Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:28, реферат
Слово «народ» часто используют как общее наименование таких социальных групп, как племя, народность, национальность, нация. Однако попытки решить в общем виде вопрос, чем определятся принадлежность людей к тому или иному народу, что сплачивает народ в одно целое, наталкиваются на немалые трудности.
Что объединяет людей в народ?
Слово
«народ» часто используют как
общее наименование таких социальных
групп, как племя, народность, национальность,
нация. Однако попытки решить в общем
виде вопрос, чем определятся принадлежность
людей к тому или иному народу,
что сплачивает народ в одно целое, наталкиваются
на немалые трудности.
Что объединяет людей
в народ?
В качестве условий, объединяющих людей
в народ как целостную социальную общность,
чаще всего упоминают единство происхождения,
места проживания, языка, культуры. Однако
каждый из этих факторов сам по себе еще
не является необходимым и достаточным.
Единство происхождения? Но как нет человека,
у которого был только отец или только
мать, так нет и народа, у которого был
бы только один народ-прародитель. Так,
русский (великорусский) народ возник
из смешения славян с балтами, финнами,
уграми, монголами, татарами. Да и после
возникновения любой народ постоянно
пополняется людьми иностранного происхождения
(Фонвизин, Пушкин, Лермонтов, Брюсов, Кваренги,
Брюлловы, семья Бенуа - все они потомки
иноземцев).
Единство места проживания? Хотя всякий народ
возникает на определенной территории,
в дальнейшем его представители могут
менять место своего обитания. В истории
происходили переселения народов, есть
народы, не имеющие своей постоянной территории
(цыгане). Множество людей в наше время
живет не там, где жили их предки, в диаспоре
- за пределами исторической родины. Проживание
в разных местах земного шара не мешает
людям осознавать себя принадлежащими
к одному и тому же народу.
Единство языка? Как правило, у каждого
народа свой язык. Но из этого правила
есть масса исключений. Испанцы, аргентинцы,
кубинцы говорят на одном языке, но являются
разными народами. А существование во
Франции кроме французского еще четырех
языков не помешало образованию единого
французского народа. Кроме того, историческое
изменение языков ведет к тому, что потомки
говорят на ином языке, чем их предки: так,
современный итальянский сильно отличается
от латыни, а современный русский язык
- от старославянского.
Единство культуры, при всей его несомненной
значимости, тоже не вполне может служить
определяющим критерием объединения людей
в народ как особую социальную общность.
Какая культура тут подразумевается? Метакультура
объединяет разные народы. Люди, скажем,
христианской культуры не составляют
единого народа. А культура одного народа
может быть весьма неоднородной (например,
субкультуры северных поморов и донских
казаков). К тому же в ходе истории культура
народа претерпевает существенные изменения.
Много ли общего между культурой московских
бояр времен Ивана Грозного и современных
столичных чиновников? А ведь все это -
один народ! Чтобы выводить единство народа
из единства его культуры, надо сначала
разобраться, есть ли единство культуры,
и если есть, то чем оно само определяется.
Понять, что скрепляет народ в одно целое,
можно только рассматривая его в процессе
исторического развития. Характеристики
народа в ходе этого процесса изменяются.
Но сам исторический процесс их изменения
и обусловливает его сохраняющееся единство.
Что общего между стариком и тем ребенком,
которым он когда-то был? И все-таки это
один и тот же человек! То общее, что соединяет
их, - это биография, запечатленная в памяти.
Так и с народом. Народ цементируется в
единое целое его историей, которая сохраняется
в социальной памяти (культуре). Важным
элементом этой памяти является, в частности,
самоназвание: оно выделяет представителей
народа среди других людей и позволяет
им фиксировать различие между «Мы» и
«Они». С самоназванием связано и самосознание
- сознание своей принадлежности к этому
«Мы», к данному народу.
Исторический подход приводит к необходимости
разделять два понятия: народ как этническую
(этногенетическую) общность и народ как этносоциальную
общность.
Этносы
Этнос - это социальная группа,
членов которой объединяет этническое
самосознание - сознание своей генетической
связи с другими представителями
этой группы. Этническое самосознание
индивида строится на его представлениях
о своем происхождении. Он сознает себя
принадлежащим к определенному этносу
потому, что полагает себя потомком ряда
предшествующих поколений предков, принадлежавших
к этому этносу. Из поколения в поколение
передается память о предках. В результате
образуется историческая наследственность,
которая и определяет целостность этноса.
