Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 07:35, биография
Пушкин (Александр Сергеевич) - величайший русский поэт, род. 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой ул. О своих предках по отцу он пишет в 1830-31 гг.: "Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, говорит летописец, т.е. знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского... Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории. В малом числе знатных родов, уцелевших от кровавых опал паря Иоанна Васильевича Грозного. историограф именует и Пушкиных.
В 1814 г. Сергей Львович П. вновь поступил на службу в Варшаве по комиссариату (чиновником он оказался, конечно, крайне небрежным), а его 15-летний сын впервые выступил в печати с стихотворением: "Другу-стихотворцу" (4 июля, в 13 No "Вестника Европы"), за подписью: Александр Н. К. ш. п.
Несмотря на подъем патриотического чувства, которое было естественным следствием событий 1812-1814 гг., первые поэтические опыты П. направлялись не в эту сторону, а являлись подражанием любовной и вакхической лирике и отчасти сатире французских и русских учеников и продолжателей Горация. Из французских поэтов П. больше всего подражал Парни, из русских - Батюшкову, Жуковскому, Василию П. Но и в этих "полудетских песнях на чужой голос" местами слышится будущий П., то в искренности чувства, то в оригинальности мыслей и ощущений, то в силе и смелости от дельных картин и стихов.
В этих пробах пера нельзя не заметить
и уменья усваивать от каждого
образца лучшее и быстро отделываться
от его недостатков: так, псевдоклассический
арсенал собственных имен, очень
богатый в наиболее ранних стихотворениях
Пушкина, скоро уступает место умеренному
употреблению утвердившихся формул;
славянские выражения, в роде: пренесенный, взмущенны волны, расточил враг
Но вот наступил день публичного экзамена 8 января 1815 года (переходного в старший класс), на который приехал Державин. Пушкину велели прочесть собственное стихотворение: "Воспоминания в Царском Селе", написанное (по совету Галича) в державинском и даже отчасти ломоносовском стиле (но местами с истинным чувством, сильно и красиво выраженным), во славу Екатерины, ее певца и ее победоносного внука. Державин был растроган, хотел обнять поэта (который убежал, вследствие юношеской конфузливости) и, говорят, признал в П. достойного себе наследника. Это стихотворение, за полной подписью автора, было напечатано в "Российсском Музеуме", который в том же году поместил и еще несколько произведений П.
С этого времени П. приобретает
известность и за стенами лицея,
что заставило смотреть на него иными
глазами и его самолюбивых
родителей, только что переселившихся
в Петербург на постоянное жительство.
16-ти-летний лицеист отдался поэзии,
как призванию, тем более, что
через отца и дядю он имел возможность
познакомиться лично с ее наиболее
уважаемыми им представителями: к нему
в лицей заезжали Жуковский и
Батюшков, ободряли его и давали
ему советы (особенно сильно и благотворно
было влияние Жуковского, с которым
он быстро и близко сошелся летом
1815 г.; см. стих. "К Жуковскому").
Профессора начинают смотреть на него
как на будущую известность; товарищи
распевают хором некоторые его
пьесы в лицее же положенные на
музыку. В своих довольно многочисленных
стихотворениях 1815 г. П. уже сознает
силу своего таланта, высказывает глубокую
благодарность музе, которая скрасила
ему жизнь божественным даром, мечтает
о тихой жизни в деревне, при
условии наслаждения
В это время в П. начинает вырабатываться
способность истинного
В 1816 г. известность П. уже на столько велика, что стареющийся лирик Нелединский-Мелецкий, которому императрица Марья Федоровна поручила написать стихи на обручение великой княжны Анны Павловны с принцем Оранским, прямо отправляется в лицей и заказывает пьесу П., который в час или два исполняет заказ вполне удовлетворительно. Известные светские поэты (кн. П. А. Вяземский, А. А. Шишков) шлют ему свои стихи и комплименты, и он отвечает им, как равный. Дмитриев и Карамзин выражают очень высокое мнение об его даровании (последний летом этого года жил в Царском, и П. был у него в доме своим человеком); с Жуковским, которого после смерти Державина считали первым поэтом, Пушкин уже сотрудничает ("Боже царя храни!"). Круг литературного образования П. значительно расширяется: он перечитывает старых поэтов, начиная с Тредьяковского, и составляет о них самостоятельное суждение; он знакомится с немецкой литературой (хотя и во французских переводах). Анакреонтические мотивы Батюшкова начинают, в произведениях П., уступать место романтизму Жуковского.
В наиболее задушевных стихотворениях
П., господствует элегическое настроение,
которое в самом конце пьесы
своеобразно заканчивается
Идеальная любовь П.; по-видимому, не мешала увлечениям иного рода; но и для них он умел находить изящное выражение, то в полународной форме романса - песенки в тоне Дмитриева и Нелединского ("К Наташе", горничной княжны Волконской), то с привнесением оригинальной идеи (напр, "К молодой вдове"). Умные мысли, искреннее чувство и изящные пластичные образы находим мы у П. даже в именинных поздравлениях товарищам и в альбомных стихотворениях, которые он писал им перед выпуском и копии с которых сохранял: видно, что и тогда уже он дорожил каждым стихотворным словом своим и никогда не брался за перо только для того, чтобы наполнить пустую страницу.
В языке его теперь чаще прежнего
встречаются смелые для того времени,
чисто народные выражения (в роде:
частехонько, не взвидел и пр.), до
тех пор освященные примером одного
Крылова (его П. изучал уже с 15-летнего
возраста; см. "Городок"). Благодаря
лицейской свободе, П. и его товарищи
близко сошлись с офицерами лейб-
Это было не совсем подходящее общество для 17-ти-летних "студентов", и вакхическая поэзия П. именно здесь могла перейти из области мечтаний в действительность; но не следует забывать, что среди лейб-гусар П. встретил одного из самых просвещенных людей эпохи (притом убежденного врага всяких излишеств), П. Я. Чаадаева, который имел на него сильное и благотворное влияние в смысле выработки убеждений и характера; да и прославившийся своими проказами и "скифскою жаждою". П. Н.
Каверин учился в геттингенском университете, и не даром же П. видел в нем живое доказательство того, Что резвых шалостей под легким покрывалом И ум возвышенный и сердце можно скрыть (см. "Послание к Каверину", в первонач. виде). Дружеские отношения с лейб-гусарами и свежая память о войнах 1812 -15 гг. заставили и П. перед окончанием курса мечтать о блестящем мундире; но отец, ссылаясь на недостаток средств, согласился только на поступление его в гвардейскую пехоту, а дядя убеждал предпочесть службу гражданскую.
П., по-видимому без особой борьбы и неудовольствия, отказался от своей мечты и в стихах стал подсмеиваться над необходимостью "красиво мерзнуть на параде". Его гораздо более прельщала надежда "погребать покойную академию и Беседу губителей российского слова" (письмо кн. Вяземскому от 27 марта 1816 г.); он рвался в бой, но в бой литературный.
По родственным и дружеским
связям, а еще более по личному
чувству и убеждению он был
всецело на стороне последователей
Карамзина в Жуковского и вообще
всего нового и смелого в поэзии.
Еще на лицейской скамье он был
пылким "арзамасцем", в самых
ранних стихотворениях воевал с "Беседой"
и кн. Шаховским, и на них впервые
оттачивал свое остроумие. "Арзамас"
оценил его талант и рвение и считал
его заранее своим
9 июня 1817 г. государь явился в
Лицей, сказал молодым людям
речь и наградил их всех
жалованьем (П., как окончивший по
2-му разряду получил 700 р.). Через
4 дня П. высочайшим указом
В начале июля он уехал в отпуск
в Псковскую губ., в село Михайловское,
где родные его проводили лето.
Позднее П. вспоминал, как он "обрадовался
сельской жизни, русской бане, клубнике
и пр.; но - продолжает он - все это
нравилось мне недолго. Я любил
и доныне люблю шум и толпу".
Уже за 2 недели до конца отпуска
П. был в Петербурге и писал
в Москву кн. Вяземскому, что "скучал
в псковском уединении". Однако,
и из кратковременного пребывания в
деревне П. вынес несколько плодотворных
воспоминаний (знакомство с родственниками
Ганнибалами и поэтическая
Жизнь, которую вел П. в Петербурге
в продолжение трех зим (1817-1820), была
очень пестрая, на глаза людей, дурно
расположенных к нему - даже пустая,
беспорядочная и
Дома он много читал и работал над поэмой "Руслан и Людмила", задуманной еще в Лицее, а вне дома жег "свечу жизни" с обоих концов. Он проводил вечера и целые ночи с самыми неистовыми представителями "золотой молодежи", посещал балет, участвовал в шутовском "оргиальном" обществе "Зеленой лампы", изобретал замысловатые, но не невинные шалости и всегда готов был рисковать жизнью из-за ничтожных причин.
"Молодых повес счастливая
семья" состояла, однако, из людей
развитых и в умственном, и
в эстетическом отношении; на
их веселых ужинах смело
В конце сентября или в октябре 1817 г. П. в первый раз (и в последний, за прекращением заседаний) посетил Арзамас, этот "Иерусалим ума и вкуса", и завязал прочные, на всю жизнь, сношения с его членами. Но Арзамас, при всей свежести идей своих, все же был только литературной партией, кружком, и П. скоро перерос его. Уже в 1818 г. он является к П. А. Катенину, взгляды которого довольно далеко расходились с принципами Арзамаса, со словами: побей, но выучи. Катенин, как признавал П. впоследствии, принес ему великую пользу: "ты отучил меня от односторонности в литературных мнениях, а односторонность есть пагуба мысли" (письмо 1826 г. No 163).
П. находит время часто видаться с Дельвигом и Кюхельбекером, с которыми его прежде всего соединяет любовь к литературе; он постоянный посетитель суббот Жуковского, частый гость в доме Карамзина. Когда он, после 8 месяцев такой слишком переполненной жизни, схватил гнилую горячку и должен был потом отлеживаться в постели, он "с жадностью и со вниманием" проглатывает только что вышедшие 8 т. "Истории" Карамзина и всецело овладевает их сложным содержанием.
Он все умеет обращать на пользу
своему великому делу: любовные интриги
дали ему в 19 лет такое знание
психологии страсти, до которого другие
доходят путем долгого
В эту пору стихи для него - единственное средство изливать свою душу; как далеко шагнул он в них вперед в смысле красоты формы и силы выражений, видно из невольного восторга друзей-соперников, которые тонко понимали это дело (кн. Вяземский пишет Жуковскому 25 апр. 1818 г.: "Стихи чертенка-племянника чудесно хороши. В дыму столетий это выражение - город. Я все отдал бы за него движимое и недвижимое. Какая бестия! Надобно нам посадить его в желтый дом: не то этот бешеный сорванец нас всех заест, нас и отцов наших").