Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:41, доклад
Короткая жизнь Александра Александровича Блока (1880-1921) отделена от нас уже десятилетиями. И каждое из этих десятилетий наполнена событиями большого исторического значения.
Но, чем дальше уходим мы во времени от Блока, тем ближе к нам основное, главное в его творчестве, которое освобождено от всего временного, внезапного, наносного, тем яснее чувствуешь его живую связь с духовной жизнью человека нашего времени.
Настоящее искусство живет вечно. Его сила и значение в том, что создавая образы людей и картины действительности, оно включает нас в бесконечно разный и сложный процесс жизни, превращает нас в его участников, помогая выйти за пределы своего непосредственного опыта.
Короткая жизнь Александра Александровича Блока (1880-1921) отделена от нас уже десятилетиями. И каждое из этих десятилетий наполнена событиями большого исторического значения.
Но, чем дальше уходим мы во времени от Блока, тем ближе к нам основное, главное в его творчестве, которое освобождено от всего временного, внезапного, наносного, тем яснее чувствуешь его живую связь с духовной жизнью человека нашего времени.
Настоящее искусство живет вечно. Его сила и значение в том, что создавая образы людей и картины действительности, оно включает нас в бесконечно разный и сложный процесс жизни, превращает нас в его участников, помогая выйти за пределы своего непосредственного опыта.
Это правда жизни, эта человечность, которая заключается в произведениях искусства, сохраняют силу действия далеко за пределами тех эпох, в которые они создаются, перерастая воззрения самих художников, которые связаны и ограничены во взглядах на мир предрассудками своего класса и своего времени.
Поэтому и живет для нас творчество Александра Блока.
У него есть стихотворение, которое могло быть эпиграфом ко всему его творчеству:
О, я хочу безумно жить!
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне;
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простым угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
5 февраля 1914 г.
Но мечта о счастливом
и свободном человеке столкнулась
с неизжитой и безжалостной реальностью,
и это нерешенное противоречие определяло
трагическую контрастность
Через всю лирику проходит образ одинокого, умирающего человека, и за этим трагическим характером читатель видит склад жизни, который привел человека к падению и гибели в старом мире.
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все – равно.
Вон счастие мое – на тройке
В серебристый дым внесены …
26 октября 1908 г.
Но Блок не был бы великим
поэтом, если бы он остался в стороне
от мощного подъема
В голодной и больной неволе
И день не в день, и год не в год.
Когда же всколосится поле,
Вздохнет Униженные народ?
15 февраля 1915 г.
Какие бы не были прочные связи с его старым миром (семья, среда, воспитание, литературные связи), он рвался вперед, к другому, новому миру человеческих отношений.
“Прошлое смотрит в будущее”, – так говорил он о смысле поэтического творчества, и это вернее всего определяет его поэзию.
Вот почему Блок сразу стал на сторону Октябрьской революции и создал поэму “Двенадцать”, которая стоит в начале советской поэзии.
Конфликт Блока с жизнью, с окружающим его общественным укладом, со всей его средой был глубоко трагическим. Издалека, ошибаясь, шел к народу, к родине, к революции. Но человеческая трагедия, но смерть человека может быть гарантией будущей победы, если смерть эта свидетельствует о повышении других величин человеческого духа.
Это величие и сближает
Блока, его творчество с нашим
временем. Лирический герой его поэзии
– это человек в полном смысле
этого слова. Константин Федин сохранил
слова М.Горького о Блоке: “Особенно
советую познакомиться с
Горький молчит, ища правильное слово. Но слово не находится. Он с нетерпением, но почти безмолвно барабанит пальцами по столу. Вдруг поднимается и выпрямляется – очень высокий, худой – медленно проводит рукой сверху вниз, от головы до ног.
- Человек, – произнес он тихо и на мгновение стоит не двигаясь “.
Величие Блока как художника состоит в том, что он сумел почувствовать основные противоречия своей эпохи и с большой художественной силой перевести их на язык лирики, то есть показать, как отображались они в самых глубинах человеческого сознания.
В эпоху бурь и тревог, – говорил он, – нежнешие и интимнишие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой “.
Вот почему история души поэта, росказана в его стихах, с откровенностью выступает перед нами как история его эпохи.
Информация о работе Александр Александрович Блок (1880-1921)