Язычество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:17, статья

Краткое описание

Язычество - это часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий.

Вложенные файлы: 1 файл

Торопова Н.docx

— 28.76 Кб (Скачать файл)

          Торопова Н.С.(РГППУ)

    Научный руководитель:

       Кандидат исторических наук, доцент Т.Г. Мосунова 

       Язычество - это часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий.

       Нет более туманного и неопределенного  термина, чем «язычество»; возникнув  в церковной среде, он первоначально  означал все дохристианское и  нехристианское.( 1) Слово «язычник» (речь идет о слове pagan) часто наделялось уничижительным смыслом и обозначало «нецивилизованного человека», «нехристианина» (первое и второе зачастую воспринимаются как одно и то же), и нередко даже сближалось по смыслу со словом «варвар». Буквальное же его значение — «сельский», «деревенский» (pagus). Сейчас термин «языческий» опять используется в своем исконном значении «религии почитания природы, которая стремится привести человеческую жизнь к гармонии с великими циклами, воплощенными в ритмах времен года(2).

       Язычество, являясь универсальной и всеобъемлющей  философией, остается при этом глубоко национальным явлением. Это традиция, проявляющаяся через совокупность традиций каждого конкретного народа, изложенная понятным и характерным для него языком, учитывающая всю специфику национального мировосприятия.(3)

       Славянское язычество – это вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты(4).  Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.

       Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры,  волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.(5)

       Язычество находит выражение в вещественном мире. Человек чувствовал себя бессильным перед природой и ее стихиями; пытаясь понять их суть, раскрыть механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии, он составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами. Славяне-язычники общались с миром на языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище. Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика). Символ воды – хляби небесные (волнистые линии). Символ огня - косой крест (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы  и многие другие (6).

       В язычестве была создана сложная знаковая система. Народный орнамент ткачества и вышивки - это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Элементы орнамента будут иметь разные названия  у разных народов, но везде будут обозначать близкий мифологический комплекс представлений, аналогичный архетип, оценка и осмысление которого могут быть полярно противоположными. Поэтому орнаментальную композицию нельзя читать как простую совокупность тех или других знаков: при ее расшифровке значение каждого символа приходится выбирать из ряда вариантов в зависимости от всех употребленных в ней элементов, а также цвета и места расположения, назначения орнамента, уточняющих те или иные оттенки описываемых образов. Образы архетипов, лежащие в основе орнаментальных композиций, связаны с изображением основных схем космогонического процесса, известных древней мифологии.(7)

       В последние годы многие европейские  народы в поисках основ для  новой религии двадцать первого  века начали обращаться к собственной  древней традиции. Эта новая религия  получила имя «неоязычества» или просто «язычества»(9).Архаическое сознание представляет особый интерес именно сейчас, поскольку в период любых серьезных изменений массовое сознание вновь заполняется архаическими мотивами(8). Среди причин возникновения неоязычества в России можно выделить следующие: активный поиск национальных корней и национальной идеологии, стремление противодействовать ряду негативных тенденций в развитии общества: урбанизация, нездоровый образ жизни в мегаполисе, отчуждение от природы и т.д.(10)

       В культуре, ориентированной на ритуал, отсутствует однородная коммуникационная семиотическая система, поэтому  природному и культурному окружению человека придается знаковый характер.(11) В современной жизни нас окружают разнообразные знаки и символы. В коммуникационном процессе значение символов довольно велико. Символ - это визуальная метафора, к которой мы пришли, чтобы использовать попеременно идею или понятие. Мы используем символы для того, чтобы быстро передавать идеи или понятия. Символы служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах, и каждый дизайнер должен стать коллекционером символов, которые впоследствии могут быть интегрированы в рекламу, WEB-дизайн(12).

       Элементарные приемы - подражание, заимствование, сложение основ и многозначность - полезны и в графическом дизайне, особенно когда вы хотите получить простой и доходчивый знак. Основы восприятия заложила сама природа. Использование языческих символов или их объединений может стать новой тенденцией при создании логотипов. Но в любом случае синтезированный знак должен считываться как единое целое. Путем индивидуального подбора символов, дизайнер может создавать  предпосылки для развития событий в жизни заказчика. Эти же приемы могут помочь при создании индивидуального дизайна сайта. Графический дизайн сайта – это средство общения с его пользователем, именно поэтому он также является знаковой системой. Как и в любой другой системе, знаки в графическом дизайне взаимосвязаны, структурированы, организованы в некие множества, объединенные общей темой и идеей.  
 
