Анализ
трагедии Еврипида «Ипполит»
Выполнила:
студентка 1 курса
филологического факультета
группы ФЛ-РЛБ-11
Айрапетян Алина
Еврипид (ок. 480 - 406 гг. до н.э.)
- последний в ряду великих трагических
поэтов Древней Греции. Известно, что он
получил хорошее образование: учился у
философов Протагора и Анаксагора, дружил
с философами Архилаем и Продиком, был
владельцем обширной библиотеки. В отличие
от Эсхила и Софокла, более склонный к
уединенной творческой жизни, Еврипид
непосредственного участия в общественной
жизни не принимал. Однако произведения
драматурга содержат обильные отклики
на острые вопросы современности. При
этом позиция автора, равно как и эстетические
установки его, нередко вступает в полемику
с традицией, что вызвало недовольство
многих современников.
Известно, что за всю жизнь Еврипид
одержал лишь пять первых побед, хотя написал
и поставил большое количество произведений
(ему приписывается от 75 до 98 драматических
сочинений); до нас же дошло лишь 18 пьес
Еврипида.
Закономерным образом в новых
исторических условиях Еврипида интересует
прежде всего отдельный, частный человек,
сфера его личной, а не общественной жизни.
В соответствии с подобным смещением угла
зрения обязательное для трагедии столкновение
человека с противоборствующими силами
Еврипид переносит в плоскость человеческой
души, изображая конфликт человека с самим
собой. Поступки, а как следствие, их несчастья
и страдания у героев обычно вытекают
из их собственных характеров. Таким образом,
в сравнении со своими предшественниками,
Еврипид в большей мере концентрирует
внимание на изображении внутреннего
мира героев. Драматург создает ряд многообразных
характеров, рисуя различные душевные
порывы, противоречивые состояния, вскрывая
их закономерность и неминуемость трагической
развязки. Зритель присутствует при тончайших
душевных переживаниях героев и открывает
для себя сложность человеческой природы.
Акцент на изображении психологии персонажей
приводит к второстепенности драматической
интриги. Еврипид уже не уделяет столько
внимания построению действия, как, скажем,
Софокл, хотя драматические конфликты
в его пьесах остры и напряженны. Но обратим,
к примеру, внимание на начала и концы
его драм. Нередко в прологе Еврипид не
только дает завязку трагедии, но и рассказывает
заранее ее главное содержание, чтобы
в результате переключить внимание зрителя
с интриги на ее психологическое развитие.
Показательны также и концовки еврипидовских
драм. Он пренебрегает естественным развитием
и завершенностью действия и поэтому в
финале часто предлагает внезапную, внешнюю,
искусственную развязку, обычно связанную
с вмешательством божества, появляющегося
на специальной театральной машине.
Теме
борьбы страстей, источника человеческих
страданий, посвящена трагедия «Ипполит»,
поставленная через три года после «Медеи»
и удостоенная первой награды. В основе
трагедии лежит миф об афинском царе Тесее,
легендарном основателе афинского государства.
Миф о любви жены Тесея к своему пасынку
Ипполиту переплетается с известным фольклорным
мотивом преступной любви мачехи к пасынку
и обольщения целомудренного юноши. Но
Федра Еврипида не похожа на ту порочную
жену сановника Пентефрия, которая, по
библейскому сказанию, соблазняет прекрасного
Иосифа. Федра благородна по натуре: она
всеми способами старается преодолеть
неожиданную страсть, готовая лучше умереть,
чем выдать свои чувства. Страдания ее
так велики, что они преобразили даже облик
царицы, при виде которой хор в изумлении
восклицает:
Какая бледная! Как извелась,
Как тень бровей ее растет, темнея!
Любовь вселила Федре богиня
Афродита, разгневанная на пренебрегающего
ею Ипполита. Поэтому Федра не властна
в своих чувствах. От больной госпожи не
отходит старая преданная нянька, стараясь
понять причину ее болезни. Житейский
опыт помогает старухе: она хитростью
выпытывает тайну Федры, а затем, желая
ей помочь, без ее ведома начинает переговоры
с Ипполитом. Слова няньки поражают юношу,
вызывая у него гнев и возмущение:
...Отца
Священное она дерзнула ложе
Мне, сыну, предлагать.
Проклиная
старуху, Федру и всех женщин, Ипполит,
связанный клятвой, обещает молчать. В
первом несохранившемся варианте трагедии
Федра сама признавалась Ипполиту в любви,
а тот в страхе бежал от нее, закрыв плащом
лицо. Афинянам подобное поведение женщины
показалось настолько безнравственным,
что поэт переделал эту сцену и ввел посредницу-няньку.
