культура как фактор социальных изменений. взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Дайте определение понятия культуры, назовите основные виды и функции культуры
Задание 2. Определите роль культуры в функционировании и развитии общества
Задание 3. Раскройте целевое назначение и происхождение - народной культуры, авторской культуры, религиозной культуры, светской культуры
Задание 4. Обозначьте три качественных скачка в развитии и функционировании культуры
Задание 5. Охарактеризуйте такие частные культуры как контркультура, субкультура
Задание 6. Дайте краткую характеристику понятия "Массовая культура"

Вложенные файлы: 1 файл

культура как фактор социальных изменений.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Культура  как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры 

 

      Задание 1. Дайте определение понятия культуры, назовите основные виды и функции культуры 

     Слово «культура» связано в повседневной речи с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о политической и физической культуре, о музеях, театрах, библиотеках. Часто мы употребляем слово «культура» как синоним «культурности», то есть что-либо, находящееся на высоком уровне («культурный человек», «культурное общество», «культурно вести себя»).

     Эти и многие другие примеры словоупотребления  «культуры» можно разделить на «оценочные» («культурный человек»), «описательные», когда просто перечисляются (заведомо не полно) отдельные элементы и проявления культуры, и «научно-теоретические». В этом последнем случае культура выступает как одно из фундаментальных научных понятий, которое играет в социо-гуманитарном познании такую же важную роль, как, скажем, понятие массы в физике или наследственности – в биологии.

     Научный подход не просто описывает многоразличные проявления культуры, но стремится  выявить их сущность, общую основу и тем самым объяснить их. Существует множество научных подходов и  определений культуры (ценностный, нормативный, символический, информационно-семиотический и др.). Одним из таких наиболее приемлемых, позволяющим охватить и многие другие подходы, является такой, который определяет культуру как совокупность средств человеческой жизнедеятельности.

     Такой подход согласуется с этимологией слова «культура». Оно произошло от латинского cultura (agri) и первоначально означало возделывание земли. В этом значении оно и сегодня используется в биологических и сельскохозяйственных науках, когда говорят о «культурах» определенных растений или бактерий, имея в виду способы их выращивания. Культура часто означает улучшение и облагораживание и человеческих обычаев и способов поведения, воспитание человека. Это словоупотребление перенесено из земледелия, но относится не к растениям, а к людям.

     Под культурой следует понимать все  то, что создано целенаправленным размышлением и специфичными для  людей способами (методами) деятельности. Эти средства позволяют создать  как материальные, так и нематериальные, духовные ценности. В этом смысле к культуре принадлежит каждое, даже простейшее, созданное человеком орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, идея, зародившаяся в уме человека. С помощью культуры люди удовлетворяют свои потребности (материальные и духовные) и строят отношения между собой.

     Культура  как система искусственных средств  отличает человека от животных, которые  в своей жизнедеятельности опираются  на естественные средства. Культура возникает  не на пустом месте. Ей предшествует и  орудийная деятельность животных, обладающих высокоразвитой психикой, и наблюдаемые в их среде элементы обучения подрастающего поколения, и высокие образцы «строительного искусства» (гнезда, норы, соты и др.) и инстинктивное разделение труда. Но все это отличается принципиально от культуры, поскольку она вырабатывается людьми в процессе сознательной постановки цели. Человек сам создает новые цели, выходящие за рамки своих биологических потребностей, и сам не только создает, но постоянно совершенствует средства деятельности.

     В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей – в средства. Духовная деятельность, без которой немыслимо существование культуры, возникает как средство, способствующее совершенствованию практической деятельности по добыче материальных благ. Но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, порождая такие сферы культуры, как искусство, религия, наука.

     Структура культуры. Прежде всего в культуре можно выделить широкие области  или сферы культуры, соответствующие определенным потребностям, которые они удовлетворяют. Это экономика, институты, регулирующие совместную жизнь, такие как право, государство, обычаи, знания и наука, идеология, искусство, религия и др.

     В каждой сфере культуры существуют составные единицы, или элементы. Ими могут быть как предметы, так и идеи, вокруг которых концентрируются другие средства деятельности. Например, в некоторых первобытных обществах таким организующим элементом мог быть лук, бумеранг, мотыга, колесо. В более поздние времена такими элементами могли быть паровая машина, идея эволюции, идея относительности.

     Совокупность  средств, функционально связанных  с элементами, образует культурный комплекс. Каждый культурный комплекс включает в себя определенные ценности, реализует определенную систему знаний, имеет свою организационную и нормативно-регулятивную основу, опирается на свою материально-техническую базу и т.п. Например, современная религия представляет из себя культурный комплекс. В качестве базисного элемента этого комплекса лежит система религиозных ценностей, религиозное вероучение, которые объединяют вокруг себя вспомогательные, обслуживающие средства: культовые здания (церкви и т.п.), богослужебные книги, ритуальная утварь, одежды священников, религиозные организации, управления церковными делами, церковный язык и др. Подобные комплексы образуют и экономика, и наука, и искусство и др. сферы культуры.

     В культурологии понятие функции  используется в смысле служебной  роли той или иной системы, например, культуры или ее элементов, в контексте удовлетворения тех или иных потребностей людей. Культура по своей природе функциональна. Она всегда для чего-то, должна «работать». Не поддерживаемая усилиями человека и не потребляемая им, она разрушается, угасает и гибнет.

     Средство  творческого создания. Основная функция  культуры – быть средством творческого  создания артефактов. Артефакты –  это продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные  человеком предметы и явления (артефакт – от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Мир артефактов – это искусственная среда человека, «вторая природа», удовлетворяющая самые различные потребности людей. В отличие от предметов и явлений природы артефакты имеют не только объективные свойства, но субъективную значимость или ценность для человека. Человек с помощью культуры творит ценности.

     Объект  имеет ценность, если человек видит  в нем средство удовлетворения своей  потребности, если не видит, то объект не имеет ценности или имеет отрицательную ценность – антиценность. Обычно ценности разделяют на материальные (жилище, одежда, техника и пр.) и духовные (истина, красота, добро, вера, надежда, любовь и т.п.).

     Среди артефактов есть такие, которые сообщают информацию не о себе, о своей  значимости и ценности, а о других объектах. Про них говорят, что они имеют значения, смыслы и называются они знаками, или символами. Мир культуры – это не только мир ценностей, но и знаков, мир символов.

     Посредством артефактов, в том числе и с  помощью знаков, культура, помимо своей главной функции, выполняет множество других социальных функций. Назовем важнейшие из них.

     Информационная  функция. Культура – носитель социальной информации, которая сохраняется  и накапливается в обществе. Основными  носителями информации являются знаки. Можно выделить три основных вида значений (или информации), которые они обозначают.

     Первый  вид – это знания, информация о свойствах объекта (природного или артефакта), утверждение о  наличии или отсутствии у объекта  каких-то свойств. С развитием культуры объем знаний постоянно растет. Есть знания, которые в одних культурах признаются истинными, а в других – ложными. Овладение культурой требует освоения накопленных разнообразных знаний. Средоточием истинных знаний является такой вид культуры как наука. Путь в современную культуру – это образование.

     Второй  вид значения – это оценка объекта, формирование определенного отношения  человека к нему. Способность оценивать  объекты связана с образованием в уме человека ценностных представлений. Это представления о том, какими объекты должны быть, чтобы удовлетворить человеческие потребности. Высокие мысленные образцы объектов, которые максимально полным и совершенным образом отвечают потребностям человека, называются идеалами. Они служат эталонами ценностей. В результате исторического развития и взаимодействия разных культур постепенно происходит формирование общечеловеческих идеалов. Они включают в себя все лучшее, что накоплено в культурах различных эпох и народов. Культура предстает перед человеком как мир общественных идеалов.

     Третий  вид знаковой информации – это  регулятивный смысл, правила или  требования, нормы, в соответствии с  которыми люди строят свое поведение  и деятельность. Они указывают, какие  пути и средства достижения целей  допустимы, а какие – нет. Культура в отличие от регуляции поведения у животных несет в себе программу деятельности, которая не заложена в генах, ей надо учиться. Культурные нормы регламентируют все, с чем связана человеческая жизнь – еду, одежду, отношения между мужчиной и женщиной, развлечения и труд. Уровень овладения культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили содержащуюся в разнообразных регулятивных знаках информацию и придерживаемся программ поведения, предписанных культурой. Различные культуры обладают разной степенью нормативности: «нормативной недостаточностью» и «нормативной избыточностью», последняя способствует стабильности общества.

     Программируя  поведение человека, культура не лишает его свободы выбора действий. Все  дело в том, насколько человек  способен к свободному выбору и созиданию, к осуществлению того, к чему «толкает» его свободный выбор.

     Коммуникативная функция. Культура не только накапливает  и хранит информацию (это является по преимуществу прерогативой культурного  наследия). Актуальная информация благодаря культуре постоянно циркулирует в обществе, осуществляя передачу опыта и знаний. Культура формирует условия и средства человеческого общения. В принципе любой артефакт сообщает информацию. Но в культуре имеются специальные средства общения – знаковые системы и в первую очередь – язык. Культура – это поле человеческого общения, она связывает, объединяет людей. Развитие форм и способов коммуникации – важнейший фактор культурной истории человечества. В ходе истории растет мощь и дальнодействие средств связи: от первобытных сигнальных барабанов до спутникового телевидения. На смену письменности пришли средства массовой коммуникации (СМК), радио и телевидение. В ближайшей перспективе – развитие компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации. Развитие культуры общения способствует взаимному пониманию и сопереживанию.

     Интегративная функция. Благодаря коммуникации и  наличию общечеловеческих ценностей  культура объединяет отдельных людей, социальные группы, народы и государства. У людей формируется чувство принадлежности к культурной общности, к которой они принадлежат. Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Единство культуры – важное условие крепости государства. Высока объединяющая роль технологий, науки и искусства.

     С ходом истории растут контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Всемирная паутина интернета  сплетает различные культуры в одно целое. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.

     Адаптивная  функция культуры. Информационно-коммуникативные возможности культуры позволяют ей обеспечивать приспособление человека к окружающей среде. Но в отличие от животных человек одновременно приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Биологическая неприспособленность человека обернулась способностью осваивать любые природные условия, создавать разнообразие «защитных» культурных слоев (одежда, жилье, оружие и т.п.). У разных народов, обитающих в различных условиях, в их культуре исторически закрепляются способы адаптации к природной среде. Они составляют рациональное обоснование многих национальных традиций (например, в способах лечения, строительства жилья и т.п.), изобретается масса вещей, средств и способов обеспечивать безопасность и комфорт, наполнить жизнь удовольствиями и развлечениями. Увеличивается продолжительность жизни и рост народонаселения. 

     Задание 2. Определите роль культуры в функционировании и развитии общества 

     Культура  играет в жизни человека весьма противоречивую роль С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческом общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.

Информация о работе культура как фактор социальных изменений. взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры