-во: Антология, 2002. 240 стр
  5. Волков А.А. Основы риторики: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.
  6. Волков А.А. Теория риторической аргументации. Изд-во Московского Университета, 2009. 398 стр
  7. Голуб И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию. Изд-во: Феникс, 2005. 384 стр
  8. Голуб И.Б. Риторика: Учитесь говорить правильно и красиво. Изд-во: Омега-Л, 2013. 405 стр
  9. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.
  10. Каверин Б.И., Демидов И.В. К12     Ораторское искусство: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 255 с.
  11. Ковалев А., Морев Б. Арсенал оратора. Полный боекомплект. Изд-тво: Альпина Паблишер, 2012. 197 стр
  12. Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистики античного мира. Учебное пособие. Изд-во Московского Университета, 2010. 240 стр
  13. Марк Тулий Цицерон. Об ораторе. Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Ладомир, 1994
  14. Павлова Л.Г., Введенская Л.А. Деловая риторика. Изд-во: Кнорус, 2012. 416
  15. Павлова Л.Г., Введенская Л.А. Деловая риторика. Учебное пособие. Изд-во: Феникс, 2010.488 стр
  16. Павлова Л.Г., Введенская Л.А., Кашаева Е.Ю. Русский язык. Культура речи. Деловое общение. Учебник. Изд-во: Кнорус, 2012, 424 стр
  17. Павлова Л.Г., ВведенскаяЛ.А. Риторика и культура речи. Издательство: Феникс, 2005. 538 стр
  18. Руднев В.Н.Ф Риторика. Деловое общение: учебное пособие. Изд-во: Кнорус, 2013.
  19. Савкова З.В. Искусство оратора. — СПб.: Общество «Знание», 2003
  20. Френч А. Как вести переговоры. Развитие навыков. Изд-во: Гиппо, 2006. 108 стр
  21. Хьюмс Д. Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн. Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 304 стр
  22. Шешко Н.Б. Риторика. Изд-во: Современная школа, 2007. 272 стр
  23. Штайнер Р. Мастер-класс ораторского искусства. Изд-во: Энигма, 2011. 144 стр

 

 


Информация о работе Этика ораторского искусства