В.А Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:37, реферат

Краткое описание

XIX век стал для человечества временем значительных общественных потрясений. Это была эпоха распада феодально-средневекового мира и возникновения на его обломках капиталистического строя. Волна буржуазных революций прокатилась по Европе и не оправдала возлагавшихся на неё надежд, не разрешила основных общественных противоречий, не принесла людям свободы и справедливости, не привела к построению на земле «царства разума», которое предсказывали столь популярные в XVIII веке философы-просветители. Возникшее в результате революций буржуазное общество выглядело немногим привлекательнее старого – феодального. Основано оно было на власти денег, на расчёте и корысти, и оказалось, по выражению Ф. Энгельса «Злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей».

Содержание

Введение.
О романтизме как направлении культуры.
Певец романтизма (1783-1852) В.А. Жуковский.
Баллады Жуковского.
Элегии Жуковского.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСР№1 «В.А Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад»..docx

— 27.61 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования  

Томь-УсинскийЭнерготранспортный техникум

 

Внеаудиторная самостоятельная работа №1

по дисциплине ОДБ.02 Литература

Реферат по теме:

«В.А Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад».

 

 

 

                                                                       Выполнил:  ст.гр.ТЭО-1-13

                                                Мархинин Е.В.

                                                                  Проверила: Букина Н.В.

                                    Оценка:

 

 

 

 

Мыски 2013г.

 Оглавление:

  1. Введение.
  2. О романтизме как направлении культуры.
  3. Певец романтизма (1783-1852) В.А. Жуковский.
  4. Баллады Жуковского.
  5. Элегии Жуковского.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

XIX век стал для человечества  временем значительных общественных  потрясений. Это была эпоха распада  феодально-средневекового мира и  возникновения на его обломках  капиталистического строя. Волна  буржуазных революций прокатилась  по Европе и не оправдала  возлагавшихся на неё надежд, не разрешила основных общественных  противоречий, не принесла людям  свободы и справедливости, не  привела к построению на земле  «царства разума», которое предсказывали  столь популярные в XVIII веке  философы-просветители. Возникшее в  результате революций буржуазное  общество выглядело немногим  привлекательнее старого – феодального.  Основано оно было на власти  денег, на расчёте и корысти,  и оказалось, по выражению Ф.  Энгельса «Злой, вызывающей горькое  разочарование карикатурой на  блестящие обещания просветителей».

В это тяжёлое время  человек чувствовал себя одиноким и  неприкаянным, выбитым из привычной  колеи. Ещё не успевший свыкнуться с  новыми порядками, он ощущал себя на переломе двух жизненных укладов. Вера во всемогущество  человеческого разума оказалась  теперь подорванной. Мыслящим людям  нового столетия дальнейшие пути общественного  развития представлялись крайне неопределенными  и туманными. И, тем не менее, они  понимали: остановить начавшееся обновление жизни уже невозможно.

В этих сложных условиях, в вихре новых идей, в столкновении противоречивых настроений, возникает  художественное направление, получившее наименование романтизма. Романтизм - одно из ведущих направлений в  искусстве начала XIX века, появившееся  на смену классицизму и просветительскому  реализму. Романтизм, возникший первоначально  в Германии и чуть позднее в  Англии, получил затем широкое  распространение едва ли не во всех европейских странах и оказал влияние на мировую культуру. Он выдвинул множество поэтов и прозаиков, художников и скульпторов, актеров  и музыкантов. Писателей-романтиков, отличает невиданная ранее интенсивность  и острота переживаний, сознание могущества и свободы человеческого  духа. Беспощадно требовательные к  обществу, миру и личности, они безудержны в своей ориентации и в своих  мечтах.

 

 

1. О романтизме как направлении  культуры

Романтизм как направление культуры сформировался в Европе на рубеже XVIII – XIX веков. Предметом изображения  романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая личность. Мир, в котором находится такой  герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому  основными в романтических произведениях  являются темы одиночества, бегства  от действительности, поиск идеала, внутренней и внешней свободы. Существует два типа романтизм: немецкий – созерцательный, философский и английский – активный, мятежный, богоборческий. Знаменитый французский  живописец Эжен Делакруа , лидер романтизма, утверждал, что искусство «дает только намек, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя».

Известные художники - романтики Западной Европы первой половины XIX века: Эжен Делакруа (1798-1863),Франция Филипп Отто Рунге (1777-1810),Германия Уильям Тернер (1775-1851)

В нашей стране романтизм как  литературное направление сложился к 20-м годам XIX века. Он в отличался  от западноевропейского. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства,  не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825г. Этот поступок тоже не проел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.

Романтизм в России

Черты:

- провозглашение человеческой  личности сложной, глубокой, утверждение  внутренней бесконечности человеческой  индивидуальности;

- взгляд на жизнь «сквозь  призму сердца»;

- интерес ко всему экзотическому,  сильному, яркому, возвышенному;

- склонность отражать «ночную»  сторону движений души, тяга к  интуитивному и бессознательному;

- тяготение к фантастике, условности  форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;

- мучительное переживание разлада  с действительностью;

- отказ от обыденного;

- стремление личности к абсолютной  свободе, к духовному совершенству, к непостижимому идеалу в сочетании  с пониманием несовершенства  мира;

-пафос вольности и борьбы.

Новый тип мировоззрения  – эстетический (творческий в своей  основе). В основе эстетики – отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания). Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счет введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения, активнейшее развитие лирики.

2. Певец романтизма (1783-1852) В.А. Жуковский

В.А. Жуковский был первым, кто  внес в нашу литературу романтическое  начало, сосредоточился на внутреннем мире человека; он явил читателю русский  язык в его истинной певучести, звучности  и музыке стиха.

