Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 22:45, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ мотива пути в книге «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) познакомиться с творчеством А.Волкова;
2) рассмотреть путь как концепт;
3) исследовать мотив пути в выбранном для анализа произведении.
Элли справлялась
со всеми трудностями, потому что
рядом были друзья. Ведь без друзей человек
почти ничего не сможет сделать.
Спутники девочки на самом деле стали
ее самыми верными и преданными друзьями.
Неслучайно, после неудачной попытки добраться
до Канзаса по воздуху, они решительно
оставляют все свои дела и отправляются
провожать Элли домой.
В любом случае
нас очаровывает тот мир
Заключение
Итак, проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.
«Волшебник Изумрудного города» – книга, в интересной и увлекательной форме рассказывающая об очень важных вещах. Она учит детей дружить, ценить дружбу и друзей как одну из высших ценностей. Эта книга говорит о том, что вера в свои силы поможет выстоять и справиться со всеми жизненными трудностями. Кроме того, она провозглашает ценность и важность правды, близости к народу, доброты, мужества, смелости, сочувствия и сострадания.
Сам художественно-педагогический смысл сказки возникает из сложной игры соотнесенных друг с другом значений, воплощающих в себе различные стороны многогранной проблематики сказки и всего сказочного цикла писателя. Так, очень и очень существенным представляется социальный план произведения, без которого морально-педагогическая «нагрузка» сказки была бы, в сущности, недейственной.
Цель нашего исследования заключается в изучении и анализе мотива пути в книге «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова.
Концепт путь, дорога – это универсалия мировой культуры. В славянской и особенно в русской концептуальной и вербальной картинах мира понятия путь, дорога и обозначающий их пласт лексики также занимают весьма важное место.
Концепт путь, дорога присутствует на различных уровнях культуры старой и новой, традиционно-народной и интеллектуально-элитарной, в обрядах и ритуалах, в фольклоре различных жанров, в высокой и церковной книжности, в художественных поэтических и прозаических произведениях, в живописи, музыке и т. д. Вся совокупность понятий, образов, символов, связанных с идеей пути, языки культур, служащие для передачи этого концептуального комплекса, образуют «мифологему пути», неизменно и ощутимо присутствующую в нашем коллективном национальном сознании.
Понятие «путь» в человеческом сознании тесно
связано с понятием «цели», достижимой
или (возможно) не достижимой, имеющей
доминантой чисто мысленный,
В русском языке путь – знак какой-то
очень важной ценности. Поэтому в представлении
русских писателей уют не имеет смысла
без творчества, поиска, сердечного труда,
то есть без духовного движения. Для этого
русский герой и отказывается от крова
и очага, выбирая нелёгкие пути (дороги)
– ради познания и деяния, ради поисков
истины и духовного подвига.
Каждый литературный путь
обладает своими индивидуальными особенностями,
но чтобы понять смысл пути мы должны
присматриваться к
Тема пути проходит красной линией через всё произведение А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Сюжет произведения основан на самом путешествии девочки Элли.
А. Волков
сделал концепт пути, дороги ключевым в своем
произведении: Элли и её друзья посетили
страну Жевунов, страну Мигунов, Фиолетовую
страну, Розовую страну страну, путешествовали
на север и на юг, посетили много интересных
мест. Дорога давала им силы и отбирала
их, она давала пищу, посылала друзей и
помощь. Образ пути является комплексным
образом, сам путь представляет маленькую жизнь,
пройденную героями данной сказки.
Дорога видится в данном произведении
такой же сложной, как и в «Мудреце из страны
Оз», являющимся первоисточником «Волшебника
Изумрудного города».
А. Волков придает большее значение деталям,
описательной и эмоциональной составляющим.
Дорога здесь живёт своей жизнью, она отдельное
живое существо.
Элли справлялась
со всеми трудностями, потому что
рядом были друзья. Ведь без друзей
человек почти ничего не сможет сделать.
Спутники девочки на самом деле стали
ее самыми верными и преданными друзьями.
Неслучайно, после неудачной попытки добраться
до Канзаса по воздуху, они решительно
оставляют все свои дела и отправляются
провожать Элли домой.
Список использованных источников
1 Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 256 с.
2 Кодубенко, А.Н., Дудина, Л.Н. Архетипы в сказочном творчестве А. Волкова / А.Н. Кодубенко, Л.Н. Дудина // Васильевские чтения: (материалы междунар. научно-практ. конф.) – Усть-Каменогорск: Изд-во Рудный Алтай, 2002. – С. 34-36.
3 Дудина, Л. Н. Авторская литературная сказка: Ф. Бауман и А. Волков / Л.Н. Дудина // Васильевские чтения (материалы междунар. научно-практ. конф.) – Усть-Каменогорск: Изд-во Рудный Алтай, 2002. – С. 27- 29.
4 Латова, Н. Удивительные приключения «Волшебника страны Оз» в России / Н. Латова // Детская литература. – 1995. – № 1-2. – С. 49-53.
5 Тюленев, П. Мир Александра Волкова: Изумрудный город / П. Тюленев // Мир фантастики и фэнтези. – 2005. – №27. – С. 15-22.
6 Розанов, А. Дорога в Изумрудный город [К 100-летию со дня рождения А.М. Волкова] / А. Розанов // Учительская газета. – 1991. – 18-25 июня (№ 25). – С. 11.
7 Бегак, Б. Жил был мальчик: К 90-летию со дня рождения А.М. Волкова / Б. Бегак // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 9. – С. 40-42.
8 Волков, А. Волшебник Изумрудного города / А. Волков. – Иваново: МП «ИНКОФОМ», 1991. – 126 с.
9 Кожевникова, Т. Для кого пишут сказки? / Т. Кожевникова. – М.: Детская литература, 1967. – 155 с.
10 Лупанова, И.П. Полвека: Очерки по истории советской детской литературы / И.П. Лупанова. – М.: Детская литература, 1969. – 303 с.
11 Степанов, Ю. С. Концепт / Ю.С. Степанов // Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. – М.: Академический проект, 2004. – С. 42-67.
12 Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. – М.: Просвещение, 1983. – 417 с.
13 Долинин, К.А. Текст и произведение / К.А. Долинин // Русский текст: Российско-американский журнал по русской филологии. – 1994. – № 2. – С. 7-17.
14 Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 274 с.
15 Клименко, Л.П. Некоторые особенности концептуальной структуры сакрального текста / Л.П. Клименко // Разноуровневые характеристики лексических единиц. Ч. 1. – М.: Наука, 2004. – С. 209-216.
16 Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин, Е.И. Васильев. – Екатеринбург, ЕГУ, 2000. – 303 с.
Информация о работе Анализ мотива пути в книге «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова