Античность в поэзии Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

В XIX веке тема античности была актуальна для всех сфер искусства. Многие художники, например, Брюллов или Иванов, писали картины, содержащие античные сюжеты; архитектурные стили также восходили к канонам античной древности. В начале XIX века в литературе ещё господствует классицизм – направление, строгие принципы которого берут своё начало из истоков античного искусства. Наиболее ярким и выдающимся поэтом-классицистом является Г. Р. Державин, для творчества которого характерны античные мотивы и сюжеты – «Амур и Психея», «Спящий Эрот». Из этого следует, что античность в русской поэзии – не новое явление.

Вложенные файлы: 1 файл

Античность в поэзии Пушкина-2.docx

— 39.34 Кб (Скачать файл)

  В 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Арион». Арион – древнегреческий поэт, музыкант. По легенде, Ариона, плывущего на корабле, хотели ограбить и выбросить за борт матросы, но Арион, спев последнюю песню, кинулся в море сам. Очарованный его пением, его вынес на берег дельфин. «А я – беспечной веры полн, / Пловцам я пел…» Согласно Д. Благому, «исследователи считают, что в этом стихотворении Пушкин фигурально изобразил своё спасение во время погрома и гибели декабристов, среди которых его стихи пользовались такой большой популярностью». Заметим, что Пушкин несколько переиначивает легенду об Арионе. В стихотворении лирического героя, образ которого сравнивается с Арионом, случайно выбрасывает за борт корабля вихрем и волнами, к тому же, все остальные моряки погибают, а лирического героя выносит грозой на берег. Как мы видим, ни слова о дельфине-спасителе. У Пушкина образ Ариона своеобразный, отличный от традиционного. Как мы понимаем из стихотворения, пловцы не были агрессивно настроены к лирическому герою - Ариону. Они все вместе плыли на одном корабле, Арион пел им песни, а несчастье произошло из-за внезапно налетевшей морской бури. И только счастливца Ариона вынесло на берег – опять-таки, всё произошло случайно. В этом стихотворении античные мотивы применены в качестве символов. Пловцы – это декабристы, «кормщик умный» – руководитель декабристов, морской вихрь, неожиданно поднявшийся – царь, подавивший декабристское восстание, а поэт Арион – сам Пушкин, который был приверженцем декабристских идей. Пушкин сравнивает судьбу своего автобиографичного лирического героя с судьбой поэта Ариона. Это сравнение не случайное. Арион, бросаясь в море, ждал гибели, он не надеялся на спасение. Пушкин, принимая декабристские идеи, ожидал той же участи, которая постигла всех декабристов, но эта участь его миновала. «Лишь я, таинственный певец,/ На берег выброшен грозою, /Я гимны прежние пою…» Пушкинский Арион не погиб случайно, точно так же, как и античный Арион – в этом сходство двух образов, в остальном они различаются. В этом стихотворении античный мотив применён и в качестве символа, и в качестве сравнения, в результате чего получился новый авторский образ Ариона, близкий к античному.

   Обратим внимание на поэму «Евгений Онегин», написанную в 1823-1831 годах. В эту поэму так же включены античные мотивы и эпиграфы, в которых приведены цитаты из произведений античных поэтов. В первой главе, в строфе XXV Пушкин сравнивает Онегина с богиней любви и красоты Венерой; но в данном случае она упоминается только как богиня красоты. Отметим, что сравнение это нестандартное, а кроме того – очень ироническое. «Подобный ветреной Венере,/ Когда, надев мужской наряд,/ Богиня едет в маскарад». Автор имеет в виду, что «франт» Онегин следил за внешним лоском с женской аккуратностью – «Он три часа по крайней мере/ Пред зеркалами проводил». Помимо этого, автор для усиления иронического эффекта представляет Венеру, едущую на маскарад в мужском наряде. Маскарады в античное время проводились в честь бога Диониса. Пушкин проводит ироническую параллель между Онегиным и Венерой, между античным и современным (на период XIX века) маскарадом. В этом случае античные мотивы употребляются в ироническом значении.

  Помимо основного сюжета, в поэме встречаются лирические отступления, в которые автор включает собственные размышления. Строфа XXXII как раз является таким отступлением. Она начинается следующими строками: «Дианы грудь, ланиты Флоры/Прелестны, милые друзья!/ Однако ножка Терпсихоры/Прелестней чем-то для меня!» Диана (или Артемида) – богиня животного мира, охоты и женственности. У Пушкина Диана упоминается как богиня женственности, женской красоты. Пушкин сравнивает с Дианой дам из светского общества. Флора – богиня растительности и весны со свежими, молодыми ланитами – то есть щеками. Сравнение женщин с богинями лестное и в то же время очень художественное, но для произведений Пушкина оно не новое. Автор подчёркивает, что для него привлекательнее «ножка Терпсихоры». Терпсихора – муза танца. Пышные женские формы «светских богинь» уже наскучили, хочется увидеть что-нибудь стройное и изящное. В первых четырёх строках строфы XXXII античные мотивы применены автором в качестве сравнения и для того, чтобы выразить мысль языком классической художественности.

  Строфа XLIX – также лирическое отступление, в которой автор рассуждает о поэтическом вдохновении. Начинается эта строфа следующим образом: «Адриатические волны, / О Брента! Нет, увижу вас/ И вдохновенья снова полный,/ Услышу ваш волшебный глас!/Он свят для внуков Аполлона». Брента – река в Италии. Упоминая «Адриатические волны» и Бренту, автор намекает на то, что когда-то рядом с их берегами жили и занимались творчеством античные поэты (например, Петрарка), поэтому от этих мест веет вдохновением. «Волшебный глас» - таинственный отзвук древних античных времён, который «свят для внуков Аполлона», то есть для творцов и деятелей искусства. Ведь Аполлон – покровитель муз и искусств. В этой строфе античные мотивы употреблены автором для того, чтобы придать своим рассуждениям художественно-философскую мысль.

  В начале третьей  главы, в строфе II, Онегин сравнивает возлюбленную Ленского Ольгу с Филлидой. Филлида – в древнегреческой мифологии фракийская царевна, верная невеста, повесившаяся из-за того, что её жених долго не возвращался. Онегин называет Ольгу Филлидой как бы случайно, но на самом деле – нет. Если читать поэму дальше, то мы увидим, что Ольга не скорбела о Ленском и не оплакивала его, а вскоре после его смерти вышла замуж за улана, который пленил её. Здесь античный персонаж – Филлида, контрастирует с образом Ольги. Если в стихотворении «Арион» античный персонаж близок к лирическому герою,  то здесь – наоборот, он противоположен созданной автором героине. То есть в этой строфе античный мотив применён для сопоставления.

  В строфе L в седьмой главе вторично упоминается имя Терпсихоры. На этот раз образ музы танца ассоциируется у автора с образом Татьяны – скромной девушки, которая внешне ничем не выделяется из окружающего её общества, находящегося под покровительством «Мельпомены бурной» - музы трагедии. Трагедия как таковая здесь употребляется в значении театрального жанра; то есть Пушкин имеет в виду то, что все чувства «хладной толпы» наиграны, как в театре – слёзы, переживания, страдания неискренны. Неискренен и смех – муза комедии, – «Талия тихонько дремлет/ И плескам дружеским не внемлет». И только одна Терпсихора ведёт себя, не играя – она кружится в танце, не обращая внимания ни на «мишурную мантию» Мельпомены, ни на её «протяжный вой». В царстве Мельпомены Терпсихора чужая, так же, как Татьяна чужая в светском обществе. В этой строфе античные мотивы применяются в качестве образов-символов и для сравнения.

  Анализируя произведения Пушкина, мы видим, что античные мотивы и сюжеты в его творчестве находят самое разнообразное применение. По мере накопления поэтом литературного опыта античность в его творчестве приобретала своеобразные черты. Почему же Пушкин в своём творчестве применял именно античные мотивы и сюжеты? Потому что в античной литературе уже существовали проблемы, которые поднимались и позднее. Философская, гражданская, патриотическая, любовная лирика уже присутствовала в творчестве античных поэтов. Проблемы, которые поднимались в античном литературном творчестве, всегда были и будут актуальными, несмотря на то, что ранее они выражались в несколько иной форме в связи с продвижением времени и, следовательно, изменением представлений людей о жизни. Согласно статье академика Покровского, «некоторые любимые античные писатели <…> сопровождают Пушкина, начиная с лицейских лет до самой его смерти», следовательно, поэт, увлекаясь античной литературой, находил в ней те самые проблемы, которые были актуальны и в его время. Пушкин в как бы переносит ситуации из античности в своё время – отсюда появилось стихотворение «Лицинию» (1815), относящееся к гражданской лирике, где под образом Ветулия подразумевается Аракчеев, а под образом императора Лициния – царь Александр I; и наоборот – Пушкин переносил ситуации из своего времени в античное – отсюда стихотворение «Прозерпина». Кроме того, некоторые произведения Пушкина можно назвать «литературными картинами» - таковыми являются, например, стихотворения «Торжество Вакха» и «Нереида» (1820), в котором лирический герой тайно наблюдает за морской нимфой и созерцает её красоту. Пушкин погружает своих лирических героев в события далёкой античности – отсюда стихотворение «Арион».

  Если в произведениях классицизма античность применялась исключительно для того, чтобы придать произведению торжественность и высокий стиль, то в творчестве Пушкина мы находим не только разнообразное применение античным мотивам и сюжетам, но и замечаем, что Пушкин находит тоненькую нить, связывающую эпоху античности с последующими веками.       Эту нить поэт протягивает через все периоды своего творчества. В этом и заключается своеобразие художественного слога и стиля Пушкина.

_________________________________________________________________

 

                                    Список использованной литературы.

  1. А. Пушкин. Избранная лирика. Гослитиздат, Москва, 1936.
  2. Я помню чудное мгновенье. Из русской любовной лирики. Москва, изд-во «Правда», 1987.
  3. А. С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Том второй. Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения. Москва, Художественная литература, 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

   Курсовая работа

     по античной 

     литературе.

    

 

  

 


Информация о работе Античность в поэзии Пушкина