Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:13, реферат
В этих вопросах и мнение исследователей было неоднозначным. Иван Аксаков писал, что « поэзия Лермонтова – это тоска души, болеющей от своей собственной пустоты вследствие безверия и отсутствия идеалов». Литературовед Л. Семенов отмечает, что Библия помогала поэту «в минуту жизни трудную, а С.Н. Дурылин считает, что Лермонтов в конце своего творческого пути устает от демонического начала в своей душе и приходит к написанию «чудных молитв», полных веры, надежды и любви. Среди различных тем и разработок рассматривался и вопрос о религиозности поэта и его религиозного воспитания в доме бабушки Е.А. Арсеньевой.
К концу 30-х годов ХХ века начинается многостороннее изучение поэта, а в 1981 году в «Лермонтовской энциклопедии» появляются статьи: «Религиозные мотивы», «Библейские мотивы», «Богоборческие мотивы» и «Демонизм».
Введение.
Глава 1. Лермонтов и Библия.
Глава 2. Молитвенная лирика Лермонтова.
Заключение
Дзержинского района г. Волгограда
Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова
Работу выполнила: Ковалева Ангелина
8 «Б» класс МОУ лицея № 7
Учитель русского языка и литературы: Артамонникова Лариса Николаевна, учитель первой категории
Волгоград 2011
Содержание
Введение.
Глава 1. Лермонтов и Библия.
Глава 2. Молитвенная лирика Лермонтова.
Заключение
Введение
В истории литературной жизни России М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление. Поэт, проживший всего 26 лет, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. При знакомстве с его творчеством возникает вопрос, откуда же берет свое начало богоборческая лирика, и каково действительное отношение Лермонтова к Богу, к Библии?
В этих вопросах и мнение исследователей было неоднозначным. Иван Аксаков писал, что « поэзия Лермонтова – это тоска души, болеющей от своей собственной пустоты вследствие безверия и отсутствия идеалов». Литературовед Л. Семенов отмечает, что Библия помогала поэту «в минуту жизни трудную, а С.Н. Дурылин считает, что Лермонтов в конце своего творческого пути устает от демонического начала в своей душе и приходит к написанию «чудных молитв», полных веры, надежды и любви. Среди различных тем и разработок рассматривался и вопрос о религиозности поэта и его религиозного воспитания в доме бабушки Е.А. Арсеньевой.
К концу 30-х годов ХХ века начинается многостороннее изучение поэта, а в 1981 году в «Лермонтовской энциклопедии» появляются статьи: «Религиозные мотивы», «Библейские мотивы», «Богоборческие мотивы» и «Демонизм».
Таким образом, в литературоведении (лермонтоведении) вновь возникает пристальный интерес к этой проблеме, делаются попытки исследовать вопрос, интересующий многих. В 90-е годы вновь стали появляться статьи и заметки в журналах, комментирующие связь Лермонтова с Библией.
Название работы – «Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова» многозначно. В Лермонтовской энциклопедии (1981г.) дается следующее определение: «Мотив - (от французского motif - мелодия, напев) - устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений».
Мотив может быть рассмотрен в контексте всего творчества одного или нескольких писателей, а также отдельного произведения. Мотивами стали называть и характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и переживаний. Данное определение используется и в современном лермонтоведении.
Формулировка «Библейские мотивы» включает в себя христианские, евангельские мотивы, потому что они берут свое начало из книг Нового Завета. Библейские мотивы зачастую сочетаются в одном произведении, но воспринимаются они по-разному. Это и лирические переживания, состояния и настроения, поэтические воплощения идей о Боге, о мироздании, о человеке как образе и подобии Божием. В них дается художественное истолкование лиц и сюжетов из Библии. Конечно же, черты мировосприятия налагают свою печать на разработку этих мотивов каждым поэтом, но у Лермонтова в библейской теме желание понять непознанное выходит на первый план.
Цель работы: найти в произведениях Лермонтова библейские мотивы и доказать, что они берут свое начало из Библии, а также доказать, что в их появлении немаловажную роль сыграло религиозное воспитание поэта в доме Е.А. Арсеньевой.
Задачи: 1. Выявить основные библейские темы, образы, сюжеты, идеи и определить их место в произведениях Лермонтова.
2. Произвести анализ стихотворений-молитв поэта.
Гипотеза: на появление произведений с библейскими мотивами в творчестве М.Ю. Лермонтова серьезное влияние оказала Библия и его религиозное воспитание в доме Е.А. Арсеньевой.
Объект исследования: произведения М.Ю. Лермонтова, книги Священного писания Ветхого Завета и Нового Завета ( Библия).
Актуальность: духовно – нравственное развитие посредством знакомства с библейской литературой, которая связана с темой духовных исканий поэта.
Глава I. Лермонтов и Библия
Жизненно-поэтическое мышление Лермонтова, с детства соприкасавшегося с религиозно-молитвенным обиходом в доме своей бабушки Е.А. Арсеньевой, было приобщено к кругу образов «Писания» (Библии). Вся внутренняя жизнь поэта протекает как бы перед Его, которого Лермонтов именует (как сказано в книге Бытия) «создателем мира», «творцом природы», взором. Возможно поэтому в лирических стихотворениях, связанных темой духовных исканий поэта, показана эволюция мировосприятия лирического героя как путь к Богу, который создал Землю. В светлые минуты своей жизни поэт слагает дивные гимны Создателю прекрасной, величественной вселенной.
Некоторые исследователи называют стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» иконой русской природы. Слово «икона» в переводе с греческого языка – образ, священное изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых. Икона создается для общения с Богом. Это стихотворение будто образ Божьего творения. На лермонтовской «иконе русской природы» непременные золотое поле, лес, ручей. Эти картины трогают наше сердце, потому что мы чувствуем неразрывную связь с землей и ее Творцом, который с любовью смотрит на свое творение:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
Лермонтовское « и в небесах я вижу Бога» напоминает пророка Илью, которому Бог явился не при вихре, не при землетрясении или в огне, а в таинственной тишине. Лермонтов говорит о ветерке, Библия – «о веянии тихого ветра»(I кн. Царств, 19. 11-13). Можно предположить, что эти строки из Библии послужили основой в написании стихотворения.
По мнению многих исследователей, в стихотворении «Пророк» (1841г) тоже присутствует тема из Ветхого Завета, касающаяся пророка Ильи.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи;
Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя...
вспоминаются не только евангельские «птицы небесные», но и вороны, по повелению свыше кормившие в пустыне пророка Илью (3 кн. Царств 17:1-6). Сходство стихотворения можно найти и в книге Нового Завета : «И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая...» (Откровение 18.19)
В эпизодах библейских сказаний можно выделить темы из Ветхого Завета, вызывавшие у поэта лично-психологический отклик. Именно такой является строка из стихотворения «Поэт», 1838г.: «Твой стих, как божий дух, носился над толпой». В ней имеется сходство с картиной описания сотворения мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий
носился над водою» ( Бытие, 1.2).
Тема тревоги и необъяснимых душевных терзаний также прослеживается в стихотворениях поэта. Судьбу его нельзя назвать счастливой, возможно, поэтому он не раз говорил о жизни, как о чаше страданий:
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами;
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадает,
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был - мечта,
И что она - не наша! ( «Чаша жизни»)
Тема «чаши горя» также берет свое начало из Библии. В разных ее местах можно встретить такие изречения: «Если возможно, да минует меня чаша сия» (Евангелие от Марка, 14:36); «Чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли» (Псалом 74.9.)
Тема скоротечности и незаметности скупо отмеренной человеку жизни перед лицом вечного бытия также присутствует в творчестве Лермонтова. В стихотворении «1831-го июня 11 дня» Лермонтов перелагает слова псалма:
Есть всему конец;
Немного долголетней человек
Цветка; в сравненье с вечностью их век
Равно ничтожен...
В Псалтыре 102.15-16 написано: «Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.»
И все же Лермонтов ищет выход из этой тесной ограниченности земного существования. Ищет не в сверхвременном благополучии, которое было обещано роду праведников («хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» - Псалом 101.18), а в высвобождении души из телесной оболочки и в творческом бессмертии:
В таком же духе дается эпиграф к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и cе аз умираю.» Данный ветхозаветный текст относится сегодня к числу устойчивых выражений традиционно - книжного происхождения. Источник у поэта указан в самой общей форме, без обозначения главы и стиха. В названной Лермонтовым 1 кн. Царств (по древнееврейскому оригиналу - это 1 кн. Самуила) эпизод, откуда заимствуется эпиграф, читается в главе 14, ст.22 по 45. « И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду» (1кн. Царств 14. 29.)
Рассчитывая на восприятие читателей, которым были хорошо известны библейские тексты, Лермонтов не только сравнивает героя своей свободолюбивой поэмы с вызывающим сочувствие образом юноши Ионафана, но, возможно, противопоставляет своего героя библейскому. Ионафану народ не дал погибнуть, юноша избежал казни за нарушение безрассудного обета. А Мцыри за невоздержную любовь к жизни и свободе обречен к смерти. Но вместо оправдательной интонации Ионафана: «Я отведал... немного меду» (там же, 43), - у Лермонтова слышится горький упрек: «так мало» меда.
Интерес поэта к миру Ветхого Завета роднит его с Байроном (Л. Гроссман). Переложение "Еврейской мелодии" Дж.Байрона Лермонтов приближает к библейскому повествованию:
Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!
Вот арфа золотая:
Пускай персты твои, промчавшися по ней,
Пробудят в струнах звуки рая.
И если не навек надежды рок унес,
Они в груди моей проснутся,
И если есть в очах застывших капля слез -
Они растают и прольются.
Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,
Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Иль разорвется грудь от муки...
У английского поэта нет упоминания о царственном сане лирического героя, у Лермонтова – «Как мой венец, мне тягостны веселья звуки».
Библейским источником служит для Лермонтова эпизод из I-ой книги Царств (16), где повествуется о «злом духе от Господа», насланном за грехи на Саула, и о юном Давиде, разгонявшем игрой на арфе мрачную меланхолию царя.
Следует заметить, что в своих произведениях Лермонтов часто говорит об Ангелах, которые немолчно славят Бога. Замысел стихотворения «Ангел», возможно, возник в связи с воспоминанием о песне, которую Лермонтов слышал в младенчестве от матери:
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и тучи, и звезды толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Эти стихи напоминают древний Псалом:
Хвалите господа с небес;
Хвалите Его, все ангелы Его;
Хвалите Его, все воинства Его;
Хвалите Его, солнце и луна;
Хвалите Его все звезды света... (Псалом 148,1-4).
Детские годы и религиозное воспитание в доме бабушки также наложило свой отпечаток на мировосприятие поэта, его творчество, возможно, отсюда берут свое начало следующие строки:
Ребенка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих,
Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
( «Ребенка милого рожденье»,
В письмах Е.А. Арсеньевой к своему внуку также звучат благословляющие слова: «Христос с тобою, будь над тобою милость Божия».
Информация о работе Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова