Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:37, реферат
XIX век стал для человечества временем значительных общественных потрясений. Это была эпоха распада феодально-средневекового мира и возникновения на его обломках капиталистического строя. Волна буржуазных революций прокатилась по Европе и не оправдала возлагавшихся на неё надежд, не разрешила основных общественных противоречий, не принесла людям свободы и справедливости, не привела к построению на земле «царства разума», которое предсказывали столь популярные в XVIII веке философы-просветители. Возникшее в результате революций буржуазное общество выглядело немногим привлекательнее старого – феодального. Основано оно было на власти денег, на расчёте и корысти, и оказалось, по выражению Ф. Энгельса «Злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей».
Введение.
О романтизме как направлении культуры.
Певец романтизма (1783-1852) В.А. Жуковский.
Баллады Жуковского.
Элегии Жуковского.
Заключение.
Список литературы.
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
среднего
профессионального образования
Томь-
Внеаудиторная самостоятельная работа №1
по дисциплине ОДБ.02 Литература
Реферат по теме:
«В.А Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад».
Мыски 2013г.
Оглавление:
Введение:
XIX век стал для человечества
временем значительных
В это тяжёлое время человек чувствовал себя одиноким и неприкаянным, выбитым из привычной колеи. Ещё не успевший свыкнуться с новыми порядками, он ощущал себя на переломе двух жизненных укладов. Вера во всемогущество человеческого разума оказалась теперь подорванной. Мыслящим людям нового столетия дальнейшие пути общественного развития представлялись крайне неопределенными и туманными. И, тем не менее, они понимали: остановить начавшееся обновление жизни уже невозможно.
В этих сложных условиях,
в вихре новых идей, в столкновении
противоречивых настроений, возникает
художественное направление, получившее
наименование романтизма. Романтизм -
одно из ведущих направлений в
искусстве начала XIX века, появившееся
на смену классицизму и
1. О романтизме как направлении культуры
Романтизм как направление культуры
сформировался в Европе на рубеже
XVIII – XIX веков. Предметом изображения
романтиков стал внутренний мир человека,
мир его чувств и страстей. Героем
романтических произведений является
глубоко чувствующая личность. Мир,
в котором находится такой
герой, не соответствует его идеалу,
его представлениям о жизни. Поэтому
основными в романтических
Известные художники - романтики Западной Европы первой половины XIX века: Эжен Делакруа (1798-1863),Франция Филипп Отто Рунге (1777-1810),Германия Уильям Тернер (1775-1851)
В нашей стране романтизм как литературное направление сложился к 20-м годам XIX века. Он в отличался от западноевропейского. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825г. Этот поступок тоже не проел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.
Романтизм в России
Черты:
- провозглашение человеческой
личности сложной, глубокой, утверждение
внутренней бесконечности
- взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
- интерес ко всему
- склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному;
- тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;
- мучительное переживание
- отказ от обыденного;
- стремление личности к
-пафос вольности и борьбы.
Новый тип мировоззрения – эстетический (творческий в своей основе). В основе эстетики – отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания). Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счет введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения, активнейшее развитие лирики.
2. Певец романтизма (1783-1852) В.А. Жуковский
В.А. Жуковский был первым, кто внес в нашу литературу романтическое начало, сосредоточился на внутреннем мире человека; он явил читателю русский язык в его истинной певучести, звучности и музыке стиха.
Василий Андреевич был образованнейшим человеком, что позволило ему, обладавшему несравненным даром переводчика, сделать доступным для русского читателя многие лучшие образцы немецкой и английской поэзии. В то время это имело особенное значение, так как до него в русской литературе преобладали лишь переводы с французского. Жуковский перевел Шиллера, Байрона и многих других поэтов.Жуковский – создатель романтического пейзажа
Создатель романтического пейзажа
с его таинственным сумеречным колоритом,
В. Жуковский впервые
Он ввел в русскую поэзию тихую
водную гладь, колебание воздушных
струй – «дрожание вод
Жуковский – создатель русской поэтической флоры, внесший в пейзаж обилие растительных мотивов, среди которых излюбленные – гибкие, «вьющиеся», женственные ивы, березы, а также цветы – роза, фиалка. У Жуковского многие явления природы выступают в качестве символов, знаменуют высокие состояния души: мотылек, лебедь, вообще «птичка», вообще «цветок» как воплощенное бессмертие, нездешность, порыв в запредельное.
3. Баллады Жуковского
Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую традицию: фантастически напряженный ход событий, драматизированный сюжет, моралистический итог, откровенная условность авторской позиции.
В основе эстетики баллады лежит представление об ужасном событии в судьбе человека, оно реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, которые оживают в гробах, мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника, злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов и скелеты, ночной лес.
Поэтика фантастического и ужасного, атмосфера тайны, проблемы справедливости, возмездия, верности долгу, любви и бескорыстия – основные слагаемые нового художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского.
Жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают верх над ним, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной человеку силы рока – такова этико-философская проблематика баллад.
Основа балладного сюжета заключена
в преодолении человеком
4. Элегии Жуковского
Излюбленные жанры произведений Жуковского
– элегия и баллада. Например, элегия
«Вечер» - в ней облик автора определяется
в сфере эмоциональных
Мне Рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом мирных сел, любить красы Природы.
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пены воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать
.О песни, чистый плод невинности сердечной!
Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонко откликающихся на разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом «я» прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии. «Вечер» - являет собой новый по методу и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического «я» в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:
Как спит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам!
И гибкой ивы трепетанье!
Движение природы в смене
явлений раннего вечера поздними
сумерками призвано обосновать смену
настроений поэта. Переживание поэтом-
В этой элегии Жуковский достигает особой выразительности за счет прямого описания чувств и стремлений лирического «я» как одухотворенных существ, которые могут действовать и вступать во взаимоотношения друг с другом, а также через отождествление жизни человека и природы.
Элегия «Вечер» принадлежит к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размеренно неторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепенно превращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенки изображаемого и выражаемого. И это не случайно, т.к. в «Вечере» авторская субъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности, утверждая новый подход к миру лирических переживаний. Можно говорить о рождении в этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX – начала XX в.
Информация о работе В.А Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад