Биография А. Н. Майкова. Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Кроет уж лист золотой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

В 60-е гг. новым и сильным пламенем вспыхнула в поэте любовь к родине, к её природе, к быту «непросвещённого народа». Но не одной внешней красотой полны великолепные строки Майкова, вызванные огромной любовью автора к своей родине, она уже была выражена не буйным и стремительным тоном, как в начале творческого пути поэта, а спокойным, тихим и философским. В стихотворениях Аполлона Николаевича выпукло выступает лирическая философия, проникновенное чувство к родной стране.
Цель нашей работы – произвести анализ стихотворения А. Н. Майковаа «кроет уж лист золотой…».
Для достижения поставленной цели мы кратко осветим биографию поэта, рассмотрим своеобразие и тематику его творчества, что в значительной мере облегчит интерпретирование обозначенного в теме стихотворения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

I. Биография А. Н. Майкова…………………………………………………….4

II. Своеобразие и тематика поэзии А. Н. Майкова……………………………6

III. Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Кроет уж лист золотой»…………8

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

7-08-1Контрольная по Майкову.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Лексическая сторона произведения выполняет не только смысловую функцию: выражает главную идею (о ней мы поговорим позже), но и передает определенный эмоциональный настрой. Этому способствуют и такие средства художественной выразительности как: олицетворение, метафора, эпитет. Метафорическое олицетворение «лес с себя тайну совлек»  передает сожаление лирического субъекта об утрате лесом своей причудливой осенней красоты;  эпитеты «лист золотой», «кудрявые грузди», «пурпур брусничных кистей» позволяют читателю влиться в воспоминания лирического субъекта, представить, каким был лес раньше, придают произведению торжественное и пронзительное звучание. Олицетворение «холодно как-то глядит ясность прозрачных небес» знаменует скорый приход зимы, с небольшой грустью отмечает этот холод лирический герой.

 Повтор таких слов как: лес, листья, цветы – подчеркивает и особенность уклада жизни героя – частые прогулки на лоне природы, его эстетически выверенное мироощущение.

Композиционно стихотворение можно разделить на  две  главные смысловые  части:

1) первая, состоящая из 6 начальных  катренов, отражает «суровую»  действительность: «лес с себя тайну совлек»  и «смерть стелет жатву свою»;  
2) вторая представляет собой последующие три катрена и является выражением философского осмысления происходящего и своеобразным   решением «проблемы»: воспоминания, то новое, что открылось лирическому субъекту во время осенних прогулок по лесу помогут справиться ему с потерей любимого «спутника» - осеннего леса.

Знаю, недаром средь мхов 
Ранний подснежник я рвал; 
Вплоть до осенних цветов 
Каждый цветок я встречал. 
 
Что им сказала душа, 
Что ей сказали они - 
Вспомню я, счастьем дыша, 
В зимние ночи и дни!

В своем стихотворении А. Н. Майков поднимает тему смерти, но смерти не как вымирания, а как обновления: осенний лес еще будет радовать взор человека, главная же мысль стихотворения заключается в понимании лирическим субъектом того, что каждая смерть приносит за собой новую жизнь, поэтому не столь и страшно лирическому субъекту мять сухие увядшие листья, он получает удовольствие не только от их приятного  похрустывания, но и от той мысли, что все это еще вернется, что расставание не вечно.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу... 
   Смело топчу я ногой 
   Вешнюю леса красу.

...

Листья шумят под ногой... 
Смерть стелет жатву свою!  
Только я весел душой - 
И, как безумный, пою!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Характер творчества Аполлона Николаевича Майкова определялся в основном антологическими стихами, обращением к античности, к пушкинской традиции. Его поэзия проникнута гуманизмом античного искусства, стремлением к гармонии и пластичности. Лучшие античные антологии, стихи о русской природе, исторические картины, в которых наиболее ярко отразилось поэтическое дарование Майкова, принадлежат к основному фонду русской классической поэзии.

Неизменным для творчества поэта является обращение к гармонии, как в жизни человека, так и в искусстве. Искусство для Майкова прежде всего совершенная форма, но в то же время он не ограничивался лишь отрешенной от жизни созерцательностью, не замыкался в пределах «чистого искусства».

Стихотворение «Кроет уж лист золотой…» отражает главные предпочтения поэта: как в выборе темы, так и в формальном воплощении. В этом произведении Майков мастерски передает особенности  русского пейзажа: для него важны как зримые, так живописные приметы осенней поры. Проанализированное нами стихотворение, как и многие стихи Майкова, отличается ясным и пластически колоритным изображением, конкретностью образов (образы леса, смерти). Философское осмысление мироустройства, в котором смерть рассматривается,  как побуждение к новой жизни, отражает оптимистический взгляд автора, его неиссякаемую любовь к созерцанию изменчивой красоты окружающего мира.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Т.1. – М.:1998.

2. В. С. Баевский. Майков Аполлон Николаевич. — Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. Т. 3: К—М. Москва: 1994.

3. В.С. Соловьёв. Философия искусства и литературная критика. – М.:1991.

4. Н.В. Володина. Майковы. Преданья русского семейства. – СПб., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Биография А. Н. Майкова. Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Кроет уж лист золотой»