Языки и символы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:07, реферат

Краткое описание

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним.

Содержание

введение………………………………………………………………………… 3
1. Язык и символы культуры…………………………………………………. 4
1.1. Совокупность знаковых систем языковой культуре человека…………. 4
1.2 Естественные и Функциональные знаковые системы………………….. 5
1.3. Конвекциональные системы……………………………………………… 5
1.3.1. Флористическая символика……………………………………………………6
1.3.2. Гербовая символика в культуре……………………………………………… 8
1.4. Вербальные знаковые системы……………………………………............ 12
1.5. Знаковые системы записи………………………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………… 15
Список литературы……………………………………………………………. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Языки и символы культуры.docx

— 50.61 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ТЕХНОЛОГИИ  И ДИЗАЙНА»

 

 

                                                                        Кафедра философии и истории

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 22

 

По дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

На тему «Языки и символы культуры.»

 

Студента(ки) Михайловой Екатерина Николаевны

 

Специальность «Реклама и связи с общественностью»

 

Курс, группа 1-СЗ-41

 

Шифр зачетной книжки 1235029

 

e-mail kapusha3105@gmail.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

введение………………………………………………………………………… 3

 

1. Язык и символы культуры…………………………………………………. 4

1.1. Совокупность знаковых систем языковой культуре человека…………. 4

1.2 Естественные и Функциональные знаковые системы………………….. 5

1.3. Конвекциональные системы……………………………………………… 5

1.3.1. Флористическая символика……………………………………………………6

1.3.2. Гербовая символика в культуре……………………………………………… 8

1.4. Вербальные знаковые системы……………………………………............ 12

1.5. Знаковые системы записи………………………………………………… 13

 

Заключение……………………………………………………………………… 15

Список литературы……………………………………………………………. 16

 

 

 

Введение

 

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют  людям вступать в коммуникативные  связи друг с другом, ориентироваться  в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма  осмысления реальности, в которую  организуются все вновь возникающие  или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Язык фиксирует значимые для  человека представления, его отношения  к ним. В сфере социального  взаимодействия язык выступает в  качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.

Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов  с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических  и грамматических особенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания.

 

1. Язык и символы культуры

 

1.1. Совокупность знаковых систем  языковой культуре человека

 

Термин «понимание» используется в двух смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами — идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. 

Понимание апперцептивно, т. е. новая  информация ассимилируется путем соотнесения  с тем, что уже известно, новое  знание и новый опыт включаются в  систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала.

Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в  качестве объективного заместителя  некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки  и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака  делает возможной передачу информации по техническим каналам связи  и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.

Любой язык культуры имеет природные  предпосылки формирования, но сам  не является природным явлением. Он формируется во взаимодействиях  и коммуникациях совместно живущих  людей. Он возникает тогда, когда  индивидуальные представления не просто обретают внешнее выражение, но когда  такие выражения в коммуникативных  процессах приобретают статус разделяемых  знаковых единиц, а их использование  перестает быть произвольным и подчиняется  определенным, установленным, конвенциональным, обязательным правилам. Язык формируется  там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать  как репрезент (представитель) этого представления, его выразитель.

Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные для  выражения представлений и переживаний, различаются как по своему происхождению, так и степени подобия того, что они представляют. Исследователи  культуры выделяют 5 основных знаковых систем:

  • естественные,
  • функциональные,
  • конвенциальные,
  • вербальные,
  • системы записи.

Данные системы ниже мы рассмотрим подробнее.

 

 

1.2 Естественные и Функциональные  знаковые системы

 

Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы в том случае, когда они указываются на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественные знаки являются принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и поэтому дают информацию о последнем. Естественные языки — это знаки-признаки, например, дым — знак огня.

Функциональные знаки — это также знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют. Как правило, это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, но включенные в человеческую деятельность помимо своих непосредственных функций, они еще получают знаковую функцию, т. е. дают какую-то информацию о вещах и явлениях. К функциональным знакам, например, можно отнести производственную технику, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, который имеет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является и т. д.

 

1.3. Конвекциональные системы

 

Если для естественных и функциональных знаков знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по  совместительству», то для конвенциональных это функция является основной. Конвенциональные знаки являются знаками в полном смысле этого слова. Их значения задаются не предметами и процессами, о которых они информируют, а соглашениями между людьми. Различают 4 типа конвенциональных знаков:

1) сигналы, извещающие или предупреждающие  людей. Например, цвета светофора,  «зебра» на пешеходной дорожке,  флажковая сигнализация на флоте; 

2) индексы — условные обозначения  каких-либо предметов или, ситуаций, имеющие компактный легко обозримый  вид и применяемый для того, чтобы выделить эти предметы  или ситуации из ряда других. Например, показания приборов, картографические  знаки, различного рода условные  значки в схемах, графиках, профессионально-деловых  текстах и т. д.;

3) образы строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Это сходство может носить  внешний или внутренний, содержательный  характер, полном или частичном  совпадении идей и ассоциаций, которые вызывают образ и изображаемое. Например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы и т. д.;

4) символы материальные. Культурные  объекты, выступающие в коммуникативном  или трансляционном процессе  как знаки, которые им просто  указывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т.  е. в наглядно-образной форме  передают абстрактные идеи или  понятия, связанные с этим объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д.

Наряду с отдельными конвенциональными  знаками, вводимыми по тому или иному  поводу, в ходе развития культуры возникают  разнообразные системы конвенциональных знаков. Например, геральдика, система знаков дорожного движения, церемониальные системы, связанные с выполнением различного рода обрядности (свадебная, похоронная, праздничная, религиозно-культовая, вступление в должность — коронация, инаугурация и т. д.). Можно сказать, что каждая область социокультурной жизни имеет свою символическую систему. Возьмем в качестве примера флористическую и гербовую символику.

 

1.3.1. Флористическая символика

 

Во всех культурах растения –  основной символ живой земли и  циклической природы рождения, смерти и возрождения. Растения символизируют  жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.

Символически растение, его плод и цветок тесно связаны с Великой  Матерью, богиней земли, плодородия и растительности, а также с  плодородной силой вод, дающих жизнь. Полное соков растение – это материнство. Растения и деревья часто выступают  в роли мифологических предков и  обычно бывают связаны с культом  Луны.

 Растения или цветы, вырастающие  из пролитой крови бога или  героя, символизируют мистическое  единство человека и растения  и рождение жизни из смерти, течение жизни из одного состояния  в другое. Так из крови Аттиса выросли фиалки, из тела Озириса – пшеница и целебные травы, из крови Диониса – гранаты, из крови Адониса – анемоны, из крови Христа – красные розы.

Вечнозеленые растения означают бессмертие, бесконечность, жизненность, юность и  бодрость. Венки из вечнозеленых растений символизируют неувядающую славу  и посвящены бессмертию. Также  это символ благочестивого очаровательного  человека, способного пережить упадок, следующий за периодом расцвета. Это  достижение никогда не потеряет своего значения. Вечнозеленое растение = «всегда  один и тот же»1 .

Растение, цветки которого распускаются на каждом стебельке и узле = мало помалу. Символ того, что все приходит к совершенству постепенно, чего мы должны терпеливо ждать.

Очень чувствительное растение, торопливо сворачивающее свои листочки даже от легкого прикосновения символизирует человека, испытывающего отвращение к насилию, человека, душевное равновесие которого легко нарушить. Символ неприятия греха и порока, отстранения от соблазнов, способствующих нашему падению2.

Деревья были объектом поклонения у всех древних народов. Считалось, что в определенных деревьях живут боги. Самое первое дерево, приобретшее символическое значение, - Древо Познания.

Дерево – один из центральных  традиционных символов. Весьма часто  символическое дерево не принадлежит  к какому-либо определенному роду, хотя некоторые народы отбирают какой-нибудь отдельный вид, как пример родовых. Так, дуб считался священным у кельтов; ясень – у скандинавских народов; липа – в Германии; фиговое дерево – в Индии.

В наиболее общем смысле символизм  дерева обозначает жизнь космоса: его  согласованность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения. Дерево представляет неистощимую жизнь, а потому оно эквивалентно символу  бессмертия. Поскольку дерево обладает вытянутой вертикальной формой, символизм  центра мира выражается в терминах мировой оси. Дерево, с его корнями, находящимися под землей, и с его  ветвями, вздымающимися к небу, символизирует  направленную вверх тенденцию. А  посему соотносится с другими  символами, такими как лестница и  гора, представляющими общие взаимосвязи  между «тремя мирами». Нижний мир: преисподняя, ад; срединный мир: земля; горний мир: небо. Дерево также соответствует  Кресту Искупления, и Крест в христианской иконографии часто изображается как Древо Жизни. Конечно же, с деревом, а, следовательно, и с мировой осью, отождествляется вертикальная часть креста.

Интересно отметить, что три мира древесного символизма отображают три  основных составных структуры дерева: корни, ствол и крону. В рамках общего значения дерева как мировой  оси и как символа неистощимых  жизненных процессов (роста и  развития) различные мифологии и  фольклоры выделяют три или четыре оттенка значений. Некоторые из них  суть просто конкретные аспекты базового символизма, однако другие настолько  тонки, что это ведет к дальнейшему  обогащению символа. На самом примитивном  уровне есть «Древо Жизни» и «Древо Смерти» в отличие от Мирового Древа и Древа познания Добра  и Зла, которые характерны для  более поздних стадий; указанные  два дерева, однако, попросту представляют собой две различные репрезентации  одного и того же представления.

На христианском Западе широко распространены легенды об отмирающих деревьях, ветвях или палках, которые в качестве знаков изъявления милости Божьей начинали зеленеть. Снабженный ветвями «деревянный  крест» средневековой пластики находится  во взаимосвязи с символикой воскресения, которое дерево олицетворяет через  свой листопад и зимний покой перед  новым распусканием листьев.

Буйно разросшееся дерево как символ словно говорит: «Мои собственные отпрыски – причина моей погибели». Символ олицетворяет дурных и невоспитанных  детей, которые часто приносят своим  родителям на старости лет всяческие  неприятности, чем прибавляют им седых  волос. Как подтверждение этого  символического значения можно привести четверостишие У.Шекспира:

Информация о работе Языки и символы культуры