Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:53, реферат
Цель контрольной работы – рассмотреть основные этапы развития самосознания отечественной культуры .Цель определила решение следующих задач:
1. Рассмотреть культуру периода Древней Руси.
2. Изучить русскую культуру 14-17 веков.
3. Охарактеризовать особенности культуры периода русского Просвещения.
Введение
1. Культура Древней Руси
1.1. Языческая культура восточных славян
1.2. Принятие христианства и его влияние на культуру
2. Русская культура 14-17 веков
2.1. Русская культура во времена Московского царства (14-16 века)
2.2. Русская культура 17 века и её мировоззрение
3. Культура русского Просвещения
4. Русская культура Нового времени
5. Культурное развитие России в наше время
Заключение
Список использованной литературы
В XVIII в. традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Все большее влияние на неё оказывает проникающая из-за рубежа масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко.
Первые русские художники в современном смысле этого слова, такие как И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, учились за границей. Другие (Шлютер, Каравак) были приглашены из-за границы и работали в качестве придворных живописцев. Они не только создали отечественную школу живописи (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, А. И. Бельский), но и положили начало традиции, которую в современном искусствоведении называют россикой, изображению русской жизни западноевропейскими живописцами (Ротари, Грот, Рослин и др.).
Русская духовная музыка, как и Русская православная церковь в целом, претерпела период реформ ещё в XVII в., и её развитие под влиянием западноевропейской музыки продолжалось и в XVIII в. В конце XVII в. появилась «Мусикийская грамматика» Дилецкого, первое пособие по музыкальной грамоте. Музыкой сопровождались военные парады, театральные постановки и ассамблеи эпохи Петра Великого.
Первый балет был поставлен в России ещё в царствование отца Петра Великого, царя Алексея Михайловича. В 1738 г. в Петербурге была открыта «Танцевальная Ея Императорского Величества школа», будущая Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, а в 1731 г. императрица Анна Иоанновна на свою коронацию в Москве пригласила из Италии и первую оперную труппу.
Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле в царствование Елизаветы. Её создали Федор Волков и Иван Дмитриевский, а творцом её репертуара был Александр Сумароков. В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Денис Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому, Владимир Озеров, автор неоклассических трагедий с элементами сентиментализма, и Яков Княжнин , драма которого о народном восстании против Рюрика была объявлена якобинской и в 1791 г. публично сожжена.
Следующий император Александр I, вновь пришедший к власти в результате государственного переворота, сознавал опасность противостояния между либерально настроенным дворянством и режимом его абсолютной власти. Впервые созванный им уже в 1801 г. Негласный комитет, как и Уложенная комиссия 1767 г., должен был разработать программу политических реформ. После войны 1812 г. было отменено крепостное право в Прибалтике, а в 1815 г. получило конституцию Царство Польское. В 1810 г. был учрежден новый орган управления, Государственный совет, канцелярию которого, по рекомендации одного из членов Негласного комитета, возглавил видный реформатор М. М. Сперанский, продолжавший свою деятельность даже в эпоху политической реакции, наступившую с воцарением Николая I. Программа реформ была в значительной мере осуществлена лишь при Александре II.
Россия, несмотря на свои особенности, в целом развивалась в рамках европейской христианской культурной традицииРусское просвещение состоялось, хотя и имело свою специфику, в частности пагубное значение имел раскол между властью и интеллигенцией, ставшей оппонентом самодержавия вместо церкви.
Как уже говорилось, оппонентом русского самодержавия в Новое время стала интеллигенция. Русская интеллигенция - сословие, возникшее не на экономической или политической, а на идеологической основе, это объединение имеет духовный характер, а отсюда определенная беспочвенность русской интеллигенции, составившей социально ослабленный отряд русской элиты. В России не сложилось срединной культуры, этот срединный путь воплощался в слове - отсюда особое место литературы в культуре, а интеллигенции - в обществе. Была предпринята попытка выработать цельную культуру, но синтез остался незавершенным ко времени русских революций ХХ в.
В культурной политике самодержавия все более начали проявляться реакционные черты. Усиливается влияние религии на образование, его сословность, исключаются или сокращаются курсы естественных наук, истории, географии, ужесточается цензура, преследуются литература и журналистика.
В обществе были весьма ограничены возможности
широкого распространения просвещения,
народного образования. Феодальный строй
вступал в противоречие не только с социально-экономическим,
но и общественно-культурным прогрессом.
И это происходило тогда, когда мир начал
стремительно меняться.
Для мирового развития конца XIX - начала
ХХ вв. были характерны такие ведущие тенденции:
1) поступательное развитие капитализма,
создание мирового рынка, складывание
колониальной системы; 2) трансформация
капитализма в государственно-
Отражением различных подходов к решению российских проблем было и наличие в стране к 1920 г. около 90 политических партий, действовавших в разные годы начала ХХ в.
В ходе реформ 60-х гг. XIX в. в России стал
быстро развиваться капитализм. Его особенностями
были: высокие темпы; быстрая урбанизация;
высокая концентрация производства; сохранение
массы прямых остатков крепостничества,
в частности, помещичьего землевладения,
сословности, крестьянской общины, самодержавия;
усиленный приток иностранного капитала;
национальный гнет.
Падение крепостного права означало наступление
нового этапа и в истории культуры России.
Были созданы условия для более высокого
культурного уровня общества. В развитии
культуры второй половины XIX в. можно выделить
два этапа: 1) 60 - 70-е гг., связанные с общественно-демократическим
подъемом; 2) 80-е начало 90-х гг. - период определенного
спада активности общества, но плодотворного
интеллектуально, когда происходил поиск
новых ценностей.
В 60 - 70-е гг. XIX в. начинает быстро расти
образование всех ступеней, в 1863 г. издается
Университетский устав - наиболее либеральный
в дореволюционное время, складывается
система высшего женского образования
Развивалось книгопечатание, издавались
«толстые журналы» - «Современник», «Русский
вестник», «Вестник Европы», ежедневные
газеты, складывается библиотечная система,
открываются новые музеи.
Основным художественным направлением
второй половины XIX в. стал критический
реализм. Его отличала повышенная социальная
активность. Литература и искусство как
никогда близко подошли к отображению
реальной жизни (например, очерк и роман
о современной жизни, современная бытовая
драма, бытовой жанр в живописи).
Значительное влияние на художественное
творчество оказала революционно-демократическая
эстетика, связывавшая литературу и искусство
с задачами преобразования действительности
(Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). В то
же время такая эстетика углубляла раскол
в русской культуре, тем самым, играя противоречивую
роль.
Демократический подъем первых пореформенных
десятилетий сменился политической реакцией,
повлиявшей и на культурную жизнь. В общественной
мысли на смену революционному народничеству
приходит либеральное с идеями «малых
дел», «постепенного прогресса», толстовство.
Зарождается социал-демократия. Усложняется
идейно-духовная жизнь. Многие деятели
культуры постепенно отходили от острой
обличительности. Их внимание все больше
стали привлекать общечеловеческие, философско-обобщенные,
нравственно-психологические проблемы.
Середина 90-х гг. XIX в. в общественно-политической
жизни России была отмечена поворотом
от реакции к постепенно нараставшему
общественному подъему, что сопровождалось
блестящим расцветом культуры, который
обычно называют «серебряным веком», «русским
ренессансом».
Культура советского периода, занявшего
основную часть ХХ в., - это сложный и противоречивый
феномен, требующий конкретно-исторического
подхода, без конъюнктурщины и чрезмерной
политизации. В отечественной культуре
рассматриваемого периода имелись бесспорные
достижения, но было много и сиюминутного,
политически ангажированного; необходимо
помнить, что она - важная составная часть
отечественной истории, требующая всестороннего
и объективного рассмотрения на фоне мирового
процесса.
Была проведена национализация учреждений
культуры: театров, библиотек, лицеев,
открывшихся для широких слоев населения.
Демократизация культуры имела положительное
значение, но одновременно сопровождалась
ущемлением представителей непролетарских
«социально чуждых» слоев.
Открылся широкий доступ к высшему образованию рабочему классу и беднейшему крестьянству, в частности, через рабфаки, дававшие ускоренное, но и «облегченное» среднее образование. Ряды специалистов выросли, но качественный уровень их подготовки снизился. Особенно пострадала система гуманитарного и социально-экономического образования. Была ликвидирована автономия вузов.
Революция и гражданская война сопровождались
массовым исходом из страны и гибелью
интеллигенции, специалистов, по отношению
к оставшимся начались репрессии, хотя
и не столь масштабные, как в последующие
годы.
Второй этап: конец 20-х - 50-е гг. В конце
20-х гг. с ликвидацией нэпа происходят
резкие изменения в культуре: негативные
тенденции, проявившиеся в первые послереволюционные
годы, приобрели чудовищные масштабы.
Среди тяжелейших последствий, наложивших
неизгладимый отпечаток на последующую
историю, был сталинизм.
Сталинизм - это и идейно-психологический
комплекс. Сущность идейно-психологического
комплекса сталинизма - это ходячие массовые
представления, не отражающие подлинное
устройство реального мира, а лишь кем-то
желаемое и удобное мнение о мире. Оно
не соответствовало действительности,
а противостояло ей как параллельная действительность,
помогающая одним людям господствовать
над другими, а этим другим существовать
в придавленном положении, считая себя
счастливыми».
Эти представления можно отнести комплексу
«неполноценности» общественного сознания.
Для массовой психологии советского периода
характерны стремление верить и состояние
зажато- сти между прошлым и будущим, устремленность
вперед при отсутствии интереса к сиюминутному.
Формировалось представление о величии
личности, причастной к великим историческим
событиям, убогость повседневности при
этом отметалась.
Существенные достижения имелись в науке, резко увеличилось ее финансирование. В то же время система науки жестко контролировалась государством. По стране прокатилась волна репрессий по отношению к ученым, достигшая пика в конце 40-х гг. Пострадали целые отрасли науки - генетика, кибернетика, социология.
Заметное место в культуре занял кинематограф. В первые послеоктябрьские десятилетия создаются шедевры немого, а затем звукового кино. В это время работали братья С.Д. и Г.И. Васильевы, Г.В. Александров, М.И. Ромм, С.М. Эйзенштейн.
Большое внимание государство уделяло театру, как пропагандисту мировой и отечественной классики. Центральное место среди них принадлежало Большому театру и Московскому художественному театру (МХАТ).
В изобразительном искусстве на первый
план выдвинулся социалистический реализм,
а все другие направления подавлялись.
В 1947 г. открылась Академия художеств СССР,
как главная цитадель социалистического
искусства, в котором смешались традиции
передвижничества и академического классицизма.
Живописцы и скульпторы работали над созданием
образа нового человека и часто небезуспешно
(например, В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»).
Среди жанров особо поощрялись парадный
портрет, историческая живопись, батальная
живопись, бытовой жанр, особенно с темами
крестьянской жизни и родины, а на последнем
месте находились пейзаж и натюрморт.
Архитектура всегда была в центре внимания.
Ее задача - отразить в камне великие свершения.
Сформировался эклектический стиль - сталинский
ампир: сочетание некоторых национальных
традиций и классицизма. Была проведена
значительная работа по градостроительству,
особенно после Великой Отечественной
войны. Особое внимание уделялось сооружению
метро.
Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.
сопровождалась гигантскими людскими
потерями, в том числе и среди интеллигенции,
и нанесла огромный ущерб культуре.
С окончанием войны пристальное внимание уделялось науке, особенно сферам, связанным с созданием нового оружия (атомная проблематика, космос), одновременно усиливалась бюрократизация науки и ужесточался партийный контроль. В конце 40-х гг. принимаются постановления по вопросам культуры: борьбе с «космополитизмом», низкопоклонством перед западом, - приведшие к новым репрессиям. Однако единомыслие культуры было кажущимся, что проявилось после смерти И.В. Сталина в 1953 г.
Введение всеобщего среднего образования,
расширение высшей школы сопровождались
понижением уровня подготовки выпускников,
падением престижа интеллектуального
труда. Вместо изучения реальных проблем
общества и их решения начинают преобладать
парадность и шумиха, настроение самоуспокоенности.
В СССР активно развивалось инакомыслие,
довольно заметной стала эмиграция творческих
людей за границу, а также «внутренняя
эмиграция», уход в личную жизнь, усилились
проявления девиантного поведения. При
всех стараниях административной системе
не удалось вернуться к прошлому. В целом
официальная культура теряла свои позиции,
а «нонконформизм» усиливался. Имелись
существенные достижения в литературе
(«деревенская» и военная проза), литературоведении,
театре, кинематографе, развитии национальных
культур.
В 1985 г. началась «перестройка», связанная
с именем М.С. Горбачева, которую видный
отечественный философ А.А. Зиновьев назвал
«катастройкой». В 1991 - 1993 гг. перестройка
переросла в социальную революцию - четвертую
в ХХ в. в России.
Для культуры этот период характеризуется
«гласностью», взрывом интереса к публицистике,
пытающейся осмыслить прошлое и настоящее
страны и мира, возвращением «забытых
имен», лучшим знакомством с мировой культурой,
широким развитием студийного движения,
выходом на поверхность «андеграунда».
Но, все-таки, сколько-нибудь заметных
новых ярких достижений в отечественной
культуре не возникло: критиковать оказалось
легче, чем созидать. В то же время явления
распада и деградации приобрели чудовищную
динамику.
Растущая негативность в культуре проявилась
в различных направлениях: разрушились
связи между народами и культурами в связи
с распадом СССР, оживились национализм
и шовинизм; постоянным явлением стало
катастрофическое недофинансирование
науки, культуры, образования, деградация
социальной сферы; к тяжелейшим культурным
последствиям привело унаследованное
от диссидентства стремление к тотальному
разрушению и попытки начать историю «с
чистого листа»; оживились ненаучные формы
сознания: религия, мистика, оккультизм,
астрология, магия; катастрофических масштабов
достигло давление западной «массовой
культуры», угрожающее национальной самобытности;
ярко проявилось пренебрежение сферой
культуры, интеллекта; оживились животные
начала в человеке, ослабли внутренние
регуляторы поведения; произошла атомизация
общества, распались или деградировали
социальные связи; чрезвычайно развились
мафиозные структуры; катастрофически
упал престиж страны в мире.