Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:31, реферат
Среди ученых-языковедов с наибольшей силой и наглядностью проявляется любовь к основному предмету изучения- к Слову. Разве не показательно, что термин «филология» прямо заявляет об этой любви ( греч.philo- «люблю» и logos- «слово»).Факт весьма примечательный и поучительный: любовь была возведена первыми «слововесниками» в принцип познания избранного предмета, что налагало на них определенные нравственные обязательства: бережно относиться к слову, к языку вообще, стремиться обнаружить в них сокрытые объективные ценности, изучать запечатленное слово непредвзято, ничего ему не навязывая силой, стремясь сохранить его живую ткань, самозабвенно и до конца отдаваясь своему увлечению.
Реферат по русскому языку. Видные ученые-русисты
Среди ученых-языковедов с наибольшей
силой и наглядностью проявляется
любовь к основному предмету изучения-
к Слову. Разве не показательно, что термин
«филология» прямо заявляет об этой любви
( греч.philo- «люблю» и logos- «слово»).Факт
весьма примечательный и поучительный:
любовь была возведена первыми «слововесниками»
в принцип познания избранного предмета,
что налагало на них определенные нравственные
обязательства: бережно относиться к слову,
к языку вообще, стремиться обнаружить
в них сокрытые объективные ценности,
изучать запечатленное слово непредвзято,
ничего ему не навязывая силой, стремясь
сохранить его живую ткань, самозабвенно
и до конца отдаваясь своему увлечению.
Чтобы изучать язык научно, необходимы
многие знания и умения. Лингвисту следует
быть знакомым хотя бы с основами или элементами
акустики, психологии, социологии, истории,
литературоведения, теории информатики,
статистики, этнографии, антропологии,
культурологии,
текстологии, географии, философии.
В истории мирового языкознания наши отечественные
лингвисты всегда играли заметную роль.
Во всех сферах науки о языке они сумели
сказать свое весомое оригинальное слово.
Это касается таких важных теоретических
проблем, как выяснение глубинных связей
языка и мышления, языка и общества, общих
законов языкового развития, формирования
языков и т.д. Крупнейшие языковеды России,
генераторы языковедческих идей, выдающиеся
знатоки национальных культур, энтузиасты
и бессребреники, люди безупречной научной
честности, всегда готовые к смелому поиску
и видевшие цель своего творчества в самоотдаче
во имя общего дела.
Отечественная языковедческая наука блещет
именами корифеев, великих ученых-русистов:
М.В.Ломоносова, А.Х.Востокова, Я.К.Грота,
Ф.И.Буслаева, А.А.Шахматова, Д.Н.Ушакова,
А.М. Пешковского, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова,
С.И.Ожегова и др.
Познакомимся с ними поближе.
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
«Ломоносов был великий человек. Он создал
первый университет. Он, лучше сказать,
сам был первым нашим университетом»,-писал
о выдающемся русском просветителе и ученом
А.С.Пушкин.
Научные идея Михаила Васильевича Ломоносова
обогатили многие отрасли знания.
Значительны открытия М.В.Ломоносова в
лингвистике. Опубликованная в 1757 году
«Российская грамматика» М.В.Ломоносова
является первым научным описанием русского
языка, в котором рассмотрены вопросы
морфологии, синтаксиса, словопроизводства,
систематизированы орфографические правила
и орфоэпические нормы. На основе грамматики
Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века
были созданы первые школьные учебники
русского языка.
Огромна заслуга М.В.Ломоносова в развитии
теории красноречия (риторики). Его «Краткое
руководство к красноречию» стало фактически
первой книгой такого рода, написанной
на русском языке. До Ломоносова учебники
красноречия составлялись либо на церковно-славянском,
либо на латыни.
Оценивая значения трудов М.В.Ломоносова,
А.С.Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную
силу воли с необыкновенною силой понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшей страстию
сей души…Историк, риторик, механик, химик,
минералог, художник и стихотворец, он
все испытал и всё проник…».
Александр Христофорович Востоков
(1781-1864).
Начало XIX века в Европе ознаменовалось
становлением языкознания как науки. Научную
строгость лингвистики приобрела благодаря
сравнительно-историческому изучению
языков.
В России у истоков сравнительно-исторического
изучения славянских языков стоит Александр
Христофорович Востоков. В труде «Рассуждение
о славянском языке…»(1820) А.Х.Востоков
сопоставил славянские языки и на огромном
фактическом материале установил звуковые
закономерные соответствия между ними
как доказательство их искомой близости,
родства.
Научные интересы А.Х.Востокова были необычайно
широки: вслед за М.В.Ломоносовым он создал
научную грамматику; изучал памятники
древней письменности, опубликовал «Остромирово
Евангелие » середины XI века, сопроводил
его лингвистическим комментарием; изучал
диалектную лексику, редактировал «Опыт
областного великорусского словаря» (1852);
занимался проблемами культуры речи, морфологии;
исследовал русское стихосложение и т.д.
Яков Карлович Грот (1812-1893)
Академик Яков Карлович Грот, талантливый
ученый-филолог, известен прежде всего
своими трудами по упорядочению русского
правописания. Им разработаны также основные
принципы составления словарей.
Я.К.Грот родился 15 декабря 1812 года в Петербурге.
Он закончил Царскосельский лицей, изучил
там французский, немецкий, латинский
и итальянский языки. Но особенно серьезно
он начал заниматься русским языком. В
1845 появляются первые статьи Грота о русском
языке. С 1862 года он целиком посвятил себя
науке, начав с подготовки первого издания
сочинений Г.Р.Державина, ставшего образцом
для всех последующих академических собраний
сочинений писателей.
В 1873 году вышла работа Я.К.Грота «Спорные
вопросы русского правописания от Петра
Великого доныне»,уникальный труд в истории
русского языкознания, заложивший основы
научного изучения русского правописания.
В 1885 году Грот составил руководство «Русское
правописание»,выдержавшее около 20 изданий
и утвержденное как обязательное для изучения
во всех школах России. С выходом в свет
работ Я.К.Грота по правописанию впервые
установилась, по словам академика В.В.Виноградова,
«единая система русского правописания
и устранялись мучительные орфографические
шатания»…
С 80-х годов XIX века начинается новой этап
в научной деятельности Грота- он возглавляет
работу по составлению «Словаря русского
языка». Это был первый нормативный словарь,
отразивший ,по утверждению Грота, «общеупотребительный
в России литературный язык в том виде,
как он образовался со времен Ломоносова».
Будучи первооткрывателем во многих областях
языкознания, Грот всю жизнь следовал
правилам, которые сформулировал для себя
так: «Пусть праздность и скука никогда
не будут известны мне. В занятиях моих
я должен для этого наблюдать как можно
более разнообразия, должен начертать
себе определенный план и твердо, но без
педантизма следовать ему».
Федор Иванович Буслаев (1818-1897)
В ряду русских филологов второй половины
XIX особенно ярко выделяется имя Федора
Ивановича Буслаева. Лингвист и литературовед,
исследователь народной словесности и
древнерусского искусства, он был блестящим
педагогом и лектором, академиком, профессором
Московского университета.
Ф.И.Буслаев продолжил отечественные традиции
сравнительно-исторического изучения
славянских языков, заложенные Александром
Христофоровичем Востоковым. Свои научные
исследования Ф.И.Буслаев обобщил в книге
«О преподавании отечественного языка»
(1844г.), которая по праву считается первой
в нашем отечестве научной методикой преподавания
русского языка. Основная мысль этого
фундаментального труда о важности изучения
родного языка в школе для развития личности,
необходимости сравнительно-исторического
изучения родного языка после усвоения
его правил, значимости соизучения языка
и национальной культуры.
