Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:53, реферат
Литературную известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород" и "Арабески" (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в повести "Шинель" (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало "петербургских повестей" ("Нос", "Портрет" и др.) получило развитие в комедии "Ревизор" (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира.
Введение………………………….………………………………………………..3
1. Детские годы……………………………………..…………………………..…4
2. Годы учения. Переезд в Петербург……………………………………………6
3. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ревизор»..……………........8
4. Главная книга………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16
РЕФЕРАТ
по литературе
На тему: «Биография Н.В. Гоголя»
г. Тамбов
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………….……………………………
1. Детские годы……………………………………..…………………………
2. Годы учения. Переезд в Петербург……………………………………………6
3. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ревизор»..……………........8
4. Главная книга…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Литературную известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород" и "Арабески" (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в повести "Шинель" (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало "петербургских повестей" ("Нос", "Портрет" и др.) получило развитие в комедии "Ревизор" (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира.
В поэме-романе "Мертвые души" (1-й том 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома "Мертвых душ". Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.
1. Детские годы
Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика 20 марта (1 апреля) 1809 года. Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая. Будущий классик русской литературы происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли.
Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла в четырнадцать лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.
Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Другим источником сильных переживаний мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил "под террором загробного воздаяния".
Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшими всем существом Гоголя.
2. Годы учения. Переезд в Петербург
Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно "в лирическом и сурьезном роде", но также и в комическом духе, например, сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в "вольнодумстве" (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу).
По окончании гимназии
Гоголь в декабре 1828 вместе с одним
из своих ближайших друзей А. С. Данилевским
приезжает в Петербург, где его
подстерегает ряд ударов и разочарований:
не удается получить желаемого места; поэма "Ганц Кюхельгартен",
написанная, очевидно, еще в гимназическую
пору и изданная в 1829 (под псевдонимом
В. Алов) встречает убийственные отклики
рецензентов (Гоголь тотчас же скупает
почти весь тираж книги и предает его огню);
к этому, возможно, прибавились любовные
переживания, о которых он говорил в письме
к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет
Гоголя внезапно уехать из Петербурга
в Германию.
По возвращении в Россию (в сентябре того
же года) Гоголю наконец удается определиться
на службу вначале в Департамент государственного
хозяйства и публичных зданий, а затем
в Департамент уделов. Чиновничья деятельность
не приносит Гоголю удовлетворения; зато
новые его публикации (повесть "Бисаврюк,
или Вечер накануне Ивана Купала", статьи
и эссе) обращают на него все большее внимание.
Писатель завязывает обширные литературные
знакомства, в частности, с В. А. Жуковским,
П. А. Плетневым, который у себя дома в мае
1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А.
С. Пушкину.
3. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ревизор»
Осенью 1831 года выходит 1-я часть сборника
повестей из украинской жизни "Вечера
на хуторе близ Диканьки" (в следующем
году появилась 2-я часть), восторженно
встреченная Пушкиным: "Вот настоящая
веселость, искренняя, непринужденная,
без жеманства, без чопорности. А местами
какая поэзия!...". Вместе с тем "веселость"
гоголевской книги обнаруживала различные
оттенки от беззаботного подтрунивания
до мрачного комизма, близкого к черному
юмору. При всей полноте и искренности
чувств гоголевских персонажей мир, в
котором они живут, трагически конфликтен:
происходит расторжение природных и родственных
связей, в естественный порядок вещей
вторгаются таинственные ирреальные силы
(фантастическое опирается главным образом
на народную демонологию). Уже в "Вечерах..."
проявилось необыкновенное искусство
Гоголя создавать цельный, законченный
и живущий по собственным законам художественный
космос.
После выхода первой прозаической книги
Гоголь знаменитый писатель. Летом 1832
его с воодушевлением встречают в Москве,
где он знакомится с М. П. Погодиным, С.
Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным
и другими. Следующая поездка Гоголя в
Москву, столь же успешная, состоялась
летом 1835. К концу этого года он оставляет
поприще педагогики (с лета 1834 занимал
должность адъюнкт-профессора всеобщей
истории Санкт-Петербургского университета)
и целиком посвящает себя литературному
труду.
1835 год необычаен по
творческой интенсивности и
Сообщая о новых созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере "Ревизора" (19 апреля 1836), Пушкин отмечал в своем "Современнике": "Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале". Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году").
К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы.
Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ», был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение.
Существует целый ряд набросков, в целом и частями, и первая печатная форма комедии явилась в 1836 году. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая.
«Ревизор» имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена; действительность русской жизни была передана с такою силой и правдой, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, на него восстало всё то общество, которое почувствовало, что дело идёт о целом принципе, о целом порядке жизни, в котором и само оно пребывает.
Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем, то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест[1].
Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой - высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды.
"Миргород" и "Арабески" обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к "Вечерам..." ("малороссийская" жизнь), миргородский цикл, объединивший повести "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в "Тарасе Бульбе" столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же "петербургских повестей" из "Арабесок" ("Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет"; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, "Нос" и "Шинель") это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой.
Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в "Ревизоре", в котором "сборный город" как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги плута или авантюриста в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной "немой сценой". Освобожденная от конкретных деталей "наказания порока", передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое как напоминание о неминуемом Страшном суде.