Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:17, статья
Язычество - это часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий.
Торопова Н.С.(РГППУ)
Научный руководитель:
Кандидат
исторических наук, доцент Т.Г. Мосунова
Язычество - это часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий.
Нет
более туманного и
Язычество,
являясь универсальной и
Славянское язычество – это вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты(4). Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.
Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.(5)
Язычество
находит выражение в
В язычестве была создана сложная знаковая система. Народный орнамент ткачества и вышивки - это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Элементы орнамента будут иметь разные названия у разных народов, но везде будут обозначать близкий мифологический комплекс представлений, аналогичный архетип, оценка и осмысление которого могут быть полярно противоположными. Поэтому орнаментальную композицию нельзя читать как простую совокупность тех или других знаков: при ее расшифровке значение каждого символа приходится выбирать из ряда вариантов в зависимости от всех употребленных в ней элементов, а также цвета и места расположения, назначения орнамента, уточняющих те или иные оттенки описываемых образов. Образы архетипов, лежащие в основе орнаментальных композиций, связаны с изображением основных схем космогонического процесса, известных древней мифологии.(7)
В последние годы многие европейские народы в поисках основ для новой религии двадцать первого века начали обращаться к собственной древней традиции. Эта новая религия получила имя «неоязычества» или просто «язычества»(9).Архаическое сознание представляет особый интерес именно сейчас, поскольку в период любых серьезных изменений массовое сознание вновь заполняется архаическими мотивами(8). Среди причин возникновения неоязычества в России можно выделить следующие: активный поиск национальных корней и национальной идеологии, стремление противодействовать ряду негативных тенденций в развитии общества: урбанизация, нездоровый образ жизни в мегаполисе, отчуждение от природы и т.д.(10)
В культуре, ориентированной на ритуал, отсутствует однородная коммуникационная семиотическая система, поэтому природному и культурному окружению человека придается знаковый характер.(11) В современной жизни нас окружают разнообразные знаки и символы. В коммуникационном процессе значение символов довольно велико. Символ - это визуальная метафора, к которой мы пришли, чтобы использовать попеременно идею или понятие. Мы используем символы для того, чтобы быстро передавать идеи или понятия. Символы служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах, и каждый дизайнер должен стать коллекционером символов, которые впоследствии могут быть интегрированы в рекламу, WEB-дизайн(12).
Элементарные
приемы - подражание, заимствование, сложение
основ и многозначность - полезны и в графическом
дизайне, особенно когда вы хотите получить
простой и доходчивый знак. Основы восприятия
заложила сама природа. Использование
языческих символов или их объединений
может стать новой тенденцией при создании
логотипов. Но в любом случае синтезированный
знак должен считываться как единое целое. Путем
индивидуального подбора символов, дизайнер
может создавать предпосылки для развития
событий в жизни заказчика. Эти же приемы
могут помочь при создании индивидуального
дизайна сайта. Графический дизайн
сайта – это средство общения с его пользователем,
именно поэтому он также является знаковой
системой. Как и в любой другой системе,
знаки в графическом дизайне взаимосвязаны,
структурированы, организованы в некие
множества, объединенные общей темой и
идеей.
Обычно внимание обращается на логотип, слоган или графический символ. Правильно подобранный символ поспособствует тому, что совсем скоро проявится успешность компании.
Новые знаки образуются по тем же принципам, что и новые слова. Поэтому элементарные приемы - подражание, заимствование, сложение основ и многозначность - полезны и в графическом дизайне, особенно когда вы хотите получить простой и доходчивый знак. Основы восприятия заложила сама природа.
-Заимствование.
Частный случай многозначности.
Хороший принцип, ничего
-Сложение основ. Цивилизация стремительно
развивается. Люди не успевают придумывать
новые слова для обозначения изобретений.
На помощь приходит синтез: паровоз, самолет,
пароход. В лингвистике такой принцип
называется "сложение основ". Это
эффективно и в графическом дизайне. Складываемые
знаки могут относиться к одной знаковой
системе - например, два пиктографических
изображения, а могут быть привнесены
из разных знаковых систем - например,
буква и символ (как в случае со знаком
Indesit). Но в любом случае синтезированный
знак должен считываться как единое целое.
не только
атмосферу дома и бизнеса, но
и предпосылки для развития
событий в жизни Заказчика.
Все символические системы древности
и современности работают по одному принципу.
Будь то жертвенный камень древнего храма
или любимая чашка, из которой Вы пьете
чай.
Каждый предмет, который мы используем,
является символом какого-то события.
Для одного – позитивным, для другого
– негативным. Никаких общих рекомендаций
в этом вопросе быть не может. Для одного
человека черный цвет символизирует горе,
для другого – крутость и рок-н-ролл.
знаки-символы используются
в графическом дизайне не только как различные
элементы, символизирующие тот или иной
концепт (сердце как символ любви, изображение
зайца как символ человека, едущего в транспорте
без билета и пр.). Эти элементы – часть
нашего повседневного общения, часть того
языка, который мы используем. Графический
дизайн сайта – это средство общения с
его пользователем, именно поэтому он
также является знаковой системой. Как
и в любой другой системе, знаки в графическом
дизайне взаимосвязаны, структурированы,
организованы в некие множества, объединенные
общей темой и идеей. Разрабатывая и создавая
графический дизайн того или иного сайта,
необходимо держать в голове эту иерархию
– знаки организуются в некие множества,
эти множества могут быть организованы
в еще более крупные множества – по сути
дела, в этом состоит сущность любого языка.
Язык устроен таким же образом, как и любая
знаковая система, в том числе и система
знаков, используемая при создании графического
дизайна. Цвет, форма, изображение предметов
– неотъемлемые элементы графического
дизайна. Они используются не только как
часть художественного оформления, но
и как символы, цель которых – передать
потребителю некую скрытую информацию.
Примечания
1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М. «Наука»,1994, С3.
2. Н. Пенник, П. Джонс. История языческой Европы / Пер. с англ. Р. В. Котенко — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000, С 13-14.
3. Язычество в современной России. http://www.paganism.ru
4. Язычество славян. http://paganism.msk.ru
5. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М. «Наука», 1987.
6. Славяне. Верования славян. Языческая символика. Обереги. http://slawianie.narod.ru
7. Мифология в орнаменте. http://arira.ru /mifologiya-v-ornamente.htm
8. Н. Пенник, П. Джонс. История языческой Европы / Пер. с англ. Р. В. Котенко — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000, С 12.
9. Кошубарова Н.С. Ткань как вещь и знак в русской традиционной культуре. http://ethnography.omskreg.ru
10. Справочник "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера". Том. 3. Неоязычество. Часть 1. М., 2000, С 26.
11. Н. Пенник, П. Джонс. История языческой Европы / Пер. с англ. Р. В. Котенко — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000, С 12.
12.
Значимость символа в дизайне. http://twides.ru