Алексей Александрович Шахматов(1864-1920)
А.А.Шахматов, великий русский лингвист,
внес огромный вклад в изучение синтаксиса
и истории языка. С ранних лет он проявил
глубокий интерес к проблемам языкознания.
Еще учась в гимназии, он принимал участие
в научных диспутах. Тогда же была опубликована
его первая статья.
Многогранны научные интересы языковеда.
А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией
русского и других славянских языков.
Он возглавлял работу по созданию академического
толкового словаря и комиссию по реформе
орфографии. Он, наконец, выдающийся русский
синтаксист.
В книге А.А.Шахматова «Синтаксис русского
языка»,по словам В.В.Виноградова, «впервые
собран колоссальный материал, характеризующий
поразительное разнообразие синтаксических
конструкций современного русского языка».
А.А.Шахматов первым в истории нашей науки
выделил типы односоставных предложений
и описал особенности их строения. Многие
синтаксические идеи Шахматова до сих
пор не потеряли своей актуальности.
Дмитрий Николаевич Ушаков
(1873-1942)-русский лингвист. Работал в
области диалектологии, орфографии, орфоэпии,
был главным редактором «Толкового словаря
русского языка».Является автором «Орфографического
словаря»,которым и сегодня пользуются
ученики.
Александр Матвеевич Пешковский
(1878-1933)
Александр Матвеевич Пешковскийй -один
из самых замечательных лингвистов XX века.
Он много лет работал в московских гимназиях
и, желая познакомить своих учеников с
настоящей, научной грамматикой, написал
остроумную, полную тонких наблюдений
монографию « Русский синтаксис в научном
освещении» (1914),в которой как будто беседует
со своими учениками. Вместе с ними он
наблюю дает, размышляет, экспериментирует.
Пешковский первым доказал, что интонация
является грамматическим средством, что
она помогает там, где другие грамматические
средства (предлоги, союзы, окончания)
не способны выразить значение. Пешковский
неустанно и страстно разъяснял, что только
сознательное владение грамматикой делает
человека по-настоящему грамотным. Он
обращает внимание на огромную значимость
языковой культуры: « Умение говорить-это
то смазочное масло, которое необходимо
для всякой культурно-государственной
машины и без которого она просто остановилась
бы».
Лев Владимирович Щерба (1880-1944)-русский
языковед, академик. Работал в области
фонетики, орфоэпии, лексикологии, лексикографии,
грамматики, принимал участие в составлении
свода правил орфографии и пунктуации.
В течение многих лет под редакцией Л.В.Щербы
выходил школьный учебник русского языка.
Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969)-русский
филолог, академик, ученик А.А.Шахматова
и Л.В.Щербы. Создал фундаментальные труды
по истории русского литературного языка,
по грамматике, работы о языке художественной
литературы; занимался лексикологией,
фразеологией, лексикографией.
Сергей Иванович Ожегов (1900-1964)-
Замечательный русский языковед-лексикограф,
известен прежде всего как автор «Словаря
русского языка», который выдержал более
20 изданий.
С.И.Ожегов был не только прирожденным
лексикографом, но и одним из крупнейших
историков литературного языка. Его перу
принадлежат многочисленные статьи по
вопросам культуры речи, об истории слов,
о развитии русской лексики на новом этапе
развития общества.
Список литературы.
1.Панов.М.В.Словарь юного филолога.-М.,1984.
2.Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова.-М.,1987.
3.Брагина А.А. Русское слово в языках мира.-М.,1978.
4.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник
лингвистических терминов.-М.,1976.
Похожие материалы
А. Солженицын "Матренин
двор". Вопрос 2Определите главную
идею произведения «Матренин двор».
В каких произведениях
Происхождение сказки из мифа не вызывает сомнения. Многочисленные тотемические мифы и особенно мифологические анекдоты о трикстерах широко отразились …
Приведем ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы.Нужно ли составлять план и нужно ли переписывать его в чистовик?Целесообразно составить для се…