Дальнейшая судьба трагедии сложилась
вопреки приговору современников Еврипида.
Сенека и Расин обратились к первой редакции,
как более правдоподобной и драматичной.
Узнав
ответ Ипполита, Федра, измученная страданиями
и оскорбленная в своих чувствах, решила
умереть. Но прежде чем покончить с собой,
она написала письмо мужу, назвав виновником
своей смерти Ипполита, якобы обесчестившего
ее. Вернувшийся Тесей находит труп любимой
жены и видит в руке у нее письмо. В отчаянии
он проклинает сына и изгоняет его из Афин.
Тесей обращается с мольбой к своему деду
Посидону: «Пусть мой сын не доживет до
этой ночи, чтоб мог я верить слову твоему».
Желание отца исполняется. Колесница,
на которой уезжает из Афин Ипполит, опрокидывается
и разбивается в щепки. Умирающего юношу
приносят обратно во дворец. К Тесею спускается
покровительница Ипполита Артемида, чтобы
рассказать отцу о невиновности сына.
Ипполит умирает на руках отца, а богиня
предрекает ему бессмертную славу.
Соперничество
Афродиты и Артемиды привело к гибели
неповинных и прекрасных людей, нанесло
удар Тесею и, наконец, в неприглядном
свете представило обеих богинь. Их вмешательством
Еврипид объяснял происхождение человеческих
страстей, продолжив гомеровскую традицию.
Но в объективной оценке деятельности
богов он выступил с позиций рационалиста,
критикующего традиционную религию. Неожиданное
появление Артемиды в эпилоге трагедии
позволило Еврипиду, хотя и внешними средствами,
разрешить сложный конфликт отца и сына.
Еврипид первым
ввел в драму любовную тему, которая в
некоторых его трагедиях стала центральной.
Доводы противников поэта, жестоко осудивших
смелое нововведение, приведены в изобилии
у Аристофана, который обвинял Еврипида
в развращении афинян и упрекал его в том,
что он создал образ влюбленной женщины,
тогда как «должен скрывать эти подлые
язвы художник».
Из положительных героев, наиболее
выражающих симпатии поэта, нужно прежде
всего указать Ипполита. Он — охотник
и проводит жизнь на лоне природы. Он поклоняется
девственной богине Артемиде, которая
представляется не только как богиня охоты,
но и как богиня природы. А в природе современные
философы видели свой высший идеал. Из
этого ясно, что основная концепция образа
подсказана поэту современной философией.
Ипполит один имеет возможность общаться
с богиней, слушать ее голос, хотя и не
видит ее. Он часто проводит время на заветном
лугу ее, куда не ступает нога обыкновенных
людей; из цветов он свивает венки для
богини. Кроме того, он посвящен в Элевсинские
и Орфические мистерии, не ест мясной пищи,
ведет строгий образ жизни и, естественно,
при таких условиях чуждается плотской
любви. Он ненавидит женщин и ту страсть,
которая чужда его идеалу и представляется
в лице Афродиты (сама Артемида считает
ее своим злейшим врагом). Стыдливость
— его прирожденное свойство. Он лучше
говорит в небольшом кругу избранных,
чем перед толпой. Он — ученый. Философа,
каким представляется Ипполит, не могут
увлечь ни власть, ни почести, ни слава.
При этом надо отметить и его непреклонную
твердость в соблюдении клятвы, хотя и
неосторожно данной: за нее он платится
своей жизнью. В пылу негодования он бросил
слова: «Язык мой клялся, сердце ж не клялось».
Но клятве своей он верен, и если Аристофан
истолковывает эти слова как образец двурушничества,
то это явная несправедливость. Общей
строгостью характера объясняется и его
отношение к Федре, его грозная обличительная
речь и проклятие женщинам.
«Соблазнов
много в нашей жизни есть, — говорит Федра,
— беседы долгие, безделье — сладкий яд».
Честная по своей натуре, она поняла собственное
бессилие перед захватившей ее страстью
и хотела молча, не открывая никому своей
тайны, умереть
Но среда ее погубила. В трагедии
очень живо показаны ее переживания. Мы
видим, как она, изнурившая себя голодом,
погруженная в думы, невольно выдает свою
тайную страсть: то она хочет напиться
воды из горного источника, то направить
псов на дикую лань или метнуть копьем
в нее. Во всех ее странных порывах обнаруживается
тайное желание быть ближе к любимому
человеку. Она стыдится, замечая безумство
своих слов. Поэт старается возвысить
самое чувство, говоря, что «Эрот учит
человека и делает поэтом, если даже он
не был им прежде». Федра выдала свою тайну
няньке, и та, опытная в таких делах, взялась
ей помочь, не спрашивая ее согласия. Невежественная,
научившаяся от уличных мудрецов находить
оправдание всякой подлости, она своей
решительностью обезоружила обессиленную
Федру. Ипполит недаром видит в таких наперсницах
величайшее зло: надо бы держать их подальше
от жен. Нянька своим вмешательством привела
к катастрофе. Ипполит негодует на гнусное
предложение, переданное нянькой. А Федра,
чувствуя себя оскорбленной, превращается
в озлобленную мстительницу, которая не
щадит ни себя, ни тем более врага, узнавшего
ее тайну. Пагубное вмешательство Афродиты
вызывает сострадание к ее жертве.
Пролог трагедии принадлежит
Киприде. Это - божественная угроза сыну
Амазонки за то, что он высокомерно относится
к силе богини любви. Федра, по словам Киприды,
тоже погибнет, только не по своей вине,
а потому, что через нее должен быть наказан
Ипполит. Богиня намечает и третьего участника
будущей трагедии - Фесея. Посидон обещал
ему исполнение трех желаний, и слово отца
погубит сына.
Хотя Афродита и
говорит об Ипполите, как о
своем личном "враге", который
ей "заплатит", но при восстановлении
эстетической силы пролога следует
помнить, что боги Еврипида давно
покинули Олимп. "Я не завидую,
- говорит богиня "Ипполита", - зачем
мне это?". Киприда потеряла уже наивный
облик защитницы Парида, чтобы возвыситься
до утонченного символа власти и стать
непререкаемой силой, "великою для смертных
и славною на небе"; в богине Еврипида
есть и новое самосознание, которое носит
печать века. "Ведь и в божественном
роде, - говорит Афродита, - людской
почет сладок".
Кара, идущая от такой
символической, рефлектированной богини,
должна была менее оскорбительно
влиять на нравственное чувство
зрителя, и Еврипид, возбуждая в
толпе нежную эмоцию сострадания,
не без тонкого художественного
расчета с первых же шагов
трагедии холодным величавым обликом
своей богини как бы ограждал чуткие сердца
от тяжкого дыхания неправды.
В заключительной сцене трагедии
звучит монолог Артемиды, в котором богиня
обращается к Тесею со словами укора. Появление
Артемиды в качестве deus ex machina в заключительной
сцене драмы символизирует апогей всей
катастрофы, происшедшей в доме Тесея.
Еврипид приписывает ей чисто человеческие
формы отношений - Артемида стыдит Тесея,
выговаривая ему так, как это принято у
людей. Еврипид устами Артемиды обвиняет
Тесея в смерти Ипполита, разъясняя несчастному
отцу, что именно он - виновник случившегося,
так как пренебрег свидетелями, гаданием,
не разобрал улик, жалея для истины времени.
В своем монологе Артемида сначала
обращается с обвинительной речью к Тесею,
а затем резюмирует содержание драмы в
целом, начиная от зарождения страсти
у Федры до появления ее обвинительного
письма, что дает Тесею возможность узнать
теперь правду и искать примирения. Эта
божественная поддержка в примирении
отца и сына увеличивает патетический
эффект сцены, приподнимает их обоих над
реальной действительностью, выделяя
среди прочих персонажей трагедии. Одновременно
Артемида раскрывает Тесею правду, объявляя
страсть Федры к Ипполиту делом рук Афродиты:
«Ведь уязвленная побуждениями самой
ненавистной из богинь для нас, которым
девственность - наслаждение, она страстно
полюбила твоего сына».
Богиня не совершает здесь ничего
чудесного, сверхъестественного. Функция
Артемиды в трагедии, по выражению исследователей,
«принципиально драматургична».
Список используемой литературы:
- Тронский И.М. История античной
литературы / Издание пятое М., 1988. Ч.1. Раздел II. Гл.II. стр. 142-143
- Радциг С.И.. История древнегреческой литературы / 5-е изд. М., 1982. Гл. XII. стр. 261-271
- Анненский И.Ф. Трагедия Ипполита
и Федры / М., "Наука", 1979
Волгоград 2014