Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:16, контрольная работа
В 60-е гг. новым и сильным пламенем вспыхнула в поэте любовь к родине, к её природе, к быту «непросвещённого народа». Но не одной внешней красотой полны великолепные строки Майкова, вызванные огромной любовью автора к своей родине, она уже была выражена не буйным и стремительным тоном, как в начале творческого пути поэта, а спокойным, тихим и философским. В стихотворениях Аполлона Николаевича выпукло выступает лирическая философия, проникновенное чувство к родной стране.
Цель нашей работы – произвести анализ стихотворения А. Н. Майковаа «кроет уж лист золотой…».
Для достижения поставленной цели мы кратко осветим биографию поэта, рассмотрим своеобразие и тематику его творчества, что в значительной мере облегчит интерпретирование обозначенного в теме стихотворения.
Введение………………………………………………………………………….3
I. Биография А. Н. Майкова…………………………………………………….4
II. Своеобразие и тематика поэзии А. Н. Майкова……………………………6
III. Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Кроет уж лист золотой»…………8
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………….14
Лексическая сторона произведения выполняет не только смысловую функцию: выражает главную идею (о ней мы поговорим позже), но и передает определенный эмоциональный настрой. Этому способствуют и такие средства художественной выразительности как: олицетворение, метафора, эпитет. Метафорическое олицетворение «лес с себя тайну совлек» передает сожаление лирического субъекта об утрате лесом своей причудливой осенней красоты; эпитеты «лист золотой», «кудрявые грузди», «пурпур брусничных кистей» позволяют читателю влиться в воспоминания лирического субъекта, представить, каким был лес раньше, придают произведению торжественное и пронзительное звучание. Олицетворение «холодно как-то глядит ясность прозрачных небес» знаменует скорый приход зимы, с небольшой грустью отмечает этот холод лирический герой.
Повтор таких слов как: лес, листья, цветы – подчеркивает и особенность уклада жизни героя – частые прогулки на лоне природы, его эстетически выверенное мироощущение.
Композиционно стихотворение можно разделить на две главные смысловые части:
1) первая, состоящая из 6 начальных
катренов, отражает «суровую» действительность:
«лес с себя тайну совлек» и «смерть
стелет жатву свою»;
2) вторая представляет собой последующие
три катрена и является выражением философского
осмысления происходящего и своеобразным
решением «проблемы»: воспоминания, то
новое, что открылось лирическому субъекту
во время осенних прогулок по лесу помогут
справиться ему с потерей любимого «спутника»
- осеннего леса.
Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!
В своем стихотворении А. Н. Майков поднимает тему смерти, но смерти не как вымирания, а как обновления: осенний лес еще будет радовать взор человека, главная же мысль стихотворения заключается в понимании лирическим субъектом того, что каждая смерть приносит за собой новую жизнь, поэтому не столь и страшно лирическому субъекту мять сухие увядшие листья, он получает удовольствие не только от их приятного похрустывания, но и от той мысли, что все это еще вернется, что расставание не вечно.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
...
Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву
свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!
Заключение
Характер творчества Аполлона Николаевича Майкова определялся в основном антологическими стихами, обращением к античности, к пушкинской традиции. Его поэзия проникнута гуманизмом античного искусства, стремлением к гармонии и пластичности. Лучшие античные антологии, стихи о русской природе, исторические картины, в которых наиболее ярко отразилось поэтическое дарование Майкова, принадлежат к основному фонду русской классической поэзии.
Неизменным для творчества поэта является обращение к гармонии, как в жизни человека, так и в искусстве. Искусство для Майкова прежде всего совершенная форма, но в то же время он не ограничивался лишь отрешенной от жизни созерцательностью, не замыкался в пределах «чистого искусства».
Стихотворение «Кроет уж лист золотой…» отражает главные предпочтения поэта: как в выборе темы, так и в формальном воплощении. В этом произведении Майков мастерски передает особенности русского пейзажа: для него важны как зримые, так живописные приметы осенней поры. Проанализированное нами стихотворение, как и многие стихи Майкова, отличается ясным и пластически колоритным изображением, конкретностью образов (образы леса, смерти). Философское осмысление мироустройства, в котором смерть рассматривается, как побуждение к новой жизни, отражает оптимистический взгляд автора, его неиссякаемую любовь к созерцанию изменчивой красоты окружающего мира.
Список использованной литературы
1. Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Т.1. – М.:1998.
2. В. С. Баевский. Майков Аполлон Николаевич. — Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. Т. 3: К—М. Москва: 1994.
3. В.С. Соловьёв. Философия искусства и литературная критика. – М.:1991.
4. Н.В. Володина. Майковы. Преданья русского семейства. – СПб., 2003.