Василий Андреевич был образованнейшим  человеком, что позволило ему, обладавшему  несравненным даром переводчика, сделать  доступным для русского читателя многие лучшие образцы немецкой и  английской поэзии. В то время это  имело особенное значение, так  как до него в русской литературе преобладали лишь переводы с французского. Жуковский перевел Шиллера, Байрона и многих других поэтов.Жуковский – создатель романтического пейзажа

Создатель романтического пейзажа  с его таинственным сумеречным колоритом, В. Жуковский впервые последовательно  поэтизирует «обратную» сторону  природы, скрытую от классицистического «дневного» созерцания: не солнце, а  луну, не свет, а мглу, не восход, а закат («Вечер»,1806; «Ночь» 1823). Жуковский открыл поэзию угасающего дня, «вечерние земли преображенье» («Невыразимое», 1819; «Сельское кладбище», 1802). Миросозерцанию поэта близок именно закатный час, в изображении которого он остался непревзойденным мастером. Жуковский – один из самых «лунным» русских поэтов, воспевший ночное светило более чем в 10 стихотворениях и создавший в своем «Подробном отчете о луне…» (1820) своеобразнейшую стихотворную энциклопедию лунных мотивов в собственном творчестве.

Он ввел в русскую поэзию тихую  водную гладь, колебание воздушных  струй – «дрожание вод блестящих», «воздушную лазурную пелену», «тонкий  белеющий пар», ту одушевленную атмосферу, текучие, зыбкие, переходные состояния  природы, которые делают его близким  импрессионистической поэтике Фета, а отчасти и Пастернака. Пейзажная тема Жуковского – веяния, дуновения, струи, одним словом, эфирная, почти неосязаемая наполненность природы, ее летучее дыхание. «Шорох тихих теней»в балладе «Людмила» (1808) – своего рода формула пейзажа у Жуковского, склонной поэтизировать едва слышимое и едва видимое – «шорох теней», бытие природы за гранью грубой вещественной натуры, в идеальном и пребывающем, как звезда, в эфирном и бесплотном, как тишина («звезды небес, тихая ночь»).

Жуковский – создатель русской  поэтической флоры, внесший в  пейзаж обилие растительных мотивов, среди  которых излюбленные – гибкие, «вьющиеся», женственные ивы, березы, а также цветы – роза, фиалка. У Жуковского многие явления природы выступают в качестве символов, знаменуют высокие состояния души: мотылек, лебедь, вообще «птичка», вообще «цветок» как воплощенное бессмертие, нездешность, порыв в запредельное.

3. Баллады Жуковского

Баллады Жуковского открыли романтическое  течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую традицию: фантастически напряженный ход  событий, драматизированный сюжет, моралистический итог, откровенная  условность авторской позиции.

В основе эстетики баллады лежит  представление об ужасном событии  в судьбе человека, оно реализуется  у романтиков в образах привидений, мертвецов, которые оживают в  гробах, мертвых женихов, скачущих ночью  на коне за невестой; сатаны, являющегося  за душой грешника, злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов и скелеты, ночной лес.

Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, проблемы справедливости, возмездия, верности долгу, любви и  бескорыстия – основные слагаемые  нового художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского.

Жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и  обстоятельств, которые одерживают верх над ним, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной  человеку силы рока – такова этико-философская  проблематика баллад.

Основа балладного сюжета заключена  в преодолении человеком преград  между посторонним и потусторонним  миром.

4. Элегии Жуковского

Излюбленные жанры произведений Жуковского – элегия и баллада. Например, элегия «Вечер» - в ней облик автора определяется в сфере эмоциональных переживаний  лирического героя. Поэт- певец осознает себя другом сел и противником  городской формы цивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском  круге, о смерти одного из самых близких  друзей. К концу стихотворения  он предсказывает особую судьбу поэта, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:

Мне Рок судил: брести неведомой  стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы Природы.

Дышать под сумраком дубравной  тишиной

И, взор склонив на пены воды,

Творца, друзей, любовь и  счастье воспевать

.О песни, чистый плод  невинности сердечной!

Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном  им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно  чутко и тонко откликающихся на разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом «я» прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии. «Вечер» - являет собой новый по методу и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического «я» в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:

Как спит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй  плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам!

И гибкой ивы трепетанье!

Движение природы в смене  явлений раннего вечера поздними сумерками призвано обосновать смену  настроений поэта. Переживание поэтом-созерцателем прекрасной природы вызывает меланхоличное  воспоминания о дружбе, о счастье  «юных дней», об умерших друзьях, о своем призвании и о личной судьбе в целом. Не изображение летней ночи задачу поэта, а попытка подвести итог своих скорбных размышлений, связанных  с ощущением близящейся смерти. Текст  элегии поэтому лишен бытовой конкретности: реальные образы действительного мира Жуковский заменяет условными: соловей – мифологическая «Филомела», пахарь – «оратай», колокольня – «башня», общение друзей – «Вакхов пир». Романтизм, как и сентиментализм, и классицизм, оперирует условными образами и понятиями. В этом заключалась преемственность эстетического опыта людей XVIII и XIX вв.

В этой элегии Жуковский достигает  особой выразительности за счет прямого  описания чувств и стремлений лирического  «я» как одухотворенных существ, которые могут действовать и  вступать во взаимоотношения друг с  другом, а также через отождествление жизни человека и природы.

Элегия «Вечер» принадлежит  к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размеренно неторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепенно превращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенки изображаемого и выражаемого. И это не случайно, т.к. в «Вечере» авторская субъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности, утверждая новый подход к миру лирических переживаний. Можно говорить о рождении в этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX – начала XX в.

Информация о работе В.А Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад