Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:32, реферат
Поэт родился 26 мая (6 июня н.с.) 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна Пушкина -внучка Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию в 1706 г. (Арапа Петра Великого).Воспитание французскими гувернерами помимо отличного знания французского, привило ему любовь к чтению . Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«КГПУ им. В. П. АСТАФЬЕВА»
Реферат:
«Биография Александра Сергеевича Пушкина»
и ВТ.
Власова Д. В.
Проверил: Хромых А.С.
Красноярск 2012
Введение
Александр Сергеевич Пушкин- основатель новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Поэт
родился 26 мая (6 июня н.с.) 1799 года в
Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей
Львович Пушкин, принадлежал к
старинному дворянскому роду; мать,
Надежда Осиповна Пушкина -внучка Ганнибала
А. П., сына эфиопского князя, попавшего
в Россию в 1706 г. (Арапа Петра Великого).
1. Детство А.С.Пушкина. Первые проблески дарования (1799-1811)
Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года в Москве. Здесь прошло его детство. Память ребенка не сохранила впечатлений от поездок в Петербург и Михайловское — ему не было и двух лет, когда родители вернулись в Москву.
Родители мало занимались ребенком. Его отец, Сергей Львович, мало думал о своем хозяйстве, о судьбе крепостных, о доме, о воспитании детей. Он был душой светского общества, любил сострить, блеснуть каламбуром, удивить общество изящным стихом., Его мать, Надежда Осиповна, красивая светская женщина, была занята только собой. Постоянная неуравновешенность ее характера создавала в семье напряженную, нервную атмосферу.
Вследствие этого ему не пришлось быть любимым и балованным сыном ни своей матери, ни своего отца. Напротив того, Надежда Осиповна выказывала открытое предпочтение старшей дочери Ольге и младшему сыну Льву. Это обстоятельство, однако же, имело впоследствии благодетельное влияние на Пушкина. Не избалованный в детстве излишними угождениями, он легко переносил лишения и рано привык к мысли искать опоры в самом себе.
Единственными
друзьями его раннего детства
были бабушка и знаменитая, воспетая
им впоследствии, нянюшка Арина Родионовна.
Марья Алексеевна была женщина замечательная,
бывалая, прошедшая сквозь огонь
и воду после разлуки со своим
мужем и отличавшаяся не только опытностью,
но и здравым смыслом. Нянюшка
Арина Родионовна, представлявшая из
себя тип старинных, преданных барских
слуг, поражала знанием народной поэзии:
ей известен был весь сказочный мир
и она передавала его чрезвычайно
оригинально. Поговорки, пословицы, присказки
не сходили у нее с языка. Большую
часть народных былин и песен,
которых Пушкин так много знал,
слышал он от Арины Родионовны. Таким
образом, этим двум женщинам обязан был
Пушкин наиболее поэтическими элементами
своей музы: в то время как Арина
Родионовна раскрывала перед ним
сокровища народного эпоса, Марья
Алексеевна увлекала его своими рассказами
о старине и о своих молодых,
полных приключений годах в
У отца была превосходная библиотека, преимущественно на французском языке. Ребенок жадно потянулся к книге. Тайно от взрослых он по ночам пробирается к книжным шкафам, читает при свете свечи. Он зачитывается Вольтером. Чтение превратилось в страсть.
Впечатления окружающего мира, литературной среды, книг переполняют душу ребенка. На восьмом году жизни он начинает писать, подражая Лафонтену, Вольтеру и Мольеру. Из-под его пера выходят басни, шуточные поэмы, комедии. Свою комедию “Похититель” он один “разыгрывает” перед сестрой. Он пишет небольшие стихи в альбомы соседских барышень. Взрослые не придают значения поэтическим упражнениям мальчика. До нас не дошло даже отрывков из этих ранних произведений Пушкина.
К двенадцати годам Пушкин в общем, развитии намного опередил своих сверстников. Он, по словам своего брата, “был одарен памятью неимоверного и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу”. Однако это не мешало ему бегать и прыгать через стулья, ловко бросать мяч, то есть оставаться двенадцатилетним шаловливым мальчиком. Он любил родную природу, народные сказки и песни, любил бабушку, няню, любил книги. Еще неосознанно сливались в его сознании русская национальная культура с лучшими идеями западного просвещения. Ко всему следует заметить, что большинство первых стихотворных опытов Пушкина было написано им на французском языке, из чего можно заключить, что в эту пору детства родным языком поэта, на котором он и думал и писал, был французский.
Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Пушкина с родителями; его характер начали исправлять, ломая его волю, а он оказывал энергическое сопротивление. В результате отношения обострились настолько, что 12-летний мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к сестре и с удовольствием покинул родительский дом.
2. Лицейские годы А. С. Пушкина (1811-1817)
Получив хорошие знания в домашних условиях, которые были в первую очередь заслугой самого мальчика, Александр Пушкин не хотел останавливаться на достигнутом. Его душа требовала все больше знаний и чтения, творчества и литературы, общения с единомышленниками и талантливыми людьми. Александру повезло и в этом плане. Ведь именно в 1810 году по заказу Александра I начали сооружать особое заведение в Царском Селе, что недалеко от Санкт-Петербурга. Через год здание было построено и открыто для учащихся. Отец Александра твердо решил пристроить в лицей своего сына. Задействовав все свои обширные связи, Сергей Львович добился своего.
Изначально это учреждение было рассчитано на детей из дворянских малообеспеченных семей. Поступали же сюда только те, кто смог найти хороших покровителей. Таким образом, среди тридцати счастливчиков оказался и Александр Пушкин. С 19.10.1811 г. начинается активная лицейская жизнь молодого человека. Несмотря на то, что лицей был закрытым заведением, где учителя заставляли мальчиков учить уроки, зубрить языки и много читать, лицейский дух все же был свободным. Здесь с пониманием относились к самообразованию и всегда поощряли инициативу учеников. Обучаясь в Царскосельском лицее, Пушкин застал и войну с армией Наполеона. Именно с многочисленными войсками в лицей проникали либеральные идеи, кричащие о свободе и равенстве.
В
январе 1815 года, 4-го и 8-го, в первый раз
происходило в лицее
Летом 1815 года, посещая часто
Царское Село и читая императрице
стихи свои, Жуковский сблизился
с Пушкиным и полюбил его, как
родного. Это было время самой
громкой славы Жуковского. Три
издания "Певца в стане русских
воинов" раскупились в один год;
"Послание к императору Александру"
было принято с восторгом, как
выражение общих народных чувств.
Друзья носили Жуковского на руках. Вдовствующая
императрица, Марья Федоровна, весьма
благоволила к нему. И можете себе
представить, что этот 32-летний поэт,
доживший до полного развития своего
таланта и апогея своей славы,
до такой степени сразу был
увлечен гением Пушкина, что ему,
15-летнему мальчику, сидевшему на
школьной скамейке, нарочно читал
свои стихи, и если в следующие
свидания Пушкин не вспоминал и не
повторял их, то Жуковский считал такие
стихи слабыми и уничтожал
их или переделывал. В то же время
с нежным отеческим участием Жуковский
радовался блестящим успехам
Пушкина, снисходил к его увлечениям,
прощал его заносчивость, берег его,
заботился о нем. Сам Пушкин впоследствии
называл его своим ангелом-
К тому же времени относится
и сближение Пушкина с
К этому же периоду относится знакомство и сближение Пушкина с другими передовыми силами русской литературы того времени, каковы И.И. Дмитриев и Батюшков. С Дмитриевым он познакомился через Карамзина; Батюшков был старый друг Сергея Львовича. Наконец тогда же сблизился с Пушкиным и А.И. Тургенев, который до конца жизни оставался с ним в самых приязненных отношениях и часто с ним переписывался.
Ранние и быстрые литературные успехи побудили Пушкина еще с большим рвением и страстностью приняться за развитие своего поэтического таланта. Отбывая кое-как школьную науку, неглижируя и ленясь, в то же время дни и ночи просиживал юноша в своей каморке под №14, беседуя с музами. Довольно сказать, что в стенах лицея он успел написать около ста двадцати стихотворений и тут же задумал и начал писать первую свою поэму "Руслан и Людмила". Но так велика была скромность молодого поэта, что и тогда весьма немногие из своих стихотворений он решался посылать в печать, причем сердился и выходил из себя, когда некоторые стихотворения были печатаемы друзьями помимо его ведома. Даже и впоследствии, выпустивши в 1826 году первое издание своих произведений, Пушкин из 120 лицейских стихотворений своих удостоил печати лишь 23 пьесы.
В половине мая 1817 года начались в лицее выпускные экзамены и тянулись 15 дней при многочисленной публике. Посетителям предоставлено было задавать лицеистам вопросы, что дало повод к занимательным ответам и прениям. На экзамене из русской словесности Пушкин читал сочиненное им на этот случай стихотворение "Безверие", но отвечал плохо и был выпущен 19-м, с чином X класса или гвардии офицером.
3. Петербургский период (1831-1835)
По выходе из лицея Пушкин
снова вернулся под родительский
кров. Родители его жили теперь уже
в Петербурге, а на лето уезжали
в Псковскую губернию, в родовое
свое село Михайловское. Сюда и приехал
Пушкин с родными тотчас по выпуске
из лицея. "Вышедши из лицея,- говорит
Пушкин в своих записках,- я тотчас
почти уехал в Псковскую
По
убеждению, разделяемому как Карамзиным,
так и людьми декабристского склада,
Пушкин ветрен, легкомыслен и едва
ли достоин своего дарования. В то
же время продолжается дружба Пушкина
с П. Я. Чаадаевым, он общается с убежденным
противником крепостничества Н.
И. Тургеневым (воздействие его взглядов
ощутимо в стихотворении "Деревня",
1819), пишет стихи в высокой