Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 07:01, реферат
Цель работы: На основании анализа источников этнографии и антропологии исследовать проблему изучения этногенеза айнов.
Задачи:
1. Дать представление об основных антропологических теориях происхождения айнов.
2. Дать описание основных вех взаимодействий айнов с японцами и русскими в хронологическом порядке.
3. Сравнение айнской мифологической картины мира с японскими мифологическими представлениями для выявления общих черт.
4. Характеристика современных айнских локальных групп, их общие и различные черты, самоидентификация, а также этнологические процессы, происходящие внутри данных групп.
Введение…………………………….....…… 3
§1. Толкование этнонима «айны», его краткая характеристика. Основные
антропологические гипотезы происхождения айнов. ……………………………………………………………………………………4-7
§2. Процесс взаимоотношения айнов с японцами и русскими……………………………………………………………….……… 8-13
§3. Мифологические представления айну и японцев. Общие черты ………………………………………………….………………………………..14-21
§4. Современные общности айнов. ……………………………..…………… 22-24
Заключение…………………………………………………….…..……………25-26
Список используемой литературы………………………….……………………. 27
На этот остров русские впервые высадились в 1739 году. Жившие там айны рассказывали руководителю экспедиции Мартыну Шпанбергу, что на Курильских островах людей множество, но они никому не подвластны.5
Это заинтересовало русских, и они во что бы то ни было захотели подчинить себе айнов, оказавшихся волей судьбы на территории Российской Империи.Вследствии этой причины, в 1777 году иркутский торговец Дмитрий Шебалин смог привести в русское подданство полторы тысячи айнов на Итурупе, Кунашире и даже на Хоккайдо. Айны получали от русских прочные рыболовные снасти, железо, коров, а со временем — и арендную плату за право охотиться возле их берегов.
Несмотря на самоуправство некоторых купцов и казаков, айны (в том числе и эдзоские) искали у России защиты от японцев. Возможно, бородатые большеглазые айны увидели в пришедших к ним людях естественных союзников, столь резко отличавшихся от живших вокруг монголоидных племен и народов. Ведь внешнее сходство наших землепроходцев и айнов было просто поразительным. Оно обмануло даже японцев. В их первых сообщениях русские упоминаются как «рыжие айны».
Успехи России на Курильских островах не остались незамеченными. В «Кратком географическом описании Курильских и Алеутских островов», выпущенном в 1792 году в Германии, отмечено: «...Матмай — единственный остров, не находящийся под русской властью». Японский математик и астроном XVIII века Хонда Тосиаки писал, чтоайны смотрят на русских как на родных отцов, так как подлинные владения завоевываются делами добродетельными. Страны, вынужденные подчиняться силе оружия, в глубине души остаются непокоренными. Правитель Японии Танума Окицугу истолковал эти мысли по-своему. Он решил ускорить колонизацию Хоккайдо, срочно построить там новые укрепления и в качестве противовеса русскому влиянию на южных Курилах отправить на острова военные экспедиции, что заставило горстку русских поселенцев вернуться на материк.
И эта веха истории для айну обернулась страшным геноцидом, приведшим, как будет сказано в дальнейшем – к потере культурной и территориальной целостности, национального самосознания, разрушению у айнов традиционного семейного и общинного уклада.
Наступил 1855 год. Крымская война докатилась до Тихого океана. Англо-французская эскадра бомбардировала Петропавловск-Камчатский и неукрепленный поселок на Урупе. Неопределенность с дальневосточными границами могла обернуться для Российской империи еще одной войной. Так появился на свет Симодский трактат, по которому к Японии отошли два самых густонаселенных и ближайших к Хоккайдо острова — Итуруп и Кунашир. Однако через 20 лет Япония все же сумела навязать России договор, по которому все Курильские острова переходили Стране восходящего солнца «в обмен» на южную часть Сахалина. Что же касается айнов, то их судьба на тот момент была уже предрешена – разрушение этнических основ продолжалось с неимоверной силой. Японцы перевезли всех северокурильских айнов — от Шумшу до Урупа — на маленький Шикотан. Сразу после переселения у северян отняли и перебили всех собак: зачем бедным дикарям эти прожорливые животные? Потом выяснилось, что вокруг Шикотана почти не осталось морского зверя. Но ведь, в отличие от южан, северокурильские айны добывали пропитание охотой. Чем кормить переселенцев? Пусть займутся возделыванием огородов! Для людей, не имевших традиций обработки земли, этот эксперимент обернулся голодом. Украшенное крестами кладбище, обычай давать детям русские имена да закопченные образа в углах, это все, что осталось у бывших жителей северных Курил от тех времен, когда государство Российское оказывало им свое покровительство. Все это ушло, оставив место голоду (как может народ, веками ведший охотничий промысел, в одночасье начать заниматься земледелием, да еще и преуспеть в этом?). Голод, болезни, разрушение целостности территории (на тот момент айны жили на Шикотане очень скученно), непривычные условия обитания привели к тому, что народ начал вымирать со страшной силой. 6
На сегодня их осталось около 25 000 человек(200 000 по неофициальным данным) – на о. Хоккайду. В России по переписи 2010 года, проживает 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.
Как было сказано выше, многие ученые называют обстановку, в которой жили айны на протяжении многих веков в Японии, не иначе как геноцид их со стороны японцев. Резонанс , который это вызвало в мировой общественности, заставил японцев принимать хоть какие-то положительные меры в отношении айнов. 6 июня 2008 года японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством, что, однако, никак не изменило ситуации и не привело к росту самосознания, потому что все айну полностью ассимилированы и ничем практически не отличаются от японцев, они знают о своей культуре зачастую намного меньше японских антропологов и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов. При этом сама по себе айнская культура полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра. Японцы и сами айну культивируют экзотику на потребу туристам. Наиболее яркий пример — бренд «айны и медведи»: на Хоккайдо почти в каждой сувенирной лавке можно встретить маленькие фигурки медвежат, вырезанные из дерева. Вопреки расхожему мнению, у айнов существовало табу на вырезание статуэток медведя, а вышеупомянутое ремесло было, по свидетельству Эмико Онуки-Тирни, привезено японцами из Швейцарии в 1920-е годы и только потом внедрено среди айнов.
Вывод: в данном параграфе прослежена цепь взаимодействий айнов сначала с японцами, а затем и с русскими с 17 в. до наших дней. Являясь аборигенами японских островов, айны постепенно были вытеснены японцами все дальше и дальше на о. Хоккайдо, потеряв основную часть территории. Затем наступил геноцид со стороны русских, не приведший однако айнов к сплоченности и возраждению традиций, что обусловлено слишком сильными потерями, который народ понес от японского правления. Сегодняшние попытки японского государства компенсировать вину перед этносом (люготы, развитие айнского туризма и т. д.) являются чисто символическими и не способны ни в какой мере позрадить хотя бы малую толику утраченного народом замосознания.
§3.Характеристика мифологической картины айнов. Сравнение ее с мифологической картиной японцев.
Мифология— комплекс мифологических предст
Мифология айну развилась
во взаимодействии с мифологией народов
северо-восточной Азии и особенно
японской мифологией. Источником изучения айнской мифологии служат устные пересказы
мифов, известные по записям, выполненным
европейскими миссионерами в конце 19 -
начале 20 вв. и современными японскими
историками. Научные критические издания
мифов отсутствуют.
Мифология айнов пронизана анимистическими
представлениями. Считалось, что душу
имеют не только люди, животные, рыбы, птицы,
но и растения и вообще все предметы и
явления окружающего мира. Одушевление
всего сущего отразилось в политеистичности
религиозных и мифологических представлений
айнов. Айны населяли мир множеством божеств,
демонов, духов и т. п. Божества в мифах
обозначаются словом «камуй»(в японской
мифологии, следует сказать, божественное
в целом носит название «ками» - очевидно
сходство), что значит «тот, кто (или «то,
что») покрывает». Верховный бог носит
имя Пасе камуй (т. е. «создатель и владетель
неба») или Котан кара камуй, Мосири кара
камуй, Кандо кара камуй (т. е. «божественный
создатель миров и земель и владетель
неба»). Он считается создателем мира и
богов; через посредство добрых богов,
своих помощников, он заботится о людях
и помогает им. Рядовые божества (Яйян
камуй, т. е. «ближние и дальние божества»)
воплощают отдельные стихии и элементы
мироздания, они равны и независимы друг
от друга, хотя и составляют определённую
функциональную иерархию (добрых и злых
божеств). Наличие одного высшего божества
представляет существенное отличие пантеона
А. м. от японской. 7
Наиболее распространёнными в мифологическом
комплексе айнов являются космологические
и космогонические, топонимические, тотемические
мифы, мифы о злых демонах: Согласно космологической
концепции айнов, земля состоит из шести
миров, каждый из которых имеет своё функциональное
назначение. Люди живут в мире, называемом
Канна мосири («верхний мир») или Увекари
нотереке мосири («мир, в котором множество
топает ногами»). Он представляет собой
океан с дрейфующими по нему островами.
По аналогии с местом обитания айнов всякая
суша рассматривалась ими как остров.
Океан с островами представлялся расположенным
на спине гигантского лосося. (По японским
представлениям, мир также устроен в виде острова, покоящегося
на спине гигантского лосося). Когда он шевелится, на суше происходят
землетрясения, а в океане - приливы и отливы.
Во время штормов лосось глотает суда,
от этого они и гибнут. Под миром людей
расположен Нитне камуй мосири («мир дьяволов»)
или Тейне покла мосири («мокрый подземный
мир»). Это влажный и сырой мир, куда после
смерти попадают злые люди, которые терпят
там назначенное им наказание.
Рядом с ним, также под миром людей, расположен
Камуй мосири («мир богов») - место обитания
многих божеств небесного происхождения.
После смерти туда попадают все хорошие
люди. Обитатели этого мира ходят вверх
ногами, так что ступни их ног соприкасаются
со ступнями ног живых людей, обитателей
Канна мосири. Ниже Камуй мосири расположен
мир Покна мосири («нижний мир»), мифы о
назначении которого не сохранились. Неизвестно
и назначение и даже название мира, расположенного
ниже Покна мосири. На самом нижнем уровне
расположена светлая и прекрасная страна
Тирана мосири («самый нижний мир»). Небо
также разделяется на шесть уровней. На
самом высшем живут Пасе камуй и главнейшие
из божеств - его помощников. Управляет
этим миром бог Синисерангуру. Миры, расположенные
ниже, населены второстепенными божествами.
Согласно космогоническому мифу, первоначально
суша не была отделена от воды и все элементы
сущего были перепутаны. Земля была похожа
на огромное болото. Задумав создать мир
людей. Пасе камуй призвал на помощь трясогузку
(священная птица - тотем айнов). Спустившись
с неба, она стала бить крыльями по воде,
месить лапками, работать хвостом. Прошло
много времени, и её усилия привели к тому,
что вода превратилась в океан, а на нём
появились дрейфующие участки суши. По
другой версии мифа. Пасе камуй сам создал
мир при помощи каменных инструментов,
а трясогузка потом только разровняла
землю.
Ряд мифов посвящён созданию острова Эдзо
(современный Хоккайдо), с которым в А.
м. отождествляются все населённые винами
острова.
В одном из них говорится, что Пасе камуй
повелел создать Эдзо двум своим помощникам,
богам Аиойне и его сестре Турешмат (в
японских мифах первопредками людей являются
брат и сестра – Идзанаки и Идзанами),
причём поделил между ними эту работу
так, что Турешмат должна была создать
западное побережье, а Аиойна - северное
и восточное. По одной версии мифа, Турешмат
повстречала другую богиню, разговорилась
с ней и забыла о поручении. Спохватившись,
она увидела, что брат уже кончает свою
часть, заторопилась и сделала западное
побережье наспех. Потому-то, считается,
оно и получилось таким каменистым и опасным.
По другой версии, богиня просто не справилась
с полученным заданием. Здесь также можно
провести аналогию с японским мифом об
Идзанаки и Идзанами, создавшими японские
острова и землю. Они – первые божества,
имеющие облик и способные родить других
божеств. Высшие небесные боги, явившиеся
первыми при разделении неба и земли, поручили
им сформировать землю, которая находилась
в жидком состоянии и, подобно медузе,
носилась по морским волнам. Идзанаки
и Идзанами погрузили в воду пожалованное
им богами копье и месили воду, вращая
древко. Капли соли, падая с поднятого
копья, загустели и образовали остров,
получивший название Оногородзима (самозагустевший).
Сойдя на землю, Идзанаки и Идзанами превратили
его в срединный столб земли и совершили
брачный обряд, обходя вокруг столба и
произнося любовный диалог.8
Особое место в мифологии айнов занимают
тотемические мифы. Главными героями тотемических
мифов являются медведь, трясогузка, орёл,
дерево ива. Несмотря на множество схожих
черт японской и айнской мифологий, тотемические
мифы не имеют особых схожих черт. Это
объясняется тем, что тотемические мифы
самые древние, они просуществовали долгое
время до японцев и получили широкое распространение
среди айнов в период японского захвата.
Одним из самых распространенных мифов
является миф о медведе. Миф о медведе
дошёл в нескольких вариантах. В них говорится,
что к одинокой женщине по ночам стал являться
незнакомец «весь в чёрном» и однажды
открыл ей, что он не человек, а бог гор,
по облику медведь. От бога гор женщина
родила сына, от которого потом и произошли
айны. В роли прародителя айнов иногда
выступает и бог гор в образе орла. Орёл
считался также спасителем айнов, некогда
во время великого голода накормившим
народ. Трясогузка почиталась как создательница
мира людей Канна мосири и покровительница
влюблённых. Считалось, что она научила
людей обязанностям мужей и жён. Ива представлялась
божеством - покровителем айнов (согласно
мифу, первый человек был создан из прута
ивы и земли). При рождении ребёнка из ивы
изготовляли особый талисман - инау, который
должен был охранять его в течение всей
жизни.
Мифы о деяниях отдельных богов в А. м.
распространены мало. Определённый цикл
мифов связан только с создателями мира
айнов Аиойной и Турешмат и богом Окикуруми
(японский О-кунинуси). Аиойна считается
творцом не только Эдзо, но и первого человека
(айну), которого он сделал из прута ивы
и земли. С этим мифом связано его другое
имя: Айну Рак Гуру (т. е. «человек с запахом
айну»). Согласно мифу, завершив акт творения,
Аиойна вернулся на небо, но остальные
боги, почувствовав запах человека, заставили
его ещё раз спуститься на землю и оставить
там то одеяние, в котором он был на земле.
Аиойна выступает также устроителем общественной
жизни айнов и таким образом имеет функции
культурного героя. Согласно мифам, сначала
айны ели мясо животных и рыбу сырыми,
занимались людоедством. Постепенно во
время своих посещений мира людей Аиойна
научил их обращению с огнём и ремёслам:
показал, как делать рыболовные снасти,
луки, стрелы, горшки и другую посуду, научил
готовить мясо и рыбу, отучил от людоедства.
Окикуруми (О-кунинуси) является главным
героем топонимических мифов. С событиями
его жизни связывается происхождение
названий многих местностей. Например, 9название местности Итанки, согласно
мифу, происходит от того, что Окикуруми
там собрался выпить воды из пиалы для
риса (айнск. - итанки), но в этот момент
волна подхватила пиалу и разбила её. (Топонимические
мифы, связанные с второстепенными божествами,
широко распространены также в японской
мифологии.)
Известен также миф о его неразделённой
любви к айнской женщине и о том, как трясогузка
излечила его от этой любви. Поздняя японская
традиция отождествляет Окикуруми с японским
полководцем Есицунэ Минамото (1159-89). Исходя
из этого, можно предположить, что мифы
о нём возникли в период наибольших контактов
айнов с японцами.
Большинство остальных божеств только
упоминается в мифах. О них известны лишь
имена (описывающие их функции, что типично
и для японской и других мифологий), реже
- краткие сведения об их деятельности.
Несмотря на скудость мифов, чётко прослеживается
разделение божеств на добрых и злых (в
японской мифологии, в отличие от А. м.,
слабое и неясное).
Добрые божества преимущественно небесного
происхождения. Незримые, они населяют
небесные миры, подземный мир богов Камуй
мосири, земные горы. Возглавляет их верховный
бог Пасе камуй. Добрыми божествами считались
Аиойна, Турешмат, Окикуруми, боги солнца,
луны, богиня огня Фудзи (Ундзи), Чуф-камуй
(т. е. «бог всех светил»), который, согласно
мифу, живёт на луне и в течение каждого
лунного месяца проживает новую жизнь:
рождается, вырастает, старится и умирает.
Синисерангуру (т. е. «тот, кто спустился
с самого высшего неба») управляет самым
высшим небесным миром. С ним живёт его
жена Синисиранмат. Тоикурупуникуру и
Тоикурупунимат («тот и та, которые поднимают
своё лицо от земли») - божества растительности.
Пекончико-рогуру («тот, кто обладает чашей
с водой») - божество воды. Считалось, что
он является людям из-за гор в виде большой
чёрной тучи. Божества воды и растительности
являются, видимо, наиболее поздними. Добрым
считался и Тай-камуй - божество землетрясений
(которые происходят, стоит ему только
пошевелить пальцем). Считалось, что он
живёт в местности Похнакотан. Известны
также «божественный владетель земель»
Сирикоро-камуй, «спустившийся со звёзд»
Нотиерангуру, «спустившийся из тумана»
Урараэрангуру и др. Добрым божеством
нередко предстаёт прародитель айнов
медведь (хотя он может воплощать и злые
силы). В облике медведя являются людям
добрые божества Нупорикуро-камуй («божество,
владеющее горами», его другое имя - Икоропорогуру,
«тот, кто владеет большим богатством»)
и иногда Санруверопо-камуй («тот, кто
оставляет большие следы»).
Злые божества, как правило, хтонического
происхождения. Их функции чётко определены:
они олицетворяют опасности, подстерегающие
человека в горах (это основное место обитания
злых божеств в мифологии древних японцев),
и управляют атмосферными явлениями. Злые
божества, в отличие от добрых, принимают
определённый зримый облик. Иногда они
нападают на добрых богов. Например,
существует миф о том, как некое злое божество
захотело проглотить солнце, но Пасе камуй
спас солнце тем, что послал ворону, которая
залетела в рот злому богу. Считалось,
что злые божества возникли от мотыг, при
помощи которых Пасе камуй создал мир,
а затем бросил. Возглавляет злые божества
богиня болот и трясин Нитат-унарабе (японская
Аонумауманумаоси-химэ). Большинство других
злых божеств её потомки, они носят общее
название - Тоиекунра. Злые божества многочисленнее
добрых, и мифы о них распространены больше.
Главнейшими вредоносными божествами
считались Кинасутунгуру («обитающий
в траве»), представлявшийся в образе змеи
(змея является одним из олицетворенй
зла у древних японцев, являясь хтоническим
животным); Хонпокикеуш («тот, который
роет ямы под горами»), вызывающий камнепады;
Иваоропене-рег («тот, который разрушает
горы»), имевший облик страшной ночной
птицы. Считалось, что, услышав его голос,
человек умирает от ужаса. Ивабо-соингарабе
- «тот, который смотрит сквозь горы», замышляя
зло людям. В облике медведя-людоеда предстают
Цуриканда-камуй («очень жестокий», его
другое имя - Нупурикесунгуру, т. е. «существо,
живущее у подножия гор») и Иваесангуру
(«тот, который спустился с гор»). Иварасамбе
(«тот, который спускается по траве, растущей
на горных склонах») 10представлялся в облике животного размером
с лису или собаку, с чёрным телом, длинными
ушами и двумя длинными зубами, торчащими
из пасти. В числе других злых горных божеств
известны имеющий облик птицы Иваетистис
(«тот, кто кричит в горах»), принимающий
различные облики Ивакосинпук («горный
оборотень»), «горная куница» Ивахоину,
Ивасарауш («тот, который имеет хвост из
скальной травы»), «горный заяц» огромных
размеров Иваисепо и др. В некоторых случаях
считалось, что сила, воплощённая в злом
божестве, может быть направлена и на врага
человека (демона, разъярённого медведя
и т. д.). Так, если охотник подвергался
опасности быть убитым медведем, призывали
«подземную птицу» Тоипокунчири, при нападении
диких животных - Тоикун-раригуру и Тоикунраримат
(«тот и та, которые отдыхают на земле»).
Согласно воззрениям айнов, злые божества
управляют также ветрами (Икаменашрера
- юго-восточным, считался самым опасным,
Пикатато-поматнеп - западным, Менашоккай-венъук
- восточным, Шумрера-венъук - южным, Матнаувенъук
- северным, Мотенай - северо-восточным),
вихрями (Тиукопоиерера или Венрера), снегопадами
(Упасруямбевепъук), ливнями (Апторуясибевенъук),
штормами (Руясибенитнеп).
Упомянутые божества далеко не исчерпывают
пантеон айнов. Божествами, причём наиболее
древними, при помощи которых были созданы
огонь и первый человек, считались деревья.
Некоторые из них (напр., ольха, вяз), в отличие
от ивы, представлялись вредоносными.
Особыми божествами представлялись и
коропок-гуру («существа, обитающие внизу»).
