Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:36, сочинение

Краткое описание

В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
Читатель знакомится с Базаровым в начале романа. «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями», именно таким мы впервые видим Евгения. На протяжении всего романа рядом с ним находится Аркадий Кирсанов, они вместе учатся в медицинском институте, их связывают годы дружбы. Однако можно ли назвать отношения персонажей дружбой?

Вложенные файлы: 1 файл

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.docx

— 16.51 Кб (Скачать файл)

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.  

В 1862 году Тургенев пишет роман  “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между  двумя общественными лагерями: либеральным  и революционно-демократическим. В  своем произведении Тургенев показал  человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров. 

Читатель знакомится с Базаровым  в начале романа. «Человек высокого роста в длинном балахоне с  кистями», именно таким мы впервые  видим Евгения. На протяжении всего  романа рядом с ним находится  Аркадий Кирсанов, они вместе учатся в медицинском институте, их связывают годы дружбы. Однако можно ли назвать отношения персонажей дружбой?

Изначально Кирсанов и Базаров кажутся единомышленниками. Аркадий попадает под влияние Базарова, он боготворит своего друга, восхищается его прогрессивными взглядами и независимостью. Такие люди, как Е.В. Базаров нуждаются в учениках и поклонниках. Но чем дальше мы углубляемся в роман, тем больше понимаем, что отношения героев неоднозначны, мало похожи на дружбу.

Главная проблема, поставленная писателем  в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так. Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. Аркадий же по своим взглядам относится к «отцам», хотя и увлечен взглядами своего «учителя». Примкнуть к нигилистам его заставляют “молодая смелость да молодой задор”, однако часто он забывает о своем нигилизме и выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело пытается убедить Базарова, что Павел Петрович лучше, чем он кажется, а Николай Петрович – «золотой» человек. Аркадий не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко впоследствии от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья — деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это — “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”. 

Образ Базарова абсолютно не вписывается  в полную праздности жизнь Кирсановых. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать, встает чуть свет, проводит эксперименты и т.д.. Жизнь друзей в имении описана одной фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”. 

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства.  Для Базарова “Рафаэль гроша медного не стоит...”. Он полагает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать — “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это — крайность базаровского нигилизма. Очень многие люди вызывают у Базарова негативные эмоции, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи.

По-разному друзья  относятся  и к любви. Базаров здесь скептик. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Однако, знакомство с Одинцовой заставляет его поменять свои взгляды. Идеал Аркадия, напротив, в семье, уюте и покое, его женитьба на Кате лишнее тому подтверждение.

Нигилизм Базарова приводит его  к тому, что он начинает стыдиться  естественных человеческих чувств. Он очень требователен к себе, проявляет  сухость  даже по отношению к самым  близким людям – родителям. Но это вовсе не значит, что он их не любит. 

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом — конфликт романа, выраженный приемом контраста.  
    Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм. 

В конце концов, Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Он спокойно принимает свою приближающуюся кончину, не боится собственной смерти. К Аркадию же его убеждения не прижились, он осознает, что они не для него, со временем он приобретает свое мнение и перестает слепо идти на поводу. Так, Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем».  Взаимоотношения Аркадия и Евгения нельзя, на мой взгляд, назвать дружбой. Дружба не может быть основана на подчинении одного другому, не притянутся и слишком явные противоположности. Тургенев постепенно раскрывает нам разницу мировоззрений, постепенно приятели расходятся во взглядах на основополагающие вещи, «ученик» уходит от своего «учителя».

«Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев).


Информация о работе Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Сравнительная характеристика