Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:37, сочинение
В романе «Отцы и дети» (1862) И.С. Тургенев показал новое общественное явление, возникшее в России в середине 19 века. Писатель верно изобразил и дал свою оценку нигилизму и нигилистам. Центральная фигура романа – нигилист Евгений Базаров. На страницах романа он выступает как противник всего опыта предыдущих поколений. Базаров отрицает простые человеческие чувства, морально-нравственные ценности и так далее. Он признает только естественные науки. Можно сказать, что герой стремится к разрушению. В этом он видит цель своей жизни: расчистить площадку для последующих поколений. Но, по ходу романа, герой жестоко разочаровывается в своих жизненных взглядах и ценностях. Главным ударом для него становится любовь.
В романе
«Отцы и дети» (1862) И.С. Тургенев показал
новое общественное явление, возникшее
в России в середине 19 века. Писатель
верно изобразил и дал свою
оценку нигилизму и нигилистам.
Центральная фигура романа – нигилист
Евгений Базаров. На страницах романа
он выступает как противник всего опыта
предыдущих поколений. Базаров отрицает
простые человеческие чувства, морально-нравственные
ценности и так далее. Он признает только
естественные науки. Можно сказать, что
герой стремится к разрушению. В этом он
видит цель своей жизни: расчистить площадку
для последующих поколений. Но, по ходу
романа, герой жестоко разочаровывается
в своих жизненных взглядах и ценностях.
Главным ударом для него становится любовь.
На балу Базаров знакомится с Анной Сергеевной
Одинцовой, умной и красивой женщиной,
богатой вдовой. Несмотря на отрицание
всяких чувств, Базаров глубоко и искренне
влюбляется в молодую помещицу. Его нигилистической
теории наносится сокрушительный удар.
Базаров не хочет верить в то, что и он
обычный человек, подвластный законам
природы. Это, на мой взгляд, одна из причин
сложных отношений Евгения Петровича
и Одинцовой.
Одной из главных сцен, рисующих взаимоотношения
героев, является сцена их объяснения.
Анна Сергеевна вызывает Базарова на откровенный
разговор - «о счастии». Она говорит, что
никогда не была счастливой. Одинцова
остро чувствует свое одиночество. Она
уверена, что все быстротечно, а настоящего
счастья не существует.
В ответ на свою откровенность Одинцова
хочет проникнуть в душу Базарова. Ей интересны
сокровенные мысли героя, его планы на
будущее. Но Евгений Петрович замкнут.
Герой очень одинок, он не привык делиться
своими размышлениями и переживаниями.
Анна Сергеевна уверяет, что Евгений может
открыться ей: «Как хотите,…а мне все-таки
что-то говорит, что мы сошлись недаром,
что мы будем хорошими друзьями. Я уверена,
что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность,
сдержанность исчезнет наконец».
Базаров не выдерживает и признается героине
в своей любви: «Так знайте же, что я люблю
вас, глупо, безумно…Вот чего вы добились».
Мне кажется, эти слова героя – не только
признание любви, но и признание поражения
всех нигилистических теорий. Базаров
злится за это и на себя, и на Одинцову:
«…страсть в нем билась, сильная и тяжелая
– страсть, похожая на злобу и, быть может,
сродни ей…» И в этом еще одна причина
сложных взаимоотношений героев, невозможности
их любви.
В ответ на признание Базарова Анна Сергеевна
говорит ему: «Вы меня не поняли». Оставшись
одна, она убеждает себя, что относиться
к Евгению Петровичу как к другу. Героиня
хочет убедить себя, что она не подозревала
о чувстве Базарова: «Я виновата, - промолвила
она вслух, - но я это не могла предвидеть».
Но мы понимаем, что Одинцова просто боится
признаться себе, что и она чувствует влечение
к Евгению. Об этом чувстве говорит весь
ее облик: «Она увидала себя в зеркале;
ее назад закинутая голова с таинственной
улыбкой на полузакрытых… глазах и губах,
казалось, говорила ей в этот миг что-то
такое, от чего она сама смутилась…» Да
и автор намеками дает нам понять, что
Анна Сергеевна испытывает зарождение
чувства к Базарову: «Одинцова протянула
вперед обе руки», «невольная нежность
зазвенела в ее голосе», «она не тотчас
освободилась из его объятий», «медленно
проводила платком по шее, на которой ей
все чудилось горячее пятно», наконец,
мысль Анны Сергеевны: «Я и себя не понимала».
Но у Анны Сергеевны разум взял верх над
чувствами. Одинцова выбирает спокойствие,
тихий, не обремененный волнениями, образ
жизни: «Нет,…бог знает, куда бы это повело,
этим нельзя шутить, спокойствие все-таки
лучше всего на свете».
Во взаимоотношениях с Базаровым Анна
Сергеевна открылась как пустой и холодный
человек, неспособный на сильные, яркие
чувства. Тургенев пишет: «Под влиянием
различных смутных чувств, сознания уходящей
жизни, желания новизны она заставила
себя дойти до известной черты, заставила
себя заглянуть до нее – и увидела за ней
даже не бездну, а пустоту…» Мне кажется,
что Одинцова увидела там не пустоту богатой
эмоциями жизни, а пустоту своей души,
просто неспособной на чувства и переживания.
Героиня не понимает, что ее холодность
и каменное спокойствие делает жизнь пустой
и лишенной смысла.
Именно в натуре, характере Анны Сергеевны
заложена еще одна причина сложности ее
взаимоотношений с Базаровым. Будь на
месте Одинцовой искренняя, горячая натура,
не боящаяся любви, возможно, и судьба
Базарова сложилась бы иначе. Мне кажется,
что герой смог бы пересмотреть свои взгляды,
стать счастливым человеком, приносить
пользу обществу. Но это был бы совсем
другой роман: ведь смертью нигилиста
Базарова Тургенев вынес приговор всему
движению нигилизма, показав всю его нежизнеспособность.
Таким образом, мне кажется, что любовь
Базарова и Одинцовой была обречена с
самого начала. Взгляды Базарова на любовь,
его упрямый и самолюбивый характер в
сочетании со взглядами Анны Сергеевны
с самого начала создавали сложности в
их отношениях. На станицах своего романа
Тургенев свел этих героев, чтобы показать
крушение взглядов Базарова, доказать,
что каждый человек способен на любовь,
но не каждый может удержать ее.