В мифах они имеют образ карликов и живут
в землянках. Считалось, что коропок-гуру
жили на земле ещё до появления первых
айнов, именно у них айнские женщины заимствовали
обычай нанесения татуировки на лицо.
Вывод: В параграфе были освещены важнейшие аспекты айнской духовной традиции –мифологические представления. Айнский пантеон божеств насчитывает несколько сотен богов, имена которых перекликаются, а иногда даже практически совпадают с божествами японского пантеона. Также приведены две версии мифа о создании земли – айнский и японский – весьма схожие. В айнском варианте мифа создателяме выступает Аиойна и его сестра Турешмат. А в японской версии – Идзанаки и Идзанами, было выяснено, что тотемические мифы айнов не схожи с японскими, что обусловлено их глубокой древностью, пустившей корни и укоренившейся в мифологических представлениях айнов задолго до японского владычества. Священные деревья в япоской и айнской традиции тоже идентичны, например, ива. Таким образом, исходя из того, что в глубокой древности айны являлись аборигенами японских островов, а японцы – пришельцами, из данного параграфа можно проследить, как японская мифологическая традиция во многом проникла в айнскую, кое-где, за неимением айнских источников, даже заменив ее.
§4. Современные общности айнов. Их самоидентификация и борьба за самосохранение.
В настоящее время общности айну сохранились только в Японии и в России. Всех их можно разделить на 4 основных группы.
Сахалинские айну.
Во время царского режима айну было запрещено идентифицировать себя таковыми, в то время, как японцы заявляли, что все регионы, на которых обитали или обитают айны, являются частью Японии. Термины «Куриль», «Сахалинские айну» и прочие использовались для обозначения этнических групп. В советское время люди с айнскими фамилиями высылались в ГУЛАГи и трудовые лагеря, так как считались японцами. В итоге, большое количество айнов поменяли свои фамилии на славянские. Чтобы искоренить группу Айнов, СССР убрали термин «айну» из списка национальностей, которые могут быть указаны в паспорты. Из-за этого детям, родившимся после 1945 года, невозможно было считать себя айнами.
После Второй мировой войны большинство айну, проживавших на территории Сахалина были депортированы в Японию. 1159 или более человек, и только около 100 остались в России. Из тех, кто остался, только старейшие были чистокровными айну. Остальные смешали свою кровь с русскими. Последний из айну, Яманака Китаро, умер в 60-х, совершив самоубийство после смерти своей жены. Пара была бездетной.
Усть-большерецкие айну
Из 826 айнов, живущих в Запорожье, более 100 признали себя таковыми во время переписи 2010 года. Они — бывшие жители уничтоженных деревень Голыгино и Явино. На деле их количество гораздо больше, но есть некоторое нежелание со стороны самих представителей народа и переписчиков регистрировать национальность «айну». Большинство регистрирует себя как камчадалы или русские.11
Среди семей, являющихся потомками курильских айнов — Бутины, Сторожевы, Игнатьевы, Мерлины, Коневы, Лукашевские и Новограбленные.
Айну семьи Накамура.
Есть некоторая
Последняя депортация айнов в Японию произошла в 1982 году, когда Кейдзо Накамура, чистокровный южнокурильский айн был депортирован на Хоккайдо после 15 лет работы на Магадане. Его жена, Тамара Тимофеевна Пыхтеева, была потомком айнов и нивхов. После ареста Кейдзо в 1967 году она и её сын Алексей (Асира) были высланы с Камчатки и направлены в город Томари на Сахалине.
Айну Командорских островов
В 1877 году семья Бадаевых отделилась от северокурильских айну и решила поселиться на Командорских островах, вместе с алеутами. Они ассимилировались в алеутов и через некоторое время определяли себя как алеуты. Две семьи на Коммандорских островах считаются потомками айнов — Бадаевы и Кузнецовы.
Командорские острова изначально планировалось использовать
как убежища для алеутов (с островов Атка, Атту, Фокс, Анд
Вывод: Параграф полностью посвящен основным группа айну, сохранившихся до наших дней. (всего их 4), их основным чертам отличия от других групп. А также сложный процесс этногенеза каждой их этих групп. Все они, в результате геноцида со сотроны японце в и русских были либо ассимилированы, либо вымерли. Например, сахалинские айну ассимилировались с русскими в конце прошлого века.