Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 13:16, доклад
На военный совет перед Аустерлицким сражением собрались все начальники колонн, «за исключением князя Багратиона, который отказался приехать». Толстой не объясняет причин, побудивших Багратиона не явиться на совет, они и так ясны. Понимая неизбежность поражения, Багратион не хотел участвовать в бессмысленном военном совете. Но остальные русские и австрийские генералы полны той же беспричинной надежды на победу, какая охватила всю армию. Только Кутузов сидит на совете недовольный, не разделяя общего настроения. Австрийский генерал Вейротер, в чьи руки отдано полное распоряжение будущим сражением, составил длинную и сложную диспозицию - план предстоящего боя. Вейротер взволнован, оживлен. «Он был как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея времени уже обсуждать того, к чему поведет это движение».
Само сражение целиком
представлено с позиции князя Андрея.
Герой находится при штабе Кутузова. По
прогнозам всех командующих битва должна
быть выиграна. Поэтому князь Андрей так
занят диспозицией. Он внимательно наблюдает
за ходом сражения, замечает лакейство
штабных офицеров. Все группировки при
главнокомандующем хотели только одного
– чинов и денег. Простой народ не понимал
значения военных событий. Поэтому войска
так легко обратились в панику, ведь они
отстаивали чужие интересы. Многие жаловались
на засилье немецких военных в союзной
армии.
Князь Андрей взбешен массовым бегством
солдат. Для него это означает позорную
трусость. При этом героя поражают действия
штабной верхушки. Багратион занят не
организацией огромного войска, а поддержанием
его боевого духа. Кутузов прекрасно понимает,
что руководить такой массой людей, стоящих
на краю жизни и смерти, физически невозможно.
Он следит за развитием настроения войск.
Но и Кутузов в растерянности. Государь,
которым так восхищался Николай Ростов,
сам обращается в бегство.
Война оказалась непохожей на пышные парады.
Бегство апшеронцев, которое видел князь
Андрей, послужило для него сигналом судьбы:
«Вот она, наступила решающая минута! Дошло
до меня дело», - подумал князь Андрей и,
ударив лошадь, повернул к Кутузову».
Природа окутана туманом, как и та ночь,
когда князь Андрей так страстно хотел
славы. На мгновение окружению Кутузова
показалось, что фельдмаршал ранен. На
все уговоры Кутузов отвечает, что раны
у него не на мундире, а в сердце. Штабные
офицеры чудом смогли выбраться из общей
беспорядочной массы. Князя Андрея охватывает
стремление изменить ситуацию: « - Ребята,
вперед! – крикнул он детски-пронзительно».
В эти минуты князь Андрей не замечал снарядов
и пуль, летевших прямо на него. Он бежал
с криками «ура!» и ни минуты не сомневался
в том, что весь полк побежит за ним. Так
и получилось. Паникующие еще мгновение
назад, солдаты снова ринулись в бой. Князь
Андрей вел их со знаменем в руках. Этот
миг был поистине героическим в жизни
Болконского.
Здесь Толстой точно передает психологическое
состояние человека перед лицом смертельной
опасности. Князь Андрей совершенно случайно
видит обыденные сцены – драку рыжебородого
офицера и французского солдата из-за
банника. Эти рядовые сцены помогают нам
заглянуть в глубины человеческого сознания.
Сразу за эпизодом драки князь Андрей
чувствует, что он сильно ранен, но осознает
это далеко не сразу. Здесь автор также
выступает как тонкий знаток человеческой
души. У князя Андрея стали подкашиваться
ноги. Падая, он еще видел драку из-за банника.
Внезапно перед ним оказалось высокое,
пронзительно-голубое небо, по которому
тихо «ползли облака». Это зрелище заворожило
героя. Ясное, спокойное небо было совершенно
непохоже на земные баталии, бегство, суету.
Тональность повествования при описании
неба меняется. Само строение предложений
передает неторопливое движение облаков:
«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем
не так, как я бежал, - подумал князь Андрей,
- не так, как мы бежали, кричали и дрались.
Как же я не видел прежде этого высокого
неба». Это момент истины для героя. В одну
секунду он осознал ничтожность мимолетной
земной славы. Она не сравнима с безбрежностью
и величием неба, всего мира.
С этой минуты князь Андрей смотрит на
все события другими глазами. Его уже не
волновал исход сражения. Именно небо
Аустерлица откроет для героя новую жизнь,
станет его символом, олицетворением холодного
идеала.
Князь Андрей не мог видеть бегство Александра
Первого. Николай Ростов, мечтавший отдать
жизнь за царя, видит его истинное лицо.
Лошадь императора не в силах даже перескочить
ров. Александр бросает на произвол судьбы
свое войско. Кумир Николая был развенчан.
Сходная ситуация повторится и у князя
Андрея. В ночь перед сражением он мечтал
совершить подвиг, повести за собой армию,
встретить Наполеона. Все его желания
осуществились. Герой сделал невозможное,
у всех на глазах проявил героическое
поведение. Князь Андрей даже встретился
со своим кумиром Наполеоном.
Французский император имел обыкновение
проезжать поле битвы, смотреть на раненых.
Люди казались ему простыми марионетками.
Наполеону нравилось сознавать собственное
величие, видеть полную победу его неуемной
гордости. И в этот раз он не мог не остановиться
около лежавшего князя Андрея. Наполеон
посчитал его погибшим. При этом император
медленно произнес: «Вот славная смерть».
Князь Андрей сразу понял, что это было
сказано про него. Но слова кумира напоминали
«жужжание мухи», герой тотчас забыл их.
Теперь Наполеон казался князю Андрею
ничтожным, маленьким человеком. Таким
образом, герой Толстого осознал бесплодность
своих замыслов. Они были направлены на
мирское, суетное, проходящее. А человек
должен помнить, что есть в этом мире вечные
ценности. Думаю, что небо в какой-то степени
олицетворяет мудрые ценности. Князь Андрей
понял: жизнь ради славы не сделает его
счастливым, если в душе не будет стремления
к чему-то вечному, высокому.
В данном эпизоде князь Андрей совершает
подвиг, но важно не это. Самое главное
заключается в том, что герой осознал смысл,
значение своего подвига. Огромный мир
оказался неизмеримо шире честолюбивых
устремлений Болконского. В этом и сказалось
открытие, прозрение героя.
Князь Андрей противопоставлен в данном
эпизоде Бергу, трусливо бегущему с поля
боя, Наполеону, счастливому из-за несчастий
других. Э
пизод Аустерлицкого сражения – сюжетно-композиционный
узел первого тома романа. Эта битва меняет
жизнь всех ее участников, особенно жизнь
князя Андрея. Впереди его ждет настоящий
подвиг – участие в Бородинской битве
не ради славы, а ради Родины и жизни.
Информация о работе Анализ эпизода Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир»