Эффективные инструменты визуализации учебной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:45, статья

Краткое описание

В статье представлены эффективные инструменты визуализации учебной информации в вузе. В ней рассматриваются технологии визуализации, визуализация учебного курса, визуализация в рамках лекционных занятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Эффективные инструменты визуализации учебной информации.docx

— 17.81 Кб (Скачать файл)

Московский университет им. С.Ю. Витте

 

 

Факультет Управления

 

 

 

 

 

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

по дисциплине: Культура интеллектуального труда

 

 

 

 

 

Выполнил студент: Егерев Федор Николаевич

Проверила: Водопьянова Елена Викторовна

 

 

 

Москва 2015

 

В статье представлены эффективные инструменты визуализации учебной информации в вузе. В ней рассматриваются технологии визуализации, визуализация учебного курса, визуализация в рамках лекционных занятий.

Ключевые слова: информация, визуализация, вуз.

Информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся. Она структурирует процесс обучения через его компоненты – деятельность преподавателя и деятельность студента. Именно способ восприятия учебного содержания должен послужить основанием выбора технологического приема активизации познавательной деятельности учащихся. Ведущих источников информации в учебном процессе четыре: звук, изображение, мышечное усилие, либо   все в комплексе.  Технологические

приемы визуализации ориентированы на то, чтобы обеспечить   образное, наглядное представление информации.

Высокое мышление требует современных средств – объектов, при помощи которых можно думать и действовать более эффективно. Приемы визуализации помогают нам:

  • поддерживать познавательную деятельность;
  • увидеть ранее скрытый смысл;
  • изменить перспективу видения и найти новую точку зрения;
  • увидеть и установить новые связи между событиями и объектами.

Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы в визуально образном виде дать учащимся основные или необходимые сведения. Визуализация как раз и предполагает свертывание информации в начальный образ. Эффективным способом обработки и компоновки информации является ее «сжатие», т.е. представление в компактном, удобном для использования виде. Под «сжатием» информации понимается, обобщение, укрупнение, систематизация и генерализация. «П.М. Эрдниев утверждает, что наибольшая прочность освоения программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном» [1]. По Г.В. Лаврентьеву методологический фундамент рассматриваемой технологии составляют следующие принципы ее построения: принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации. По принципу системного квантования:

  • учебный материал большого объема запоминается с трудом;
  • учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
  • выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.
  • По принципу когнитивной визуализации:
  • эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию;
  • когнитивные графические элементы подключают к процессу усвоения

«образное» правое полушарие;

  • «опоры» (рисунки, схемы), способствуют системности знаний.

Заинтересованность студентов появляется на первой лекции.

Преподавателю необходимо сохранять внимание студента на протяжении всего учебного курса. При визуализации учебного материала следует учитывать, что наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений и могут синтезировать схематичный образ большей «емкости», уплотняя тем самым информацию. В процессе разработки учебно – методических материалов необходимо контролировать степень обобщения содержания обучения, дублировать вербальную информацию образной и наоборот, чтобы при необходимости звенья логической цепи были полностью восстановлены обучающимися. При составлении курса следует визуализировать следующие блоки: вводное занятие, лабораторные работы, домашние задания, лекционный материал.

На вводном занятии происходит ознакомление аудитории учащихся с изучаемым курсом. Поэтому в качестве визуализации вводного занятия рекомендуется делать презентацию в PowerPoint или других информационных системах, с наличием картинок, графиков или видео. Такая подача информации заинтересует студентов в изучении всего курса.

Для подготовки презентации необходимо определить цель, выбрать ключевые идеи и способ представления, представить структуру. При применении презентации PowerPoint можно использовать следующие рекомендации:

  • слайды презентации должны содержать основные моменты лекции, отражающие сущность изучаемых явлений: основные определения, схемы, видеофрагменты. Все фразы – короткие, в форме тезисов;
  • общее количество слайдов не должно превышать 20 – 25;

 

  • не стоит перегружать слайды видеофрагментами, они могут отвлекать студентов от информационного наполнения слайда;
  • дизайн слайда может быть «холодный или теплый». Синий цвет – холодный, цвет логики - фиолетовый (таблицы, графики), эмоциональный – красный, оранжево-красный – контрастный (выделение).

Учет данных рекомендаций обеспечивает должное восприятие информации слушателями.

Лабораторные работы не всегда можно выполнить «вживую». Но благодаря компьютерным достижениям, можно сделать информационные интерактивы и программы для реалистического отображения моделей, виртуальные лабораторные работы.

Домашние задания можно делать групповыми, объединяя студентов разных типов. Полисенсорное восприятие учебной информации не просто позволяет каждому студенту обучаться в наиболее благоприятной, ограниченной для него системе, но, главным образом, стимулирует развитие второстепенной для данного студента репрезентативной системы восприятия.

В большинстве вузов лекционный материал преподносится «под запись». Но после непрерывного письма внимание рассеивается, и студент не осознает смысл записанного. Именно поэтому лекционный материал необходимо разбавлять различными визуальными объектами. В рамках лекционных занятий, можно использовать различные средства визуализации:

- «сжатие» информации, т.е. представление информации в виде  графиков, диаграмм, блок-схем;

- добавление визуальных  образов, т. е. картинок, видеоматириала или упрощенных рисунков;

- интерактивные блоки, т.е. совместное решение кейсов, примеры  из реальной жизни.

Использование учебных презентаций на занятиях приводит к ряду последствий: происходит повышение уровня использования наглядности на занятии; устанавливается предметная связь с информатикой; логика подачи учебного материала, положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся; увеличивается производительность занятия.

Визуализация учебной информации позволяет решить ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения; активизация учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий; передачи знаний и распознавания образов; повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.


Информация о работе Эффективные инструменты визуализации учебной информации