 
 
 
 
 

 

Обычно  внимание обращается на логотип, слоган или графический символ. Правильно  подобранный символ поспособствует тому, что совсем скоро проявится успешность компании.

       Новые знаки образуются по тем же принципам, что и новые слова. Поэтому  элементарные приемы - подражание, заимствование, сложение основ и многозначность - полезны и в графическом дизайне, особенно когда вы хотите получить простой и доходчивый знак. Основы восприятия заложила сама природа.

       -Заимствование.  Частный случай многозначности. Хороший принцип, ничего нового  рисовать не надо, остается только переосмыслить общепринятые варианты. Когда-то в отечественном дизайне (вернее, в промграфике) было принято строить эмблемы на основе элементов национальных орнаментов. Эти символы несут в себе детали русских прялок, петушков, народных игрушек. Еще один пример - знак фирмы Indesit. В основу положен формоподражательный рисунок поворотного выключателя. Этот значок распространился благодаря внедрению в нашу жизнь электробытовой техники. Потом он стал общеизвестным, превратился в пиктограммку "включить-выключить". Как только знак стал общеупотребительным, можно вырывать его из привычного контекста и мастерить новый символ. Осталось только добавить к сложившейся графике маленький кружок, превращающий палочку в букву I.  
 
-Сложение основ. Цивилизация стремительно развивается. Люди не успевают придумывать новые слова для обозначения изобретений. На помощь приходит синтез: паровоз, самолет, пароход. В лингвистике такой принцип называется "сложение основ". Это эффективно и в графическом дизайне. Складываемые знаки могут относиться к одной знаковой системе - например, два пиктографических изображения, а могут быть привнесены из разных знаковых систем - например, буква и символ (как в случае со знаком Indesit). Но в любом случае синтезированный знак должен считываться как единое целое. 

         не только  атмосферу дома и бизнеса, но  и предпосылки для развития  событий в жизни Заказчика. 
Все символические системы древности и современности работают по одному принципу. Будь то жертвенный камень древнего храма или любимая чашка, из которой Вы пьете чай. 
Каждый предмет, который мы используем, является символом какого-то события. Для одного – позитивным, для другого – негативным. Никаких общих рекомендаций в этом вопросе быть не может. Для одного человека черный цвет символизирует горе, для другого – крутость и рок-н-ролл. 

знаки-символы используются в графическом дизайне не только как различные элементы, символизирующие тот или иной концепт (сердце как символ любви, изображение зайца как символ человека, едущего в транспорте без билета и пр.). Эти элементы – часть нашего повседневного общения, часть того языка, который мы используем. Графический дизайн сайта – это средство общения с его пользователем, именно поэтому он также является знаковой системой. Как и в любой другой системе, знаки в графическом дизайне взаимосвязаны, структурированы, организованы в некие множества, объединенные общей темой и идеей. Разрабатывая и создавая графический дизайн того или иного сайта, необходимо держать в голове эту иерархию – знаки организуются в некие множества, эти множества могут быть организованы в еще более крупные множества – по сути дела, в этом состоит сущность любого языка. Язык устроен таким же образом, как и любая знаковая система, в том числе и система знаков, используемая при создании графического дизайна. Цвет, форма, изображение предметов – неотъемлемые элементы графического дизайна. Они используются не только как часть художественного оформления, но и как символы, цель которых – передать потребителю некую скрытую информацию. 

 

 

 

       Примечания

    1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М. «Наука»,1994, С3.

    2. Н. Пенник, П. Джонс. История языческой Европы / Пер. с англ. Р. В. Котенко — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000, С 13-14.

    3.  Язычество в современной России. http://www.paganism.ru

    4. Язычество славян. http://paganism.msk.ru

    5. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М. «Наука», 1987.

    6. Славяне. Верования славян. Языческая символика. Обереги. http://slawianie.narod.ru

    7. Мифология в орнаменте. http://arira.ru /mifologiya-v-ornamente.htm

    8. Н. Пенник, П. Джонс. История языческой Европы / Пер. с англ. Р. В. Котенко — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000, С 12.

    9. Кошубарова Н.С. Ткань как вещь и знак в русской традиционной культуре. http://ethnography.omskreg.ru

    10. Справочник "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера". Том. 3. Неоязычество. Часть 1. М., 2000, С 26.

    11. Н. Пенник, П. Джонс. История языческой Европы / Пер. с англ. Р. В. Котенко — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000, С 12.

    12. Значимость символа в дизайне.  http://twides.ru 
 

Информация о работе Язычество