Следует отметить, что здесь имеется в
виду не столько действительная генетическая
связь, сколько представление о ней. Этническое самосознание
определяется не биологическим фактом
происхождения от родителей, относящихся
к данному этносу, а социально-психологическим
фактом - тем, что индивид думает о своем
происхождении, чьим потомком себя считает
(а не чьим потомком является на самом
деле). Разумеется, люди обычно знают своих
родителей, и их представление о своем
происхождении основано на этом. Но большинству
людей известно всего лишь несколько поколений
своих предков, и практически почти во
всякой родословной, уходящей достаточно
далеко в прошлое, обнаруживаются «иноземцы».
Поскольку любой этнос объединяет в себе
генетически разнородные семьи, роды,
племена и постоянно пополняется за счет
межэтнических браков и ассимиляции пришельцев
из других этносов, постольку расистские
попытки делить людей по «чистоте крови»
совершенно бессмысленны. Этническая
общность основана не на «крови», а на
самосознании людей, а потому есть понятие
не биологическое, а социальное (биосоциальное).
Нации
Исторические условия, в которых существуют
этносы, порождают социальные связи, объединяющие
людей не по этническим признакам, - государственно-политические,
хозяйственно-экономические, религиозные
и т. д. В результате над этносами надстраиваются
этносоциальные общности. Народ может
складываться из одного или нескольких
этносов и включать в себя людей различного
этнического происхождения, поскольку
факторы, обеспечивающие его единство,
не сводятся к представлению о генетическом
родстве.
Нация является этносоциальной
общностью. Становление современных
наций связано с преодолением феодальной
раздробленности, развитием индустриальной
экономики и торгово-промышленных отношений,
ростом просвещения и культуры, образованием
национальных государств. Для каждой нации
характерно создание единого семиотического
поля - системы общеизвестных всем ее представителям
знаковых средств (язык, традиционные
формы поведения, символика), которые обеспечивают
их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.
Как этническая, так и национальная принадлежность
человека определяется его самосознанием.
Но если этническое самосознание зависит
от происхождения человека, то национальное
- от его включенности в семиотическое
поле национальной культуры и чувства
причастности к ней. Обычно национальное
самосознание обусловлено этническим.
Но нередко - а в нашу эпоху особенно - этническое
и национальное самосознание не совпадают.
Попадая в иную этническую среду, например
в результате переезда в другую страну,
люди, разумеется, не меняют своей этнической
принадлежности. Но они могут либо сохранить
свою национальную культуру и национальное
самосознание, либо включиться в семиотическое
поле иной культуры и обрести новое национальное
самосознание. В современных нациях есть
множество людей разного этнического
происхождения - «русские американцы»,
«обрусевшие немцы», «русские евреи» и
т. д. Для обозначения этнической принадлежности
людей, где бы они ни жили, пользуются термином
«национальность».
В мировой истории развитие наций связано
с множеством конфликтов и войн, с подавлением
и угнетением одних народов другими и
национально-освободительными войнами.
Национальные вопросы и сегодня не утрачивают
остроты, постоянно вызывая вспышки национальной
розни и кровопролитные столкновения
в разных регионах Земли. Но «в современном
мире уже невозможно разойтись “по национальным
квартирам” - слишком тесен стал мир, сильна
миграция, интенсивно смешение рас и народов,
взаимозависима экология. Современные
народы вынуждены жить рядом и вместе.
Поэтому они вынуждены уживаться друг
с другом - вырабатывать в каждом человеке
терпимость к “инаковости”, уважение
к правам живущих рядом людей другого
языка и другой культуры… Принцип равноправия
народов в повседневной жизни гражданского
общества означает, что каждый его член
не только лоялен к людям других национальностей,
но сознает общую опасность всякого иного
отношения. Он сознает, что лозунги, построенные
по схеме “Фингалия - для фингальцев!”
- это всегда фашизм; что “исторические”
аргументы в территориальных спорах (“кто
раньше поселился”) ведут только к тупикам
и крови; что ущемление прав меньшинства
рождает цепную реакцию несправедливостей,
разрушающую право».
Стереотипом называют
упрощенное, зачастую искаженное, представление
о каком-либо социальном объекте (группе,
явлении, поведении и т. д.), которое характерно
для обыденного сознания и устойчиво держится
в нем. Под этнокультурным стереотипом
понимается представление о типичных
чертах, характеризующих какой-либо народ.
Существование таких представлений - несомненный
факт. «Немецкая аккуратность», «французская
галантность», «китайские церемонии»
- в этих расхожих выражениях воплощаются
распространенные этнокультурные стереотипы.
Стереотипными являются мнения о вспыльчивости
итальянцев, холодности англичан, гостеприимстве
грузин, широте души, неорганизованности,
доброте русских. Стереотипы понимаются
как характеристики народа в целом, но
вместе с тем они обычно распространяются
на любого представителя этого народа
и предопределяют образ его личности.
Существуют автостереотипы, отражающие то, что
думают люди о своем собственном народе,
и гетеростереотипы, относящиеся к другому
народу. Оба эти вида этнокультурных стереотипов
складываются и укореняются в обществе
в качестве общеизвестных традиционных
взглядов.
Автостереотипы составляют важную часть
национального самосознания. С их помощью
формируются общие нормативы поведения,
которым должен следовать человек как
представитель своего народа («мы - такие»;
значит, и я должен быть «таким»). Это способствует
объединению и самоутверждению народа.
С одной стороны, в автостереотипе народ
всегда в какой-то мере идеализирует себя,
внося в него позитивные черты, необходимые
для его выживания в данных социально-географических
условиях (трудолюбие, храбрость, взаимопомощь
и т. п.). А с другой стороны, в автостереотип
включаются психические особенности,
ссылкой на которые люди стремятся к самооправданию
недостатков своего образа жизни. Специалисты
по этнической психологии отмечают, что
нации, находящиеся на более высоком уровне
экономического развития, имеют тенденцию
подчеркивать у себя такие достоинства,
как ум, предприимчивость, деловитость,
а нации с более отсталой экономикой -
такие черты, как доброта, сердечность,
гостеприимство, снижая при этом значимость
«деловых» качеств.
Гетеростереотипы гораздо более критичны,
чем автостереотипы. Они нередко служат
источником национальных предрассудков
и предубеждений. Встречаясь с представителями
иного народа, люди имеют естественную
склонность воспринимать их поведение
с позиций своей культуры, «мерить их на
свой аршин». Непонимание их языка, символики
жестов, мимики ведет к искаженному истолкованию
смысла их действий, что легко может породить
целый ряд негативных чувств. «Они не такие,
как мы» - они ведут себя не по-нашему, странно,
нелепо, то есть, короче говоря, плохо.
Европейцев, впервые вступавших в общение
с японцами, шокировало, что японцы с улыбкой
говорят о самых печальных вещах, например
о тяжелой болезни дочери. Это дает почву
для представления о бездушии и цинизме
японцев. Однако улыбка означает на самом
деле лишь то, что японец не считает себя
вправе беспокоить окружающих своими
личными горестями. Расстояние между собеседниками
в мексиканской культуре значительно
меньше, чем в американской. Поэтому вежливый
мексиканец, вступая в беседу с американцем,
придвигается к нему, а американец учтиво
отступает. Оба соблюдают принятый в своей
культуре этикет. Но в итоге мексиканцы
жалуются, что американцы неприветливы
в общении, а американцы говорят о назойливости
мексиканцев.
Стереотипы часто эмоционально окрашены
симпатиями и антипатиями, в зависимости
от которых одно и то же поведение получает
разную оценку. То, в чем у своего народа
видят проявление ума, у другого народа
считают проявлением хитрости. То, что
у себя называют настойчивостью, у «чужака»
расценивается как упрямство. И наоборот,
для многих людей характерно критическое
отношение к собственной культуре и положительная
оценка чужой, вплоть до своеобразного
«комплекса неполноценности», выражающегося
в принижении своей культуры и благоговении
перед чужеземной.
Этнокультурные стереотипы - независимо
от их обоснованности или необоснованности,
истинности или ложности - являются неотъемлемым
элементом любой культуры и уже самим
фактом своего существования оказывают
воздействие на психологию и поведение
людей, влияют на их национальное сознание
и межнациональные контакты.